Что такое призвание и правильно ли мы его понимаем

Монахиня Кира (Панкова)

Руководитель издательского отдела Якутской епархии. Помощник руководителя отдела по делам молодежи Якутской епархии.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Дуччо ди Буонинсенья. Призвание апостолов Петра и Андрея. 1308 г.

13 декабря мы празднуем память святого апостола Андрея Первозванного.

Святой Андрей один из тех, кто первым был позван Христом на служение. Вместе со своим братом будущим апостолом Петром он оставил всё и последовал за Спасителем. В евангельском отрывке (Мф 4:18–20) мы четко видим, как действует настоящее призвание и как человек отвечает на него. Давайте разберемся, что именно означает это понятие, и попробуем определиться, являемся ли мы призванными и к чему.

Часто мы говорим: «Вот у человека призвание!». Что имеется в виду? Обычно — таланты или уникальные способности: например, сочинение музыки. Есть еще мнение, что призвание — те смыслы, которые мы вкладываем в нашу жизнь, в работу, в служение. Ради этого мы трудимся, наполняем свое существование содержанием, ощущаем себя реализованными. Третье мнение — что это способность человека самому стать лучше и сделать лучше мир вокруг себя.

Но призвание, в первую очередь, — это нечто, касающееся Неба; то, что направлено вверх. Вектор, позволяющий человеку ощущать себя чадом Отца Небесного. Сила, обращенная на человека для выполнения Божественного замысла на благо всего человечества.

И если ты, например, бухгалтер, то от тебя и твоего отношения к работе и людям зависит общая цепочка жизнедеятельности общества.

Давайте обратимся к святоотеческой мудрости. Святитель Феофан Затворник говорит:

Позвал Господь Петра и Андрея — и они тотчас, оставив всё, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна — и они тоже тотчас оставили всё и пошли за Ним. Отчего же так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Такой уж закон у нас в душе, что, узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, скрытом на поле, и о жемчуге многоценном. Это сокровище и жемчуг — вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в Крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустое? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждым нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего менее нехорошо и что более, и на этом основывает свои взгляды. Тут и вся причина, отчего иных зовет Господь, и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

О чем тут речь? Святитель показывает на примере святых апостолов, что главное призвание человека — это призвание верить. Причем верить не просто в какую-то абстрактную силу или истукана, а настоящего живого Бога-Личность, с Которым выстраиваются личные отношения. Когда мы начинаем общаться с Господом, то наше восприятие мира вместо 180 градусов становится все 360. Познавший это уже не свернет с пути и словно плененный будет стремиться за небесным призванием.

Даже если на пути к призванию мы будем спотыкаться, где-то не соглашаться, естественное стремление к Творцу вернет нас на правильный путь.

Итак, можно сказать, что призвание — это когда Бог касается сердца человека, и он, оставив всё, следует за зовом, — так, как это сделали святые апостолы.

Что значит «оставить всё»? Это когда мы оставляем прошлая и простираемся в передняя – за Господом. В «движении» призвания включается надежда, вера и любовь. Без этих трех направляющих стремление к премудрому промыслу Божию будет отягощено человеческими слабостями и сомнениями. Призвание — это сила движения, в призвании мы не стоим на месте: либо богатеем в Боге, либо отдаляемся от Него и затухаем в своей ограниченности.

Прекрасно говорит о призвании митрополит Антоний Сурожский:

Бывает и в нашей жизни, что в какой-то момент мы услышим ясный голос Божий, который нас зовет по имени, и тогда мы можем встать и пойти. Бывает так, что мы встретим в жизни, коснемся края встречи со Христом, глубоко потрясены бываем тем, что пережили, готовы были в тот момент на любой подвиг, но Спаситель знает, что ни на какой подвиг от восторга нашего мы не способны. Пройдет порыв, восторг, вернемся мы на старое и остынем. И нас Господь Сам отсылает обратно в жизнь, обратно в семью, обратно к обычным нашим занятиям, обратно ко всему, что раньше существовало без Него в нашем сознании. Но посылает Он нас обратно со знанием, что мы встретили Живого Бога. Это бывает после молитвы, после причащения или в какой-нибудь непостижимый момент, когда нас коснется жизнь. И в какое-то время Он пройдет мимо нас и скажет: «А теперь брось, пора идти!»

Именно так случилось с апостолами, когда они услышали ясный голос Спасителя, Его призвание следовать за Ним. Через весь Новый Завет мы видим, как горячо они шли за Христом, какой восторг переживали, оставив всё. Такое призвание надо было оправдать, поэтому после Вознесения они вернулись к своим обычным делам и проповеди Евангелия народу — и уже на деле подтверждали призвание. Ведь недостаточно одного лишь первого движения, необходимо желание развиваться, расти от силы в силу и помнить, что в твое сердце вложена частица Божественного огня.

Призванный, первозванный, званый — эти слова имеют общий корень, который придает им возвышенное значение, вектор вверх. Поэтому, в каком бы значении мы их ни использовали, они дают человеку нужное направление и понимание, а еще — вдохновение, обращение к чему-то высокому.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle