Живая Псалтирь день за днем. Псалом 90

Владимир Сорокин

Библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы подготовили великопостную рассылку – для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться.

В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.

Псалом 90

[Хвалебная песнь Давида.]

1 Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится,

2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!».

3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его.

5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем,

6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень.

7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:

8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым.

9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим;

10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему;

11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих:

12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;

13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона.

14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое.

15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его,

16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».

Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 90: 1–16)

Псалом 90 представляет собой молитвенное размышление, медитацию, и потому молитвенная формула как таковая здесь отсутствует. Однако в начале псалма, в ст. 1, упоминаются если не сами священные имена, то, по крайней мере, титулы, которые в них входили. Один из них был когда-то частью имени Эль-Эльон, и Эльон упомянут здесь так же, как и Шадай — титул, связанный с другим именем, а именно — Эль-Шадай (в Синодальном переводе Эльон передано как «Всевышний», а Шадай — как «Всемогущий»). Каждое из двух упомянутых имен было собственным, а не нарицательным, хотя традиционно их принято переводить — быть может, потому, что этимология их вполне прозрачна. Первое из двух имен, Эль-Эльон, означает буквально «высокий бог» или «вознесшийся бог» — и потому, вероятно, его переводят обычно как «Всевышний», относя имя к Единому и ассоциируя его с Богом Авраама. Второе же означает буквально «Бог силы» — именно с этим именем Бог открылся Аврааму, и его обычно переводят как «Всемогущий».

Между тем первое из двух имен не имеет никакого отношения к Богу Авраама. Пророком («священником» Синодального перевода) Эль-Эльона был упомянутый в Книге Бытия Мелхиседек, но нигде и никогда в Библии оно не применялось к Богу Авраама и Моисея. Вероятно, именно Эль-Эльону поклонялись в Иерусалиме, прежде чем он был захвачен Давидом и стал религиозной столицей яхвизма. До завоевания Иерусалим был городом-святилищем Эль-Эльона, которым правил царь-пророк — таким был, по-видимому, Мелхиседек. А впоследствии, уже после завоевания города Давидом, эпитет Эльон стал применяться к Яхве — святилище Эль-Эльона стало теперь яхвистским. Если рассматривать этот эпитет в таком отношении, тогда, наверное, по-русски его можно было бы передать как «Всевышний», особенно в контексте Псалма 90: здесь к Яхве применены равно титулы Эльон и Шадай, связанные с высотой и силой.

Исторически, как видно, появление в тексте псалма упомянутых титулов вполне объяснимо, если предположить, что псалом был написан вскоре после завоевания Иерусалима Давидом: неудивительно, что в те времена старый и новый титулы оказались рядом, но, разумеется, уже применительно к Яхве, к Богу Давида. Интереснее другое: духовный опыт, стоящий за традиционной титулатурой. Речь идет о пребывании «в тени» и «под покровом». Прямо говорится о крыльях, перьях, что может показаться несколько странным. Если, однако, предположить, что в дояхвистские времена в святилище Шалема Эль-Эльону, богу неба, поклонялись в образе священной птицы, как это было, к примеру, с Зевсом Олимпийским или с Юпитером Капитолийским, то появление в псалме не только крыльев, но и перьев вполне объяснимо. Однако речь явно идет не только об аллегориях.

Божий покров — образ в Библии довольно распространенный. Его, конечно, тоже можно было бы счесть чистой аллегорией, если бы не встречающиеся в ней указания на то, что речь идет о духовном опыте, о переживании реальности Божьего присутствия, ощущаемого человеком как легкое движение воздуха у себя над головой. Вероятно, именно этот опыт сделал возможным соотнесение в библейских книгах Божьего дыхания с физическим ветром: человек действительно мог иногда чувствовать Его присутствие как веяние легкого, порой едва заметного ветерка, от которого, однако, по коже пробегал мороз, а на голове шевелились волосы.

Опыт такого присутствия, очевидно, и отражен в псалме. Он свидетельствовал человеку, его переживающему, что он, человек, действительно находится рядом с Богом, под Его покровом, под Божьей крышей в самом буквальном смысле слова. Здесь, конечно, ничего не страшно, о чем и говорит автор псалма. От человека же требуется верность Богу и любовь к Нему, а также непрерывное богообщение: не случайно псалмопевец говорит о человеке, пребывающем под кровом Божьим, что он познал имя Божье. Дело не в знании правильных титулов, а в непрерывном богообщении, которое предполагает и непрерывное призывание священных имен. Иначе, без отношений с Богом, без богообщения, оставаться в Божьем присутствии не получится: даже если оно и откроется в какой-то момент человеку, человек очень скоро его потеряет.

А что такое Божий покров для нас: аллегория или реальность?

Из книги Владимира Сорокина «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания». — М.: Никея, 2019.

Вы можете послушать курс лекций Владимира Сорокина о псалмах.
А здесь собраны все его лекционные курсы.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle