Во имя пустого триумфализма

Игумен Силуан (Туманов)

Председатель издательского совета Санкт-Петербургской митрополии. Настоятель храма Святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Парголово.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Вот уже подходит к концу Великий пост. Вот уже день памяти преподобной Марии Египетской. Как уже мы в прошлый раз отмечали, это сугубо монашеские памяти. И они должны давать вдохновение для подвигов монашествующим. Но и живущим в миру людям есть что полезное почерпнуть.

Понятно, что мы не можем в буквальном смысле подражать Марии Египетской, да от нас этого и не требуется. Мы не можем десятки лет жить в пустыне и питаться подножным кормом. Главное не в этом. Главное — почему святая Мария решила кардинальным образом изменить свою жизнь. Потому что она любила Бога. Она полюбила Господа и поняла, насколько ее жизнь совершенно не угодна Ему. Вот это ощущение, что мы живем неправильно, — оно и есть начало всякого покаяния. Именно поэтому память Марии Египетской так важна для каждого из нас.

В этот день читается Евангелие, которое тоже действует на нас довольно отрезвляюще. Подходят ученики к Иисусу и просят, чтобы Он сделал их министрами в будущем Своем Царстве. А ведь Христос только что им говорил, что исполняются пророчества, что Его сейчас схватят и убьют… На третий день Он воскреснет… Нет, они не слышали Его. Они желали услышать что-то свое. Это очень неприятный, но очень точный образ христианства многих из нас.

Что мы ждем от христианства? Что мы ждем от Христа? Что Он станет Царем и сделает нашу жизнь идеальной? Все враги будут падать налево и направо перед нами? Все у нас будет получаться? У нас будет достаток, здоровье, власть? Или все-таки чего-то иного ждет от нас Христос, а все остальное может быть, а может и не быть? Вот это очень важный вопрос, который мы задаем сегодня, слушая Евангелие.

Христос спрашивает: можете ли пить чашу страданий, которую Я пью? Чашу сопричастности Богу. Можете ли креститься крещением, которым Я крещусь? Понятно, что в греческом тексте говорится о погружении, об очищении. Можете ли вы это сделать? Ученики не понимают. И они совершенно спокойно отвечают: да, можем. И мы точно так же отвечаем: да, Господи, можем! Мы сейчас немножко помиссионерствуем, немножко катехизацией займемся, и все в России будет прекрасно! У нас и в жизни нашей сразу все наладится! Как только мы скажем всем о Боге, всем будет хорошо.

Ну неужели мы еще не поняли за эти века, что доходит до людей поступок, а не только сказанное слово. Во имя чего и что ты делаешь — вот что важно. Ученики пришли к пониманию слов Христовых только после Воскресения. Через неделю мы будем вспоминать Страстную седмицу, то есть о Распятии Господнем. Все разбежались. Все думали только о земном владычестве, и к этому вроде бы все шло. Что Ты, Господи, говоришь о каких-то мучениях и страданиях?! Это, наверное, иносказание. Ну так надо. А оказалось-то — нет.

Конечно, это не значит, что в нашу жизнь Господь должен входить страданиями, позорной смертью, мучениями, предательством. Но этого всего тоже хватает в какой-то степени в жизни каждого из нас. Более того, мы иногда становимся источником страданий других людей. Вот о чем стоит подумать в это воскресенье и в эту неделю.

Церковь предлагает нам это Евангелие на эту неделю, чтобы в нас не было пустого триумфализма. Чтобы не было ощущения, что мы скажем нужные слова, и мир вокруг нас сразу изменится. Это не так. Нужные слова мы должны в первую очередь понять сами настолько, чтобы жизнь свою изменить, чтобы полюбить Бога и ближних так, как это сделала святая Мария.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle