Богородичные праздники: сентябрь

Священник Алексей Ремизов

Аспирант СПбДА, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» (г. Тихвин Ленинградской обл.).

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В каждом месяце есть большое количество праздников, посвященных Богородице. В сентябре их несколько. Наиболее значимыми из них являются Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (8 сентября / 26 августа), Положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы (13 сентября / 31 августа), Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября / 8 сентября). Разбираемся, почему столько праздников в честь Богородицы и каково их происхождение.

Откуда столько праздников в честь Богородицы

Почитание Пресвятой Богородицы и событий из Ее жизни начинается с самых ранних христианских времен. На установление литургического почитания Приснодевы большое влияние оказали апокрифы. Один из них – «Протоевангелие Иакова», датируемое 2-й половиной II века. Кроме того, христиане первых веков особо почитали места, где произошли главные события в жизни Божией Матери. Это оказало некоторое влияние на формирование Богородичных праздников.

В IV–V столетиях в связи с литургическим утверждением догмата о Богоповлощении стало распространяться празднование Рождества Христова отдельно от Богоявления. Безусловно, в этот день вспоминалась и Мать Богомладенца, о чем свидетельствуют проповеди того времени и сами богослужебные тексты. Установление праздника Рождества Христова, таким образом, стало важным этапом в истории формирования торжеств, посвященных Богородице.

История сентябрьских Богородичных праздников

Каждый из Богородичных праздников посвящен или земной жизни Приснодевы, или событиям, связанным с Ее именем, которые произошли уже после Успения.

Господь неоднократно указывал еще в Ветхом Завете на Рождество Богородицы. Например, когда сказал, что Семя жены поразит голову змию (См.: Быт 3:15). Или в видении ветхозаветному патриарху Иакову таинственной лестницы, соединяющей небо и землю (См.: Быт 28:10–17). А также пророку Моисею в видении чудесного куста, горевшего в огне, но не сгоравшего (См.: Исх 8:1–5) и др.

Икона Божией Матери «Неопалимая Купина» из местного ряда иконостаса Спасо-Преображенского собора Соловецкого монастыря (кон. XVI в.)

Но в Евангелии мы не найдем истории об этом событии, как и о многих других, связанных с Богородицей. Однако в Священном Предании (в древних сказаниях, проповедях, сочинениях церковных авторов) есть немало подробностей о жизни Приснодевы. В том числе и о Ее рождении.

Церковное Предание говорит о том, что в городе Назарете жили двое немолодых, бездетных супругов — Иоаким и Анна. Вся их жизнь была посвящена служению Богу и ближним. Они мечтали о ребенке и горячо молились об этом Господу. Поэтому дали обет: если у них будет чадо, то они посвятят его жизнь на служение Богу. После пятидесяти лет совместной жизни у них родилась дочь, которую благочестивые родители назвали Марией (в переводе с еврейского языка — «госпожа» или «надежда»).

Встреча праведных Иоанна и Анны (Зачатие Богородицы). Икона кон. XVI в.

Тропарь Рождеству Богородицы («Рождество Твое, Богородице Дево…») присутствует уже в иерусалимских богослужебных книгах VII века. О более раннем возникновении праздника говорить достаточно сложно. Но в Западной Церкви это событие стало отмечаться под влиянием Востока. Там Рождество Святой Марии стало первым Богородичным праздником.

В сентябре отмечают еще два Богородичных праздника: Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и положение честно́го Пояса Пресвятой Богородицы.

Первый праздник является одним из трех, посвященных Владимирской иконе Божией Матери. Как известно, икона была передана из Константинополя на Русь князю Мстиславу в 1131 году. Изначально она пребывала в Девичьем монастыре Вышгорода, а в 1155 году торжественно святой благоверный князь Андрей Боголюбский перенес ее в Успенский собор города Владимира. Поэтому образ стал именоваться «Владимирским». Спустя два столетия, в 1395 году, икона была впервые принесена в новую столицу Руси — Москву.

Образ Владимирской иконы Божией Матери

Однако это было сделано неслучайно. В тот год Москве угрожало разорение от хана Тамерлана. Великий князь Василий Дмитриевич молился об избавлении от наступающего врага. Во Владимир, где пребывал чудотворный образ Богородицы, было направлено духовенство. После Божественной литургии в праздник Успения с крестным ходом икону начали переносить в столицу с упованием на помощь и покров Приснодевы. Когда христиане с образом приблизились к Москве, Тамерлан спал в шатре и ему был сон, в котором некий женский образ повелел покинуть русские пределы. Когда ему растолковали сон, завоеватель повелел войску возвращаться обратно. В память встречи (сретения) Владимирской иконы Божией Матери был установлен ежегодный праздник в церковном календаре и построен Сретенский монастырь на месте встречи образа москвичами.

Сейчас эта икона находится в храме-музее в честь святителя Николая Чудотворца в Толмачах при Третьяковской галерее.

В Константинополе хранились три святыни, связанные с Божией Матерью: Пояс, Риза и образ «Одигитрия». Это, по мнению византийцев, являлось основанием для того, чтобы именовать Царьград городом Богородицы. Согласно Преданию, Пояс и Риза были отданы двум благочестивым женщинам из Иерусалима незадолго до Успения. После этого святыни хранились и передавались из поколения в поколение.

Пояс в конце IV столетия был доставлен в Константинополь. Там он пребывал в ларце одного из храмов, посвященных Богородице. Через пять столетий хранилище открыли и обнаружили на святыне золотой хрисовул (золотую двустороннюю печать) императора Аркадия (правил с 395 по 408 г.) и точную дату события — 31 августа. «Вскрытие» было сделано в связи с болезнью жены императора Льва VI Мудрого Зои. Ей было видение о том, что она будет исцелена после того, как приложит к себе Пояс Богоматери. И, действительно, после этого супруга правителя стала здоровой.

Сейчас частицы Пояса хранятся на Святой Горе Афон в Ватопедском монастыре и на Кипре.

Почему изображения Богородицы настолько разнообразны

Один из самых распространенных и нередко затруднительных вопросов для христианина связан с почитанием огромного количества икон с изображением Пресвятой Богородицы.

Почти каждый день мы видим в церковном календаре память в честь того или иного образа Божией Матери. История распространения христианства во многих государствах связана с тем, где жила и впоследствии являлась Приснодева. Поэтому Ее почитание всегда только возрастало. Например, даже на Руси первый каменный храм был освящен в честь Успения Божией Матери.

В иконографии есть всего четыре типа изображения Богородицы: Оранта (с греч. «молящаяся»), или Знамение, Одигитрия (с греч. «путеводительница»), Елеуса (с греч. «милующая»), или Умиление, и акафистный тип. Именно они стали основанием для написания других почитаемых образов. К ним иконописцы добавляли свои особенности, которые зависели от событий, происходящих в церковной жизни, и были связаны с Богородицей в ту или иную эпоху.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle