Мир накрыло эпидемией коронавируса

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Закрытые границы, резкое падение экономической активности, раскупленные товары первой необходимости. Пустые курорты, закрытые театры, музеи, стадионы и рестораны. Рост цен, бесконечный поток панического ужаса и панического же юмора в социальных сетях — всё это реальность сегодняшнего дня.

Хроники распространения вируса и борьбы с ним заменили новости спорта, культуры и политики. В этом несложно увидеть предзнаменования Апокалипсиса, как видели их в эпидемиях с начала времен. Для христианина это даже естественно: Господь давно обещал прийти, и бедствия перед Его приходом указаны в Писании вполне однозначно.

Я ничего не могу сказать о конце мира. Но есть вещи, о которых новости буквально кричат.

Первое, о чем нам напомнил вирус, пришедший в короне, — он напомнил об уязвимости и о равенстве. Заболели многие люди, казавшиеся неуязвимыми для житейских невзгод. Голливудские актеры Том Хэнкс, Идрис Эльба, Ольга Куриленко. Заболела половина игроков футбольного клуба «Валенсия». Заболели замминистра здравоохранения Великобритании, министр окружающей среды Польши, министр энергетики Бразилии. Заболели люди из руководства Всемирного банка, который многими воспринимается как мировое правительство. Они заразились точно так же, как простые русские, китайцы, итальянцы, американцы, иранцы или израильтяне. Мы все уязвимы, и ни огромные деньги, ни мировая слава недостаточны для гарантированно беспечальной жизни.

А значит, нет смысла завидовать тем, о ком пишут в журналах «из жизни звезд». И не больше смысла ненавидеть тех, кто где-то там наверху якобы управляет судьбами мира. На Страшном суде все будут равны. И сейчас равны, даже если это кажется неочевидным.

И второе, о чем напоминает вирус, — это о мужестве и трезвости.

В зеркале СМИ и социальных сетей любое событие может выглядеть очень драматичным, даже не будучи таковым. В 2012 году, когда случилось наводнение в Крымске, из Москвы казалось, что город стерт с лица земли, на его месте остались развалины, вокруг которых бродят волонтеры и в одночасье потерявшие всё выжившие местные жители.

А на месте оказалось, что хотя разрушения и велики, и погибло больше ста человек, пострадала лишь относительно небольшая часть города, а весь остальной Крымск мало изменился — молодежь пьет пиво на лавочках, голоногие девушки гуляют по улицам, жизнь продолжается, и лишь обилие тяжелой техники на улицах напоминает, что в нескольких километрах прошел разрушительный поток, унесший множество жизней.

И потому мне кажется более актуальным вспоминать не Апокалипсис, а многократные призывы Евангелия — «Не бойтесь!». Не бойтесь, когда услышите о войнах и военных слухах, не бойтесь убивающих тело, не бойтесь ничего — у вас и волосы на голове все сочтены Богом.

Господь с нами во все дни до скончания века — и в эпидемии, и в кризисе, и Он обещал не оставлять нас.

А также вирус напоминает мне о надежде, и у нас есть для нее основания. Мир пережил многое. Две мировые войны, десятки эпидемий, бессчетные местные и глобальные экономические кризисы — и всегда восстанавливался. Господь создал людей очень упрямыми. Захватив очередную вершину материального прогресса, человечество не откатывается назад. За двадцатый век человечество построило — при всех оговорках и сложностях — и массовое здравоохранение, и мощные социальные службы, победило, хотя бы в части стран, массу зол. А значит, и теперь справится.

Господь, Который исцелял больных и заповедал заботу о бедняках, вряд ли против того, чтобы люди жили дольше и болели меньше. И потому материальный прогресс — вещь сама по себе Богом благословленная, хотя и имеющая негативные последствия.

Да, возможно, нам светят долгая бедность и падение уровня жизни. Это страшно, этого очень хочется избежать. Но это не крушение цивилизации и не конец истории. Это просто еще одна печальная страница истории мира, о которой нам вполне четко было предсказано, что в этом мире мы будем иметь скорбь. Но и она пройдет.

Нам остается бодрствовать, трезвиться и молиться. Не бояться, не унывать, а хранить верность Господу. Не оправдывать кризисом нарушение заповедей и не оставлять молитвы. Заботиться о ближних в меру своих сил и разумения, не впадать ни в панику, ни в равнодушие.

Честно трудиться и надеяться на Господа — для этого у нас есть все основания. И это уже очень много.

И последнее. Вирус напоминает нам о милосердии. Да, будет трудно. Но всегда есть тот, кому труднее. Тот, кому мы нужны. Господь, когда обращался к ученикам с призывом заботиться о нищих, обращался не к благополучным горожанам современных мегаполисов, а к людям, которые трудились столь тяжко и много, что нам сейчас трудно это даже представить. А значит, и нам кризис не может быть причиной для того, чтобы отворачиваться от чужой беды.

Помочь можно здесь

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle