Медовый, Яблочный, Ореховый: почему в августе три Спаса

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Август богат на Господские праздники — то есть праздники, посвященные Господу. Появление трех Спасов — так именуются августовские праздники в народе — в последнем месяце лета неслучайно. И хотя они все установлены для прославления Бога, богослужебная торжественность каждого из них различна.

Медовый Спас, или викториальный день

Андрей Рублев. Спас из Звенигородского полуфигурного деисусного чина. 1410-е гг.

Первый Спас, называемый также Медовым, Мокрым или Спасом на воде, празднуется 1/14 августа (по старому и новому стилю). Он связан с торжеством Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Эта память была установлена по случаю побед в 1164 г. греческого царя Макуина над сарацинами и русского князя Андрея Боголюбского над болгарами. Такие памятные даты с XVIII века в Русской Церкви стали называться «викториальными днями» (от лат. victoria — победа). Несмотря на то, что событие произошло в XII веке, богослужение по этому поводу было установлено на Руси не ранее XV столетия. До этого, вероятно, в этот день совершалось только молебное пение. Интересно, что в Греческой Церкви 1 августа совершается богослужение только в честь Честных Древ Животворящего Креста Господня. У нас этот праздник до недавнего времени соединялся с воспоминанием Крещения Руси.

Почитание Всемилостивого Спаса отразилось в отечественной иконографии. Если до XII века Спаситель изображался как нелицеприятный Судия, строгий и аскетически-суровый, то с этого времени стало преобладать изображение Христа как Доброго Пастыря, кроткого, смиренного, любящего и милосердного к людям.

Яблочный Спас на горе

6/19 августа Церковь вспоминает Преображение Господа на горе Фавор. О нем повествуют трое евангелистов (Мф 17:1–13; Мк 9:2–13; Лк 9:28–36). Термин «преображение» с греческого языка буквально означает «превращение в другой вид» или «изменение формы». В народе эта дата именуется Яблочным Спасом, Спасом на горе.

Праздник относится к числу двунадесятых (от древнерусского «два на десяте» – двенадцать), то есть он входит в состав одного из двенадцати великих праздников, которые посвящены событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы. Однако событие вошло в церковный богослужебный календарь не раньше V века. В это время появляются первые Слова (вид литературного жанра) у Святых Отцов на Преображение. К середине VIII столетия он уже входил в число одиннадцати важнейших.

Совершение празднования Преображения в августе связано с тем, что 6-го числа были освящены три храма на Фаворской горе. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает, что «до своего “оформления” в отдельный праздник воспоминание Преображения несомненно было связано с пасхальным циклом, на что еще и сейчас указывают тропарь и кондак этого дня: “да егда Тя узрят распинаема…”. И на Западе евангельский рассказ о Преображении до сих пор составляет чтение первого воскресения Великого поста».

Так Хлебный или Ореховый Спас?

Нерукотворный Спас Московского Успенского Собора, XII в.

Ореховый Спас, Спас на полотне (Спас на холсте) или Хлебный Спас празднуется 16/29 августа. В этот день Церковь вспоминает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа в 944 году. При земной жизни Спасителя Эдесса была столицей северного государства в Месопотамии — Осроэны. Ее царь Авгарь V Черный (13–50 гг.) был поражен проказой. Услышав об Иисусе, он уверовал в Него и отправил к Нему весть с просьбой об исцелении. При этом он послал к Божественному Учителю своего живописца, чтобы тот привез изображение Господа. Художник встретил Спасителя и получил от Него убрус, то есть полотенце, которым Он отер Свое лицо после умывания. На этом холсте отобразился лик Иисуса, от которого царь впоследствии получил исцеление, а святыне уделил особое место в своем дворце. В 944 году византийский император Константин Багрянородный (912–959 гг.) выкупил Образ и торжественно перенес его в православную столицу империи.

Какие богослужебные особенности и традиции трех Спасов?

Происхождение честных древ Креста Господня. Двухсторонняя выносная икона. Русский Север. XVII в.

В день памяти Изнесения Честных Древ Креста Господня и Всемилостивого Спаса на Утрени из алтаря на центр храма выносится Крест для поклонения верующим. Это один из трех раз в году: Крест также полагается на середине храма в праздник Воздвижения Креста и в Крестопоклонную Неделю в Великом посту. В этот день освящается вода. В Византии август был очень жарким, что дополнительно провоцировало вспышки болезней и их распространение. В связи с этим из императорского дворца износился Крест. С ним совершались шествия по всему Константинополю. За день до памяти в честь Успения Богородицы (15/28 августа) Крест возвращали в царские палаты.

Совершается освящение меда, которое связано с тем, что в это время начинается основной сбор этого нектара. В некоторых местах есть традиция освящать мак, так как название этого растения созвучно с прозвищем семи мучеников — Маккавеи. Их память приходится также на этот день. Кроме того, с 1/14 августа начинается Успенский пост, который продлится две недели.

Богослужение праздника Преображения Господня совершается более торжественно, чем на Медовый или Ореховый Спасы. На Утрене после полиелея поется величание. А после Божественной литургии освящаются фрукты. На Руси к этому времени поспевали яблоки. Отсюда и название — Яблочный Спас. На Востоке к началу августа созревали виноград и злаки, которые верующие приносили в храм в знак благодарности Богу за дарование этих плодов. В первые века часть урожая христиане жертвовали для совершения Таинства Евхаристии.

Освящение орехов в день перенесения из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа обосновано тем, что в нашей стране к этому времени созревают лесные орехи.

Смысл не в освящении плодов!

Смысл празднуемых событий заключается не в освящении тех плодов, которые отражены в народных названиях праздников. Освящая снеди, мы приносим в храм начатки нового урожая в качестве пожертвования, посвящая их Богу. Конечно, они никоим образом не «заряжаются» благодатью. Смысл приношения — получить благословение на ту бо́льшую часть своего достатка, от которого была отделена условная «десятина». Она идет на поддержание служащих храма, которые, согласно Писанию, питаются от жертвенника. А также используется для поддержки нуждающихся в еде и для трапез, которые верующий устраивает в честь Господа. Такая практика восходит еще к ветхозаветному времени. Иудеи приносили в Храм часть от всего, что только возрастало в их хозяйстве.

Событие Преображения Господня заключает в себе важный богословский смысл. Оно изображает состояние, в котором христианин будет находиться после Второго Пришествия. Этого удостоятся те, кто будет пребывать в Царстве Небесном вместе с Творцом. В приписываемом святителю Иоанну Златоусту Слове на Преображение ясно говорится:

«Христос преобразился не напрасно, но чтобы показать нам будущее преображение природы, будущее спасение, второе пришествие на облаках с голосом архангельским».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle