9 историй христианства на Британских островах

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

История Христианства в Англии«История христианства в Англии» — небольшой курс преподавателя МГУ Татьяны Супрун, охватывающий время от св. Албания до Льюиса и Антония Сурожского. Ставится акцент на православных корнях английского христианства, православных тенденциях в англиканстве и истории православия в Англии.



«История Англии для юных» Диккенса — этакая кавалькада королей, рыцарей, битв и всевозможных поразительных событий, описанных типичным диккенсовским сочным языком и с юмором — так ее с удовольствием прочитают не только дети, но и взрослые. Подлинно христианский писатель Диккенс не забывает о христианстве и христианской морали, вот, например:

История Англии для юных«Альфред сам повел войско к вражескому лагерю и, побив множество датчан, четырнадцать дней держал в осаде уцелевших. Но милосердие его было равно храбрости, и он сохранил им жизнь и предложил заключить мир на условии, что датчане уйдут из западной части Англии и поселятся на востоке, а Гутрум примет христианство, ту благословенную веру, которая научила его победителя, благородного Альфреда, прощать врагов, причинивших ему столько зла. Гутрум на все согласился, и сам Альфред стал его крестным отцом. Гутрум оказался достойным помилования, потому что до самой своей смерти он был верен и предан королю. И его подданные тоже были верны. Они больше не жгли и не грабили, а трудились, как все честные люди. Они пахали и сеяли, жали и косили — в общем, ничем не отличались от самых добропорядочных англичан. И уж наверно их детишки частенько играли на солнечных полянах с детишками саксов, и их юноши влюблялись в саксонских девушек и женились на них, и под гостеприимным датским кровом не раз находил приют англичанин, застигнутый ночью в пути, и еще очень долго, сидя вместе у жаркого очага, саксы и датчане вспоминали добрым словом короля Альфреда Великого».



Краткая история Англии и другие произведения 1914–1917: эссеА вот и другая версия история Англии от великого христианского мыслителя и писателя Честертона — «Краткая история Англии». Здесь мы найдем типичные честертоновские «легкость», парадоксальность, остроумие и, разумеется, глубокую христианскую мысль. Честертон пишет историю своей родины не без задней мысли — по сути, это апология Средневековья (христианства) и анафема Новому времени (безверию), вот например, неординарная честертоновская мысль по этому поводу:

«Профсоюзы стали английским выражением усилий европейцев в противостоянии главной тенденции капитализма, его стремлении достичь своей естественной вершины – индустриального рабства.

В этом кроется что-то таинственное, занимательное, с точки зрения психологии. Человек, не ведающий своего прошлого, возвращается в него точно так же, как потерявший память совершает действия, руководствуясь подсознанием. Можно сказать, что история повторяет свой путь и – что самое забавное, – делает это бессознательно. Никто в целом свете не является столь невежественным относительно Средних веков, как английский рабочий – кроме, разве что, того британского бизнесмена, который его нанял. А между тем всякий, кто хоть что-то знает о Средних веках, не может не заметить, что современные профсоюзы на ощупь идут путем древних гильдий. При этом даже те знающие и достаточно ясно мыслящие люди, которые готовы провести параллель между современными профсоюзами и гильдиями, как правило, ни малейшим образом не затронуты не только средневековым мистицизмом, но даже средневековой нравственностью.

И поскольку мы уверены в правом деле профсоюзов и в собственных моральных принципах, то вышеизложенное обстоятельство – самое удивительное и даже парадоксальное доказательство высокой нравственности Средних веков. Доказательство через совпадение. Если, к примеру, ряд последовательных атеистов придет, в соответствии с собственными убеждениями, к мнению, что холостякам или незамужним следует жить в определенных группах без брачных связей ради помощи бедным или для исполнения в назначенные часы положенных служб, это будет очень сильным аргументом в пользу монастырей. Если эти атеисты, скажем, никогда не слышали о монастырях, – аргумент еще сильнее. А если они слышали, но ненавидят само имя монастырей, – то он силен абсолютно. Так же и здесь: то, что сторонники профсоюзов не называют себя ни католиками, ни даже христианами и как прогрессивные социалисты считают гильдии пережитком дремучих времен, – абсолютный аргумент в пользу гильдий».



Английская Библия и революция XVII векаЧестертон связал христианство с освободительными социальными движениями и Средневековьем. Две следующие книги — об этом.

«С момента публикации в английском переводе Библия стала для Английской революции тем, чем Жан-Жак Руссо стал для Французской революции, а Карл Маркс — для Русской революции».

«Английская Библия и революция XVII века» Хилла — классика современной историографии. Хилл прослеживает влияние английского перевода Писания на английское общество XVII века и главное — на Английскую революцию, которую можно считать нулевой точкой современности.

«Историки часто отмечают тот факт, что Английская революция не имела идеологических предшественников. Никто из участников ее не знал, что то, что они переживают, было революцией. Слово это приобрело свой современный смысл только в ходе и благодаря Английской революции, первой великой европейской революции. Американские революционеры сознательно вглядывались в опыт английского XVII века».

«Библия давала уверенность и поддержку мужчинам и женщинам, которые отчаянно в этом нуждались. Для них связь времен распалась; беспрецедентные вещи случались с их миром и их жизнями, и явно вне человеческого контроля. Наиболее отважные из них задумали такие необычные решения, что их можно было принять, только если рассматривать их как возврат к более чистым библейским временам. Бог работал в этом мире, опрокидывая его, чтобы преобразовать; где же, как не в его Слове, следует искать объяснения его таинственным действиям и намерениям и распознавать его волю?»



«Церковная история англов» и другие исторические и агиографические трудыАгиографические и исторические труды «отца английской истории» св. Беды Достопочтенного (святой неразделенной Церкви — то есть и православный святой). Агиография и историография для христианства, в сущности, одно и то же: история есть история спасения, то есть история святых. Такова и «Церковная история англов», главное творение Беды. К ней примыкает «История аббатов». Интересно, что к этим трудам относится «Письмо к Эгберту». Если две «Истории» Беды — это действительно, по сути, жития, иконы, выявление святости в истории, то «Письмо к Эгберту» — критика церковной современности Беды. Из «Истории» Беды мы узнаем, как надо, каков идеал, из «Письма» — как Беда хотел ввести этот идеал в жизнь. В этом же томе размещено «Житие Феликса».

История — ряд примеров для подражания и ряд предостережений (так, во всяком случае, считал сам Беда). Его труды — шедевр средневековой историографии, они и сейчас читаются с наслаждением. Приведем небольшой отрывок из труда Беды, который, как можно надеяться, создаст нужный контекст для высказываний некоторых современных клириков об их «праве» на хорошие машины и т. п. Это, помимо удивительного примера святости и образца епископского служения, конечно:

«Ни из почтения, ни из страха не умалчивал он [св. епископ Айдан] о грехах богачей, но вразумлял их суровым порицанием. Никогда он не давал власть имущим деньги, но лишь угощал их, когда принимал у себя в гостях; напротив, все деньги, полученные в дар от богатых, он тратил на помощь бедным или на выкуп тех, кто был несправедливо продан в рабство.

Король Освин подарил предстоятелю Айдану превосходного коня, на котором тот, обычно ходивший пешком, мог преодолеть реку или быстро добраться куда-то в случае необходимости. Через некоторое время Айдан встретил нищего, который попросил у него подаяния. Он тотчас отдал нищему коня вместе с богатой попоной, поскольку был чрезвычайно сострадателен как друг бедных и отец всем убогим. Король узнал об этом и, встретившись с епископом за обедом, сказал ему: «Господин предстоятель, зачем ты отдал нищему королевского коня, предназначенного для тебя? Разве нет у нас менее ценных коней или других вещей, которые можно отдать бедным вместо того, чтобы отдавать королевского коня, которого я специально для тебя выбрал? Епископ же ответил: «Что ты говоришь, король? Разве сын кобылы для тебя дороже Сына Божьего?»



О погибели Британии. Фрагменты посланий. Жития ГильдыМы проваливаемся все дальше в глубь истории: последние наши произведения посвящены кельтскому, доанглосаксонскому христианству.

Творения св. Гильды Премудрого (тоже святой неразделенной Церкви — то есть православный) — «британского Иеремии». Это, прежде всего, «О погибели Британии» — единственное свидетельство очевидца нашествия англосаксов в Британию. Это не столько историческое сочинение, сколько проповедь, своеобразное «открытое письмо», размышление над историческим катаклизмом и Промыслом. Сочинение Гильды интересно и с экзегетической точки зрения — около сорока процентов текста составляют библейские цитаты — из пророков Исайи, Иеремии и апостола Павла прежде всего. Гильда как бы повторяет пророков, те — обличали падения Израиля и видели Плен как закономерный финал отпадения от Бога, Гильда — обличает бриттов и видит нашествие англосаксов как наказание. Писание для Гильды — пример, как должны вести себя христиане, а в случае его современников — как они себя не ведут. «О погибели» — вообще говоря, — обличительное письмо, критика духовных и светских властей Британии, предавших Евангелие. И призыв к нравственному и духовному возрождению, конечно.



Кельтская Церковь Британских островов: история, предания, поэзияЛекция «Кельтская Церковь Британских островов: история, предания, поэзия»

Кельтская Церковь — часть Вселенской Христовой Церкви — существовала с V по XII в. на территории Британских островов: Ирландии, Шотландии, Уэльса, острове Мэн и на полуострове Бретань. Это была Церковь ученых и монахов-миссионеров, Церковь скрипториев и библиотек, Церковь великих святых: Патрика, Колумбы, Бригитты, Айдана и Брендана Мореплавателя. Именно Кельтская Церковь активно проповедовала Евангелие на Европейском континенте с VI по IX в.

Что было бы, если св. Патрик перенес Римскую кафедру в Ирландию? Как древний ирландский монастырь связан со «Звездными войнами»? На эти и другие вопросы отвечает священник, член Союза журналистов Александр Шабанов. Из лекции можно узнать об особенностях монашеских уставов и литургических практик Кельтской Церкви, о том, как изучали ее в Европе: в Средние века, во времена Реформации, в Новое время и в наши дни.



Кельты: новые святые в наших святцах?Лекция «Кельты: новые святые в наших святцах?»

Красивая музыка на многострунной арфе, изысканный орнамент с головами змей и бутонами растений, зеленый трехлистник и дубовый лист… Нас привлекает кельтская культура. Но что мы знаем о кельтских святых? В чем была их миссия и актуальна ли она для нас, жива ли кельтская христианская традиция в наше время и к чему она призывает… Говорим о кельтском православии и его роли в истории и современности христианства с протоиереем Александром и Любовью Дягилевыми.



Лекция Игоря Петровского «Феномен Кельтской Церкви».



См. также — «Пять книг о Италии».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle