«Блаженны через Нее все жены»: как писали о Рождестве Богородицы от Прокла Константинопольского до Димитрия Смирнова

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

«Начало нашего спасения» — так Церковь называет день Рождества Богородицы, 21 сентября. Спас нас Иисус, сын Марии — но Он не смог бы этого сделать без согласия Марии на Воплощение, ибо Он ничего не делает без человеческой свободы. Чтобы впустить в мир Создателя, понадобилась Та, Которая была достаточна совершенна.

О любимых святых всегда интересно узнать, как и когда они жили, какими были, как были прославлены. Но о Богородице известно немногое. В Новом Завете о Ней говорится очень мало, а об Ее рождестве и вовсе не упоминается. Праздник Рождества Богородицы установлен на основании событий, описанных в Протоевангелии Иакова, апокрифе II века. Можно прочесть текст «Евангелия Иакова» у нас на «Предании», а можно послушать, как его читают в фильме «Рождество Богородицы (Джотто до Бондоне)» из цикла «Библейский сюжет». На одной из фресок Джотто до Бондоне в капелле дель Арена в Падуе изображается явление ангела святой Анне, матери Марии. Рассказ о необычных для своего времени росписях, стихи Данте, который был другом Джотто, история, прекрасная музыка — все это есть в фильме.

Дева Мария почитаема во всем христианском мире. Но насколько по-разному! Католические Мадонны и православные богородичные иконы существуют как будто в параллельных вселенных. Этому посвящена статья профессора Владимира Лосского «Догмат о непорочном зачатии» из сборника «По образу и подобию». Речь идет не о девственном зачатии Иисуса Христа, в этом вопросе мы солидарны. Но о том, что в Католической Церкви существует Догмат о непорочном зачатии Марии. Богородице от утробы матери дарована особая благодать, Она свободна от первородного греха для того, чтобы быть достойным непорочным сосудом, в котором нуждалось Божественное Слово. Православная Церковь никогда не допускала такого толкования. Если Она была предопределена, чтобы стать Матерью Мессии, то где Ее свободная воля? Зачем приходил Архангел Гавриил? Если Бог отделил Ее особым образом от всех потомков Адама, то для чего человечество до Христа проделало путь, бывший мессианским ожиданием, ведь Бог властен избрать любого человека в любой момент времени и очистить его как подобает.

Проповеди помогут понять, как вечный смысл праздника преломляется в нашем времени и в нашей частной жизни. Например, игумен Мелхиседек (Артюхин) говорит о том, что дело нашего спасения начинается с великого терпения Иоакима и Анны, бывших бесчадными 50 лет. Любое человеческое дело делается небыстро. Отец Мелхиседек рассуждает о ежедневном труде, умножении любви и благодати смирения.

Протоиерей Димитрий Смирнов напоминает о том, что в день Рождества Богородицы 8 сентября 1380 года состоялась Куликовская битва. И как в этот день началось наше спасение, так и победа Димитрия Донского стала началом становления единства Руси, первым шагом на пути к свержению ига. Лишь одно могло сплотить разрозненные княжества и повести их в бой — православная вера. Если бы не та победа над Мамаем, не было бы ни России, ни всего того, чем гордится наша страна. Там — начало небесного спасения, здесь — начало земного.

«Все празднества в честь святых досточудны, и уподобляются блистанию звезд». Так начинается «Похвальное слово Богородице» Прокла Константинопольского, в котором содержится, возможно, первое упоминание о празднике. «Все памяти святых достославны. Но ничто не равняется славою с настоящим торжеством». В тексте упоминаются различные библейские события, патриархи, цари и пророки, о каждом пара слова, но очень емких и точных, так что, видя знакомое имя, ты будто перелистываешь Библию. Велики их деяния, но «все они видели Христа только в гаданиях, а Она носила во чреве Воплотившегося».

«Пробеги землю, осмотри море, исследуй воздух, углубись мыслию в небеса, испытай все невидимые силы, и скажи, есть ли другое подобное чудо в тварях?»

Это не стихи, во всяком случае, в русском переводе, но звучит очень поэтично, легко и радостно. Жены библейские также не обделены вниманием.

«Блаженны через Нее все жены: род их не подлежит более клятве, и даже превосходит славою Ангелов».

Каждой женщине такие слова могут послужить большим утешением.

На тематической странице Рождества Богородицы можно также найти поэтическую проповедь о смысле праздника и послушать исполнение кондака знаменным распевом.

Подготовила Наталия Щукина

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle