Петр, Павел и фолк-музыка: 5 текстов, которые помогли мне узнать кое-что новое об апостолах

Галина Голаева

Педагог, преподаватель английского и немецкого языков, тьютор подготовки к международным экзаменам.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Эль Греко. Апостолы Петр и Павел. 1587–1592

12 июля Петров пост традиционно заканчивается праздником — Днем святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Некоторое время назад я перечитывала Послания и поняла, что мало думаю о них самих, редко представляю их себе как личностей. Для меня они в первую очередь всегда были авторами Посланий, которые читаются в храме, над которыми надо размышлять и т. д.

Я не задумывалась об их жизненном пути, характерах, отношениях и, честно говоря, практически никогда не молилась им лично. Для меня первоверховные апостолы были авторитетными фигурами, к которым нельзя обращаться непосредственно, как, например, к Ксении Петербургской или Симеону Верхотурскому. На них нужно равняться, почитать, прославлять и… не беспокоить по пустякам.

Недавно я поняла, что такой взгляд мне серьезно мешает. Во-первых, я отстраненно воспринимаю текст Посланий, не имея личного отношения к его авторам. Во-вторых, сложно прочувствовать дух, настроение Церкви, не приблизившись к ее основателям, не увидев в них живых людей. И я решила поразмышлять над жизненным опытом и характерами Петра и Павла, прочитав проповеди о них. Некоторые из этих текстов особенно отозвались во мне, о них я и хочу рассказать.

1. Протоиерей Валентин Свенцицкий: «Грех отречения был пережит ими так, что возвел их на высоту»

Проповедь о Петре и Павле (11 июля 1927 г.)

Протоиерей Валентин Свенцицкий (1881–1931)

Отец Валентин пишет о том, что объединяет двух великих апостолов:

«…в жизни того и другого был некий страшный час. Апостол Петр отрекся от Христа, а апостол Павел был Его гонителем».

Понимание этих тяжелых моментов раскрывает нечто важное: значит, грех отречения был пережит апостолами так, что возвел на высоту. Глубина покаяния способна и падение обратить во благо. Это не значит, что мы можем грешить с легким сердцем, но, посмотрев на жизненный путь основателей Церкви, мы чувствуем надежду. Святым человека делает не способность никогда не грешить, а принесенное покаяние, уроки, которые он извлекает из своих ошибок. И пример Петра и Павла говорит нам именно об этом. Необязательно копировать чужие подвиги, всегда есть возможность реально улучшить жизнь, идя к Христу понемногу, шаг за шагом.

2. Протоиерей Александр Мень: «Да, ни на что не способны, но силой Божией способны на все!»

«Подражайте мне, как я Христу» (проповедь на общей исповеди в День памяти святых апостолов Петра и Павла), 12 июля 1986 (?) года

Протоиерей Александр Мень (1935–1990)

Текст отца Александра мотивирует к покаянию, помогает трезво взглянуть на свою жизнь. Вспоминая события жизненного пути апостолов, мы можем увидеть свои ошибки, моменты измены себе. Вслед за апостолом Петром признаем, что нам не к кому идти, кроме Господа. Как и Петр, не хотим разлучаться с Ним, потому что «хорошо нам здесь быть». Моменты глубинной встречи с Богом и собой чередуются в нашей жизни с другими: когда мы возлагаем всю надежду на людей и события, а остаться один на один с Господом нам тревожно.

Мгновения бесстрашного хождения по водам и готовности пойти на смерть за веру сменяются периодами страха, бессилия, даже отчаяния. Из таких перемен состоит вся жизнь, и порой очень сложно принять себя любым и помнить, что и Господь нас любит и принимает. А слова апостола Павла: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп 4:13) — дарят надежду, напоминая, что силой Божией, а не своей собственной я смогу сделать все, что нужно. Так же, как когда-то Павел, — несмотря на истязания, болезни или заключение.

3. Митрополит Антоний Сурожский: «И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае»

Св. ап. Петра и Павла, 12 июля 1987 (?) года

Думая о святых, мы часто видим их гигантами, подражать которым невозможно: слишком мы немощны и слабы. Однако митрополит Антоний подчеркивает человечность первоверховных Апостолов, их неидеальность. Он напоминает, что в начале своего пути Петр и Павел делали ошибки, как любые люди. У каждого из нас, включая и апостолов, есть право на ошибку.

Митрополит Антоний Сурожский (1914–2003)

«И Павел, и Петр проявили такую человеческую хрупкость, какую все мы проявляем при случае», — пишет владыка Антоний.

Но в какой-то момент каждый из них встретил воскресшего Христа и сказал Ему о своей любви, готовности следовать за Ним. «Ты знаешь, что я люблю Тебя» (Ин 21:15) — несмотря на немощь, измену, слабость, страхи, эти слова укрепляют сердце, делают его верным Господу. Ведь Бог знает обо всех моих недостатках и продолжает любить меня.

И я люблю Его, даже когда ошибаюсь, вот движущая сила моей жизни, сила Божия, совершающаяся в немощи.

Необязательно быть идеальным, да это и невозможно. Осознание своего несовершенства отрезвляет, а признание в любви к Богу наполняет достоинством и силой.

4. Протоиерей Алексий Уминский: «Каждый христианин несет на себе печать апостольства»

Протоиерей Алексий Уминский

Проповедь в День св. ап. Петра и Павла 12 июля 2019 г.

Отмечая День святых апостолов Петра и Павла, мы вспоминаем, что наша Церковь тоже ведь названа Апостольской. Мы должны понимать эти слова не только в том смысле, что она основана апостолами.

Все члены нашей Церкви должны иметь признаки апостольства.

Какие же это признаки? Господь говорит апостолу Петру: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф 16:18). Важно помнить, что каждый из нас является той Церковью, которую врата ада одолеть не могут, поскольку наше основание — Иисус Христос.

Обезображенный, враждующий против апостолов мир в итоге физически как бы одерживает над ними победу, ведь праздник — день их мученической кончины. Однако затем, уже через 300 лет, этот языческий мир становится христианским.

Это и есть признак настоящего апостольства — когда любовь побеждает мир, преображает его. Каждый христианин несет на себе печать апостольства, каждому дана та же самая полнота жизни в Боге, которая была дана апостолу Петру и апостолу Павлу. Правду о Боге можно передать только своей любовью к Нему, никак по-другому апостольство не совершается. Павел, страдавший от болезней и немощей, чувствовал себя самым бессильным на свете человеком, но совершал великие дела. Так и мы можем преобразить свое бессилие в славу Божию, попросив Бога о помощи. Мы можем по-настоящему стать той самой Церковью, основаниями которой явились Петр и Павел.

5. Архимандрит Савва (Мажуко): «Что, если вы угодите со своим «заклятым другом» на одну икону?»

Архимандрит Савва (Мажуко)

12 июля 2018 г.

Петр и Павел: рыбак — пролетарий и ученый-аристократ — два абсолютно разных человека на одной иконе. Чему нас учит их опыт? Казалось бы, «самые святые святые» должны не ходить и говорить, а «ступать» и «молвить», но новозаветные тексты свидетельствуют о том, что среди учеников Христа порой случались «огорчения». Апостол Павел рассказывал своим ученикам, как в Антиохии лично противостал апостолу Петру, обличив его в лицемерии (Гал 2:11). И не только это Послание, но и другие тексты пестрят свидетельствами об ироничном отношении апостола Павла к верховным апостолам, которых он называет знаменитейшие (Гал 2:2).

Петр и Павел — два очень разных человека, но оба ученики Христа и чудотворцы. «Они пророчествуют, наставляют, рукополагают и без устали делятся евангельской вестью. И при этом — не понимают друг друга!» — говорит архимандрит Савва. Для нас важно то откровение, которое несет икона апостолов, потому что это икона Церкви.

Все мы в Церкви очень разные, и это хорошо. Церковное многообразие может стать настоящим испытанием для верующего человека. Мы пытаемся искать стройные и понятные схемы, четкие формулы, но очень часто это лишь наши человеческие мерки. Церковное многообразие не сводится лишь к терпимости и хорошему воспитанию, об этом и пишет архимандрит Савва.

Он подчеркивает, что апостолы Петр и Павел жили Христом и только Христом, и проживали эту Христову жизнь очень по-разному. Порой они совершали ошибки, иногда не понимали друг друга. И все же, при всей непохожести, это были невероятно близкие люди, потому что их единство было единством во Христе.

Опыт Петра и Павла учит меня: если мой брат в Церкви живет Христом, он мой брат, какие бы книги он ни читал, за кого бы ни голосовал на выборах. Мне нравятся слова архимандрита Саввы:

«Бывает, мы ссоримся, ругаемся, подозреваем. Но ведь друг с другом нам коротать вечность! Что, если именно со своим «заклятым другом» я угожу на одну икону? Церковь — сообщество непохожих. Случается, что мы не в состоянии найти общий язык с братом во Христе, но мы вместе в одной Церкви, под одним главою Христом, у одной Чаши Господней, а в вечности — на одной иконе Церкви Торжествующей».

Эти пять текстов помогли мне отойти от привычно-отстраненного взгляда на апостолов. Сегодня Петр и Павел для меня перестали быть лишь плоскими образами с иконы, я увидела в них реальных, интересных людей, прошедших нелегкий путь к Богу.

Заканчивая работу над статьей, неожиданно для себя я сделала открытие. Оно касается горячо любимого мной госпела Keep Your Eyes on the Prize («Сосредоточься на цели»). Песня стала гимном американского движения за гражданские права, освободившего миллионы людей от дискриминации и унижений в 1960-е.

Это очень сильный текст, рассказывающий о любви Бога и пути к свободе, несмотря на страх, насилие, тюремное заключение. Ее первый куплет начинается словами «Paul and Silas were bound in jail…». Внезапно я осознала, что в оковах в тюрьме находились не какие-то неизвестные мне Пол и Сайлас, а апостол Павел со своим учеником Силой! Оказывается, госпел повествует об их заключении в Филиппах и чудесном освобождении из тюрьмы (Деян 16:25–31).

Интересно, что в те же 1960-е был основан один из самых долговечных коллективов в истории современной музыки — фолк-трио Peter, Paul and Mary. Исполненная ими If I Had a Hammer также стала гимном свободы. В названии фолк-трио использованы реальные имена музыкантов. Лично для меня очень символично забавное совпадение — ведь это также имена учеников Иисуса: апостолов Петра, Павла и Марии.

Фолк-трио Peter, Paul and Mary

Никак не думала, что узнаю что-то новое о любимых жанрах музыки благодаря святым первоверховным апостолам Петру и Павлу. И это делает их для меня особенно живыми и близкими. Может быть, в День св. Апостолов 12 июля, слушая любимые записи, я буду думать о них, об их пути к свободе. В переводе с греческого Петр — «камень, скала», а Павел (Paulus) в переводе латыни — «малый». Сегодня я закладываю еще один маленький камушек веры в основание своей жизни, и это благодаря святым апостолам Петру и Павлу.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle