Сделать веру живой

26.10.2016
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В наши дни уже многие образованные люди 25—45 лет прошли схожий путь. Восторженное неофитство, службы каждую неделю, строгий пост, паломничества, споры с близкими о вере сменяются разочарованием, пустотой и потерей интереса к церковной жизни. Почему это происходит и что можно с этим делать? Ждать, пока пройдёт само, делать через силу всё по-старому, уходить из религии?

Сегодня с нами своими размышлениями и опытом по этой теме делится Инна Шукшина. Делится как православный человек, как психолог, как многодетная мама и как та, кто была активным миссионером среди молодёжи 10 лет назад.

Расцерковление: Церковь и жизнь — параллельные прямые

Статьи, которые я читала по теме расцерковления, либо просто констатируют проблему, либо бодрятся — мол, не всё так плохо, либо привычно ругают “нерадивых” прихожан. Ведь есть же те, кого всё устраивает, у кого всё хорошо, всё получается и менять ничего не намерены. Но что делать тем, кому идти на службу не хочется, в постах смысла и пользы не видят и не чувствуют, молитвы читать заставить себя не могут? А жизнь течёт сама по себе, не связанная с церковью, и вроде как с неба молния не поражает.

Жизненные вопросы каждый решает как может, с трудом увязывая их с религией, или же духовная и обычная жизнь кажутся вообще не связанными. Кто-то идёт к психологу, кто-то к врачу, кто-то наконец разрешает себе светские радости вроде шопинга, косметики и посиделок с неправославными друзьями. Но главный вопрос остаётся звучать в голове — а что же делать с моей верой? Кто я — православный или уже не совсем? Что на самом деле хочет и ждёт от меня Бог? Когда я одумаюсь и вернусь к “правильной” жизни, или же эта, нынешняя жизнь и есть более правильная? Но как быть с невыполненными предписаниями — принять как есть или каяться в этом?

Кто-то особо и не думает, просто как-то само собой получается, что на храм нет времени — работа, семья, дети, усталость. И в кризисный момент мысль о Боге даже не возникает: Бог — это ведь свечки, иконы, службы и священники, а не я, мои тягостные думы и мои мелкие жизненные проблемы. Где в этом всём может быть Бог? Как подойти-то к нему с непокрытой головой, без свечи и с молитвой не по книге?

И выполнение религиозных дел — заказ молебна, причастие детей или просто зайти свечку поставить — тоже воспринимается лишь с удовлетворением — вот, галочку сделал, вроде как уплата налогов, или как оплатил коммунальные. И обратно — в свои дела, проблемы, в которых Богу места нет и мысль о Нём возникает крайне редко. Как и о главном, что хотел донести до нас Он, — о Любви.

Вселенная, где сходятся параллели, — Любовь

Что такое любовь? Как мы можем наполнить любовью каждое своё действие, каждую мысль и каждый день? Возможно ли это, или для этого надо быть отшельником? Помним ли мы хоть иногда, что Бог — это не церковь, не свеча, не молитва даже, а в первую очередь — любовь? И что это как раз то, что вписывается в любое наше дело, в любую минуту и любой шаг.

У людей есть страсть всё мерить количеством. Измерить, как часто ты ходишь на службы, читаешь молитвы или постишься, — можно. А сколько в тебе любви — нет. А сколько в другом любви, и подавно не определить на глаз. Но ведь об этом и говорил Христос — что если любви не имеем, нет ни в чём пользы. И смысл тут не в том, что мало того, что делаем мало и плохо, так ещё и упрекнуть нас можно, что без любви это, и вообще всё — тщетно. Но разве не страшно, что в православной среде слова Библия, Христос, Любовь, Радость считаются чуть ли не ругательными, по крайней мере излишними, которые пристало произносить сектантам, а нам полезнее говорить о Постах, Православных, Грехах, Покаянии? Часто цитаты из Библии считаются менее вескими, чем цитаты святых, либо в ходу только отдельные и по-своему толкуемые цитаты, от которых не хочется заплакать от радости. Радости, что Бог есть, Он близко, Он с нами, Он хочет нам добра и любит нас. Спорам, дискуссиям, злости — да, а уважению и любви к людям — почему-то нет. Правильность и Доказательство правоты почему-то важнее Любви и Человеколюбия.

— Я ненавижу “боговдушников”, они хуже атеистов, — говорил один православный про тех верующих и признающих Бога, говорящих что верят в него “в душе”. Очень согласуется с некоторыми православными идеями! Но идеи ли это Библии, призывающие нас любить даже своих врагов и говорящей, что ненавидящий брата своего — человекоубийца? И у тех, кто в какой-то момент понимает это, видит расхождение между делом и чувствами, не видит в религии любви, возникает желание просто всё бросить и уйти куда подальше.

Человеческие слова для веры и жизни

Но когда вся внешняя атрибутика отходит на второй план, когда вы теряете интерес ко всему внешнему и перестаёте этим так сильно увлекаться, тут-то и появляется шанс сделать центром своей жизни главное — а именно любовь и ежеминутное присутствие Бога рядом.

Недавно одна из моих православных клиенток поделилась своим опытом. В своё время она много лет вела активную приходскую жизнь, отдавала все силы и время приходу, но в какой-то момент просто устала и ушла. У неё больше не было сил жертвовать, отдавать. Отдавать, не получая ничего взамен, трудиться “во славу Божию”. Хотелось уже подумать и о своей жизни — о семье, работе, личном счастье, а не только а других, истощая себя. Вера не ушла из её жизни — просто начался период переосмысления и расстановки приоритетов, но отдаление от церкви произошло. Недавно был праздник Рождества Богородицы, и она всю жизнь так о нём и думала, слегка отстранённо — Рождество и Рождество, один из праздников. А тут внезапно её осенило — ведь если представить, Как это было в реальной жизни, и попробовать прочувствовать, то ведь Рождество — это на самом деле день рождения! А Богородица — мама Бога! И праздник этот — день рождения мамы Бога. И когда она назвала это такими словами, она ощутила радость и понимание сути праздника, ей захотелось купить цветы и отнести их в храм, она купила красивые жёлтые розы и шла как на настоящий праздник, когда мы идём на день рождения и несём имениннику цветы! Ведь точно, что маленький Христос был похож на остальных детей и называл маму мамой, а не как-то иначе. Ведь иногда, когда мы сами себе объясняем что-то так, как объясняли бы ребёнку, становится проще и понятнее и нам самим. И насколько в этой простоте детскости названия праздника больше чувствования сути, чем в каком-нибудь “Ореховом Спасе”.

Жизнь, вера и чудо

Недавно и со мной произошло бытовое чудо. У нас полдома, и соседи из второй половины вдруг решили раскопать общую с нами трубу воды, чтобы перерезать её (хоть это и незаконно). Намерения у них были самые решительные. И я почувствовала желание попросить помощи у Бога, взяла икону Богородицы, перекрестила ею окно, под которым шли работы, поставила рядом на полку и подумала: “Ты наша заступница, я верю, что и сейчас заступишься за нас”. И с уверенностью, что Бог нас никогда не подводит, успокоилась и ушла. После этого стало происходить следующее: сначала трубу найти никак не удавалось, потом пошёл дождь и всё ещё отложилось, дальше трубу нашли, но канава так и осталась разрытой. Вода осталась при нас, а икона пока так и стоит там.

И я верю, что живая, понятная нам вера, наполненная радостью и любовью, полезнее для нас, чем вера с примесью вины, стыда, страха наказания и осуждения, чётко регламентирующая, когда, как, сколько и в какой позе мы имеем право или обязаны общаться с Богом. Что бывает сначала — любовь, а потом поцелуй или же мы целуем нелюбимых в надежде, что “дела любви” помогут нам полюбить? Именно когда мы делаем центром всего любовь, которая внутри, и всё внешнее становится ближе, понятнее и наполняется смыслом. Только полюбив Бога, можно делать и всё остальное. Пока мы боимся Его, ждём от него гадостей, наказаний или пытаемся Ему угодить, наша вера остаётся внешней и не затрагивает глубин сердца.

А на Рождество я так и скажу детям: сегодня у нас праздник — день рождения! Но не кого-то из нас, а Того, кто нас очень любит и кого мы не видим. И кто верит в нас, даже когда мы в Него — нет.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle