Живая Псалтирь день за днем. Псалом 111

Владимир Сорокин

Библеист, преподаватель Библейского колледжа «Наследие».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Мы подготовили великопостную рассылку — для тех, кто хочет большего, чем формальное. Подписаться.

В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.

Псалом 111

Аллилуия.

1 Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его.

2 Сильно будет на земле семя его; род правых благословится.

3 Обилие и богатство в доме его, и правда его пребывает вовек.

4 Во тьме восходит свет правым; благ он и милосерд и праведен.

5 Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде.

6 Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник.

7 Не убоится худой молвы: сердце его твердо, уповая на Господа.

8 Утверждено сердце его: он не убоится, когда посмотрит на врагов своих.

9 Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе.

10 Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает. Желание нечестивых погибнет.

Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 111: 1–10)

Псалом 111 представляет собой молитвенное размышление. Его можно считать типичным примером хокмического жанра. Соответствующие тексты, как правило, все так или иначе связаны с темой праведности, а мудрость в них ассоциируется в первую очередь с опытом и навыками такой жизни, поскольку эти навыки доступны человеку. Так и с Псалмом 111 — здесь главной темой тоже становится праведность (иногда называемая «правдой»).

Псалом, разумеется, не случайно, начинается с упоминания блаженного человека, который боится Яхве и весь смысл жизни которого — в данных Богом заповедях. В Синодальном переводе говорится о «крепкой любви» к заповедям, соответствующее еврейское слово означает буквально стремление, порыв. Упомянутый человек видит в них единственный смысл своей жизни, они — его цель, жизнь без них и вне их для него невозможна. Речь, конечно, идет не просто о каких-то предписаниях, юридических или моральных: и то и другое является, в сущности, лишь внешней оболочкой заповедей как таковых. Псалмопевец же говорит о том, что́ во времена, когда был написан псалом, называлось внутренней Торой. В контексте традиции, связанной с ней, заповеди воспринимались прежде всего как внутренний духовно-нравственный императив, источником которого является воля Божья, открытая человеку непосредственно в его внутреннем опыте.

Такое откровение делало заповеди не просто предписаниями — они становились фундаментом, на котором строилась вся духовная и душевная жизнь человека. Заповеди напрямую связаны с Божьей волей, обращенной к человеку, являясь непосредственно ему адресованными и исходящими от Бога интенциями. Эти интенции могут, если только человек сам того захочет, определить направление его жизни. Более того, они могут также определить качество потока этой жизни, если, конечно, человек позволит. Без его воли и участия Бог ничего не делает, человек свободен, и этой свободы Бог у него не отнимает.

В случае согласия человек становится ведомым Богом, он лишь следует за Ним. Однако такое следование не предполагает пассивности — Бог направляет жизнь человека вместе с ним. Воля человека непосредственно участвует в процессе, но процесс и его течение определяются теперь волей Бога, Который его ведет. Человек же учится соотносить каждое движение и проявление своей воли, каждую свою интенцию с волей Бога. Одних заповедей, даже осознанных как внутренний императив, недостаточно: для полноценной духовной жизни важно, чтобы каждая человеческая интенция нашла свое основание в соответствующей Божьей интенции, чтобы воля человека была всякий раз подкреплена Божьей. Именно это, очевидно, и имеет в виду автор псалма, говоря о живущем так человеке, что его сердце «утверждено» в Боге: с сердцем связаны интенции, которые определяют течение жизни человека. Все определяющее духовное состояние человека — и хорошее, и плохое — исходит из сердца.

Такая жизнь делает человека прямым («правым»), одним из тех, чей род, по слову псалмопевца, на земле благословится. Прямота в данном случае означает, прежде всего, внутреннюю цельность, исключающую всякую духовную раздвоенность, обычно присущую человеку в падшем состоянии. Раздвоенность эта связана с качеством самих человеческих интенций. Всякая интенция представляет собой исходящий от духовного «я» человека (или, выражаясь библейским языком, из его сердца) импульс, направленный на объект, с которым он образует одно целое. Это целое и есть интенция, в которой оказываются слиты воедино дух и природа. Если в интенции преобладает духовная составляющая, человек осознает ее, а значит, осознает и процесс своего взаимодействия с объектом своей интенции — внешним (физическим) или внутренним (психическим). Тогда человек может осознанно управлять собственной жизнью, направляя ее течение туда, куда считает нужным. Если же в интенции преобладает природная, психическая составляющая, человек теряет себя настоящего и отождествляет себя с объектом, на который интенция направлена. Тогда он уже не может направлять течение своей жизни, она движется случайным образом и зависит от тех объектов, по которым скользит воля человека и с которыми он себя отождествляет. Цельность заключается в том, чтобы в каждой интенции человека духовная составляющая преобладала над природной, а значит, чтобы все они им осознавались и он мог ими управлять.

Такая жизнь является основой праведности как духовного состояния. Праведность предполагает пребывание в Божьем присутствии и осознанное следование Божьей воле, которое подразумевает, между прочим, и осознание самого этого Присутствия. Между тем неосознанная жизнь, при которой человек отождествляет себя с теми объектами, которые определяют его интенции, попадая в поле его внимания, все перечисленное практически исключает. Поэтому псалмопевец говорит о следовании заповедям и о цельности («прямоте») как о необходимых условиях праведной жизни.

А сколько праведности в нашей жизни?

Из книги Владимира Сорокина «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания». — М.: Никея, 2019.

Вы можете послушать курс лекций Владимира Сорокина о псалмах.
А здесь собраны все его лекционные курсы.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle