Любовь vs права и свободы

Татьяна Зайцева (Пашковская)

Богослов, поэт, нарративный практик. Бывший редактор библейского раздела портала «Предание».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Иногда мы отказываемся от чего-то, потому что понимаем, что не имеем на это права. А иногда мы имеем право и размахиваем этим правом, как флагом. Сегодняшнее апостольское чтение – о том, как поступал со своими правами апостол Павел и о том, как он предлагает поступать нам.

Первое Послание Апостола Павла к Коринфянам, глава 9

На церковнославянском языке

2 Аще иным (и) несмь апостол, но обаче вам есмь: печать бо моего апостолства вы есте о Господе.
3 Мой ответ востязующым мене сей есть.
4 Еда не имамы власти ясти и пити?
5 Еда не имамы власти сестру жену водити, яко и прочии апостоли, и братия Господня, и кифа?
6 Или един аз и варнава не имамы власти еже не делати?
7 Кто воинствует своими оброки когда? Или кто насаждает виноград, и от плода его не яст? Или кто пасет стадо, и от млека стада не яст?
8 Еда по человеку сия глаголю? Не и закон ли сия глаголет?
9 В моисеове бо законе писано: да не заградиши устну вола молотяща. Еда о волех радит Бог?
10 Или нас ради всяко глаголет? Нас бо ради написася, яко о надежди должен есть оряй орати, и молотяй с надеждею своего упования причащатися.
11 Аще мы духовная сеяхом вам, велико ли, аще мы ваша телесная пожнем?
12 Аще инии власти вашея причащаются, не паче ли мы? Но не сотворихом по области сей: но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову.

На русском языке

2 Если для других я не Апостол, то для вас [Апостол]; ибо печать моего апостольства – вы в Господе.
3 Вот мое защищение против осуждающих меня.
4 Или мы не имеем власти есть и пить?
5 Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа?
6 Или один я и Варнава не имеем власти не работать?
7 Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада?
8 По человеческому ли только [рассуждению] я это говорю? Не то же ли говорит и закон?
9 Ибо в Моисеевом законе написано: не заграждай рта у вола молотящего. О волах ли печется Бог?
10 Или, конечно, для нас говорится? Так, для нас это написано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеждою, и кто молотит, [должен молотить] с надеждою получить ожидаемое.
11 Если мы посеяли в вас духовное, велико ли то, если пожнем у вас телесное?
12 Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не пользовались сею властью, но все переносим, дабы не поставить какой преграды благовествованию Христову.

Для того, чтобы понять, о чем этот отрывок, нам надо вернуться назад и прочитать восьмую главу Первого послания к коринфянам.

Проблема, которую там разбирает апостол Павел, это проблема идоложертвенного. В древнем мире было принято приносить в жертву богам животных. Животные убивались, часть их сжигалась, а часть съедалась жрецами и другими участниками богослужения. Мясо, которое подавалось на общественных трапезах, тоже было принесено в жертву языческим богам. Часть этого мяса продавалась на рынке. Ряд коринфских христиан, побогаче, которые могли купить любое мясо, равнодушно относились к вопросу об идоложертвенном и считали, что есть можно любое мясо, тем более, что идолов на самом деле не существует. Имея такое знание, они спокойно ели мясо на языческих праздниках. Другие коринфяне, которые видели мясо только на языческих праздниках, где его раздавали народу, смущались и не были готовы есть мясо, посвященное идолам. Апостол Павел не говорит прямо о том, что идоложертвенное есть нельзя. Он призывает тех, кто ест идоложертвенное, отказаться от него по любви к тем, кого оно смущает. Мы, люди, существа социальные и склонны делать то же, что и все вокруг, даже считая это неправильным. Поэтому апостол Павел призывает едящих идоложертвенное не соблазнять своим примером на поедание идоложертвенного тех, кто считает это грехом. Потому что за этого человека умер Христос и, соблазняя его, «сильные в вере» коринфяне согрешают и против него, и против Христа. Глава заканчивается словами «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего».

Апостольское чтение этого воскресенья является продолжением этой темы. По сути, Павел говорит здесь, что у него, как у Апостола, есть определенные права. Он имеет право есть (в том числе и мясо) и пить. Он имеет право возить с собой жену, как это делают другие апостолы. Он имеет право не работать и жить за счет тех, кому он проповедует. Тем более, что он приносит этим людям не просто слова, а благую весть о возможности мира с Богом. Свои права он обосновывает и практикой Римской империи и Моисеевым законом. Римским солдатам платили жалованье за службу в армии. Закон Моисея, не человеческий закон, а Божий, также говорит о том, что тот, кто трудится – вол, должен иметь возможность питаться от своих трудов. Павел распространяет это правило на людей. Чуть дальше, в 14 стихе, он говорит, что «Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования». Однако, несмотря на свое право жить именно так, Павел не пользуется им. Не пользуется для того, чтобы ничем не помешать проповеди благой вести, никого ничем не соблазнить.

Что из этого можем вынести мы? Иногда православные христиане считают, что мы должны смиряться и от всего отказываться, потому что не имеем на это права и вообще являемся ничтожными существами. Но из этого отрывка видно, что Бог не ограничивает нас во всем, не принуждает нас к непосильной аскезе, не смотрит на нас, как на ничтожества, но дает нам определенные права и свободы. Например, право работника пользоваться тем, что он возделывает. Далеко не всегда такое право дают нам люди. Например, в 30-е годы в СССР крестьяне были насильно вовлечены в колхозы и лишены прав на те продукты, которые они производили. В 1932-33 годах это привело к массовому голоду, а против тех, кто позволял себе что-то взять с колхозного поля, применялся «закон о трёх колосках», по которому сажали на 10 лет. Но Бог дает нам такое право и дает нам свободу во многом. А апостол Павел дает нам пример того, как мы можем поступать с нашим правом и с нашей свободой. Мы можем воспользоваться ими и не согрешим – а можем не воспользоваться из любви к кому-то. Ради того, чтобы кого-то не соблазнить, не смутить или из других каких-то соображений. Например, мы можем уступить свое место в очереди человеку, который очень торопится, хотя имеем полное право не уступать. Мы можем промолчать, чтобы не обидеть человека, когда оказались правы в споре – хотя имеем полное право отметить, что мы были правы. Мы можем быть уверены в том, что можем не поститься – и поститься ради того, чтобы не соблазнить других. Апостол Павел дает нам пример любви, исходящей из свободы. И, наверно, важно обладать этим внутренним чувством свободы, чтобы действовать из любви.

А какую важную мысль увидели в этом чтении вы?

Вопросы для размышления
Блаженный Феофилакт Болгарский
Блаженный Феодорит Кирский

Святитель Феофан Затворник

Подвести итоги

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle