Иоанн Креститель — пророк двух Заветов

Мария Пискунова

Руководитель детского центра «Облака» (г. Порту, Португалия), экскурсовод, супруга православного священника.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837–1857

Истории великих людей принято изучать. С годами всё интереснее читать биографии тех, кто повлиял на развитие этого мира, искать в их поступках смыслы, закономерности и мудрость. Мы довольно много знаем о великих. Мы даже знаем имя величайшего из рожденных женщинами. Его имя в Евангелии называет Господь. Это Иоанн Креститель. Почему именно он? В чем величие Иоанна?

Пытаюсь найти свой ответ. Вглядываюсь. Сквозь века разглядеть человека довольно тяжело. Нам известны только фрагменты его жизни: зачатие, рождение, проповедь, смерть. Авторы Нового Завета и историк Иосиф Флавий, живший в I веке, рассказали не много. Поздние апокрифы попытались додумать недостающие подробности, которые не меняют самой истории. О личных качествах Иоанна можем только догадываться: суровый аскет, смелый обличитель царя, ревностный, как пророк Илия. Но почему величайший из рожденных женами? Постепенно, по мере изучения текстов об Иоанне Предтече, проступает удивительный узор его жизни, состоящий из большого количества парадоксов и столкновения противоположных друг другу по природе явлений.

Иоанн рождается на стыке двух великих эпох в истории этого мира: он последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового Завета.

Родившие его всю жизнь были бесплодны.

Он возвышается, чтобы, встретив Господа, умалиться.

Он — «глас вопиющего в пустыне» (Ин 1:23), глашатай, который вышел сообщить о вести в пустыню, а не на людную городскую площадь.

От его проповеди «каждое ущелье заполнится и каждая гора, и каждый холм сравняются с землей» (Лк 3:5).

Он больший из рожденных женами, но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф 11:11).

Он телесный человек, которого пророки называют ангелом.

Он, великий аскет и подвижник, умирает по причине распутства царя.

Он — во многом неожиданность для окружающих. В первую очередь, Иоанн удивляет своим появлением у престарелых родителей, давно убедившихся в том, что они не могут иметь детей. Далее удивляются родные и близкие, пришедшие обрезать ребенка. Окружающие ожидают, что младенец будет назван в честь отца — Захария, но имя выбрано другое — Иоанн, так не звали никого из его предков. «И все удивились», — говорит Евангелие (Лк 1:63). Теперь удивляемся мы, осознавая, что имя Иоанн — самое почитаемое и распространенное на протяжении многих веков. Иваны, Джоны, Жуаны, Жаны, Яны — история мира наполнена этим именем.

Иоанн везде слегка опережает Иисуса. Он послан специально для того, чтобы проповедовать и готовить почву для прихода Мессии. Его зачатие происходит на шесть месяцев раньше Благовещения. Находясь в утробе матери, Иоанн впервые «проповедует» о Христе. Ликующими движениями он приветствует приход Девы Марии, таким образом напоминая взрослым об избранности ожидаемого младенца. Став взрослым, он проповедует среди огромного стечения народа, готовя людей к переходу от ритуального соблюдения закона к новому духовному пониманию отношений с Богом. После смерти он проповедует Христа в аду, сообщая о приближающемся спасении душам умерших. Так говорится в тропаре, посвященном празднику Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Тропарь, глас 2

Па́мять пра́веднаго с похвала́ми,/ тебе́ же довле́ет свиде́тельство Госпо́дне, Предте́че:/ пока́зал бо ся еси́ вои́стину и проро́ков честне́йший,/ я́ко и в струя́х крести́ти сподо́бился еси́ Пропове́даннаго./ Те́мже за и́стину пострада́в ра́дуяся,/ благовести́л еси́ и су́щим во а́де Бо́га я́вльшагося пло́тию,/ взе́млющаго грех ми́ра,/ и подаю́щаго нам ве́лию ми́лость.

Усекновение главы Иоанна Предтечи. Фреска. Греция, Афон, монастырь Дионисиат, XVI в.

Иоанн одновременно находится на противоположенных полюсах. Он своим служением сдвигает тектонические плиты эпох, приближает Новый Завет.

Являясь сыном первосвященника, Иоанн наделяет совершенно новым смыслом существовавший у иудеев обряд погружения в воду. До него благочестивые иудеи кто чаще, кто реже совершали омовения с единственной целью — смыть с себя ритуальную нечистоту. Тот, кто, например, дотронулся до могилы, трупа, идола или побывал в землях других народов, должен был пройти обряд очищения, то есть в определенный день окунуться в реку, озеро или специальным образом собранную дождевую воду. При этом присутствие священника или другого посредника не требовалось.

Иоанн первый, кто придает ритуальным омовениям смысл покаяния и очищения от грехов. Он переводит разговор в совершенно другую плоскость — от очищения телесного к избавлению от душевной нечистоты. Он задает тему, которой будет пропитана жизнь христиан всех веков.

Иоанн Креститель послан готовить этот мир для прихода Мессии. По словам ветхозаветного пророка, его задача перед приходом Мессии — выровнять дороги, сделать «прямыми кривые пути, и гладкими — неровные тропы» (Ис 40:4). Практика, обычная для этого мира. Царь, собираясь в другой город, высылает вперед слугу, чтобы проверить качество дорог. Слуга изучает состояние дорог и организует их ремонт — выравнивает, чтобы царская колесница могла ехать без препятствий. Дворецкий заранее прибывает в летнее поместье, чтобы вымести его, проветрить и приготовить к приезду хозяина. Современный менеджер, организовывая поездку шефа, заранее договаривается о его встречах с партнерами, заботится о транспорте и соответствующем отеле. У всех этих действий общая задача. Визит господина должен принести максимально высокий результат.

Так и Иоанн готовит сердца иудеев к новому разговору и к Новому Завету. Услышавшие его призыв иудеи уже готовы были принять Радостную Весть, когда ее принес Иисус. В день Пятидесятницы внимающие апостолу Петру люди уже «имели уши» и смогли услышать, как он повторяет призыв Иоанна Крестителя: «Покайтесь!», и крестилось сразу три тысячи человек. Результат проповеди был высок!

Удивительным образом переплетаются события последних дней жизни Предтечи. Иоанн дает наставления воинам, учит праведности сборщиков налогов и, наконец, обращается к иудейскому царю. Он смело обличает царя в невоздержанности и погибает именно от невоздержанности царя. Страстность Ирода, властолюбие Иродиады, обольстительные танцы Саломеи убивают праведника, учившего покаянию. Судьба аскета и подвижника, не евшего хлеб и не пившего вино, решается за роскошным столом, под музыку, среди необузданного веселья. Этот день пира на века станет для христиан днем строгого поста, днем усекновения главы Иоанна Предтечи.

Вглядываюсь в жизнь величайшего святого. Чувствую трепет. Верю, что о каждом человеке есть у Бога свое произволение. Святой Предтеча и Креститель Господень Иоанне, научи нас правильно пройти жизненный путь и выполнить свое предназначение!

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle