К канонизации Паисия Святогорца

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Канонизирован Паисий Святогорец

13 января Вселенский Патриархат канонизировал старца Паисия Святогорца, одного из самых почитаемых подвижников современности.

Канонизация сама по себе ничего не говорит о святости того или иного человека. Но актом канонизации Церковь устанавливает общественное почитание святого, ставит его в пример всем верующим, запечатлевает своим авторитетом его жизнь, деяния и учение. Поэтому канонизация всегда — большой праздник, тем более, когда речь идет о нашем современнике, которого многие из ныне живущих помнят лично. Приведем его биографию и ряд произведений, которые помогут узнать святого получше.

Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис; 1924-1994) родился в Каппадокии, незадолго до обмена населением между Турцией и Грецией. По настоянию святого Арсения Каппадокийского, родители будущего старца дали ему имя Арсений.

По профессии Паисий плотник. Участвовал во Второй Мировой войне в качестве радиста. В 1950 году он пошел на гору Афон, стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений, будучи также послушником в течение 4 лет, принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий и перешел в обитель Филофей, где стал учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году верующие города Стомио попросили помочь остановить распространение протестантизма. Старец согласился и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, откуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году он тяжело заболел, ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти (г. Салоники). Там он скончался.

Характерный эпизод из жизни Паисия Святогорца (передает Митрополит Лимассольский Афанасий в статье «Голод по Богу»):

«Однажды старцу Паисию принесли кофеварку. У него не было ничего подобного, так как он не занимался приготовлением пищи. Была только банка из-под молока, которую он приспособил для кипячения воды, чтобы заваривать чай для гостей. Увидев, как он готовит чай, ему и принесли кофеварку. Старец Паисий сказал дарителю: “Зачем ты принес мне кофеварку, если мне даже некуда ее поставить? Значит, нужно, чтобы ты принес мне для нее полку, а также понадобятся и гвозди, чтобы прибить полку к стене. Затем понадобится средство для мытья этой посуды, да еще нужно будет узнать, какое… Так что оставь себе кофеварку, а я могу и дальше довольствоваться банкой, которая служит мне уже очень давно”».

Вот «случайное» наставление Паисия Святогорца:

— Скажите нам что-нибудь, геронда.

— Что я вам скажу?

— А что Вам Ваше сердце подсказывает.

— Мое сердце подсказывает мне вот что: «Возьми нож, изрежь меня на кусочки, раздай их людям и после этого умри».



Творения Паисия Святогорца



Письма

Для знакомства со старцем Паисием мы посоветовали бы его «Письма»: шесть писем к духовным дочерям старца в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти.

Короткая, яркая, при этом простая и пламенная книга, передающая самую суть Православия. Приведем несколько выдержек:

Те, которые стремятся к власти, хотя находятся еще во власти страстей, а также выдают свои личные интересы за духовные и даже прибегают к мирским властям, чтобы те решили церковные проблемы, уже оставлены благодатью Божией.

К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больший вред, чем от врагов Православия.

Блаженны те, которые не проповедуют Евангелие словами, но живут им и проповедуют его своим молчанием, с помощью благодати Божией, которая и выдает их.

Блаженны радующиеся тогда, когда их несправедливо обвиняют, а не тогда, когда их справедливо хвалят за их добродетельную жизнь. Именно в этом заключается признак святости, а не в сухих телесных подвигах и не в великом множестве подвигов, которые, если не совершаются со смирением и с целью совлечения ветхого человека, производят лишь обманное впечатление на людей.

Блаженны родители, которые не используют слова «не» в разговоре со своими детьми, но удерживают их от зла своей святой жизнью, которой дети подражают, следуя с духовным мужеством за Христом в радости.

Счастливы, говорят в миру, те, которые могут насладиться благами мира. Однако блаженны те, которые все это отдают Христу и лишают себя всякого человеческого утешения — опять–таки ради Христа. Таким образом они сподобляются день и ночь пребывать со Христом, получая Его божественное утешение, которое часто оказывается столь великим, что они обращаются к Богу с такими словами: «Боже мой, нельзя вынести Твоей любви, потому что она велика и не вмещается в мое маленькое сердце».



 

Пять томов «Слов» в аудио и текстовом форматах

«Слова» — самое известные книги Паисия Святогорца: однако надо помнить, что само это выражение не совсем корректно. Старец Паисий не писал этих книг, они — компиляция бесед с ним. Как правило, это короткие диалоги «Геронды» с тем или иным его посетителем; яркие, доходчвые ответы на конкретные вопросы.

«С болью и любовью о современном человеке» — здесь собраны слова старца по поводу современных проблем.

«Семейная жизнь» — здесь собраны ответы старца Паисия касательно семьи, любви, отношения родителей и детей.

«Духовное пробуждение» — этот том продолжает «С болью и любовью о современном человеке», но ставит акцент на вопросах «выживания христианина в современных условиях», на том, как жить христианам сейчас. Например, старец говорит следующее: «Мы, духовные люди, часто ведем себя так, словно нет Бога — мы не даем Ему действовать. А Бог Свое дело знает. Я имею в виду, что мы хотим действовать по-мирски тогда, когда есть духовные средства для того, чтобы улаживать сложности по-духовному».

«Духовная борьба» — этот том посвящен борьбе со страстями, исповеди и покаянию. «Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда — даже если прав».

«Страсти и добродетели» — здесь собраны наставления старца о страстях и добродетелях. «Геронда, что такое страсти? — Я думаю, что страсти — это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога».

Все книги представлены в текстовом и аудио форматах.



 

Отцы-святогорцы и святогорские истории

Простые и короткие истории про афонских монахов, живших в недавнее время. Паисий Святогорец рассказывает о том, что видел сам или слышал от самих монахов.

Книга представлена в текстовом и аудио форматах.



 

Святой Арсений Каппадокийский

Житие св. Арсения Каппадокийского, одного из самых почитаемых современных греческих святых, написанное старцем Паисием.

«Отец Арсений (Хаджефендис) проповедовал Православие истинно православным своим житием.

Он изнурял подвигом плоть, истаивая от пламенной любви к Богу, и изменял души людей Божественной благодатью.

Имея сильную веру, он исцелял многих людей, верующих и неверных. Мало слов, но много чудес.

Он созерцал тайны Божии и хранил в себе большое богатство. Под грубой оболочкой скрывал он сладкий духовный плод.

Строгий к себе, нежный и снисходительный к чадам своим, он не принуждал их законом, но, пробуждая ревность, вёл к пониманию сути закона.

Совершая служение Вышнему, он ступал не по земле, а по воздуху и, сослужа у престола вместе с другими, просиял лицом перед всеми.

Бог прославил его, прославлявшего непрестанно святой своей жизнью Бога, Которому подобает всякая слава во веки.

Аминь.»



Фильмы и книги про Паисия Святогорца



 

«Архондарик под открытым небом»

Дионисий (Тацис)

Одна из первых книг о старце Паисии. Эта очень небольшая книга содержит в себе: воспоминания посетилей старца, поучения самого Паисия, обзор его книг, а также разные рассказы и случаи.



 

«Старец Паисий Святогорец: свидетельства паломников»

Собрание воспоминаний собеседников старца Паисия: епископов, игуменов, профессоров, клириков, монахов и мирян. Собрал их один из духовных чад Паисия Святогорца — Николаос Зурнатзоглу.



 

«Паисий Святогорец»

Шестисерийный фильм

Шесть фильмов последовательно расскажут о жизни старца от его рождения до кончины. Кроме самого рассказа о старце, фильм содержит множество свидетельств людей, лично его знавших.



 

«Старец Паисий Святогорец. Жизнь и духовные наставления». Документальный фильм

Греческий фильм о старце Паисии, длится чуть меньше часа. О старце рассказывают его соотечественники.



 

Интервью Афанасия Симонопетрита

Интервью Гимнографа Великой Церкви Христовой иеромонаха Афанасия Симонопетрита о старце Паисии Святогорце, которого отец Афанасий знал лично.



 

«Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Художественный фильм

Художественный фильм по мотивам рассказов о старце Паисии. Жанр необычен, также как и материал: «игровой документальный фильм», «православная комедия».

Нетривиальными сценарными и режиссерскими приемами здесь решается сложнейшая задача: показать святость.



 

Порфирий Кавсокаливит

«У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый» — говорил о Порфирии старец Паисий. Старца Порфирия канонизировали в прошлом году — Паисия в этом. Эти два афонских монаха, пожалуй, являются двумя самыми почитаемыми современными подвижниками.

В нашей медиатеке есть книги старца Порфирия в текстовом и аудио форматах: «Цветослов советов», «Автобиография».



Серафим Саровский



 

14 января был день памяти Серафима Саровского. Он также внутренне близок к греческим старцам: подвижник глубочайшего трезвения и смирения «внутри»; радость, простота, любовь — «вовне». И о всех троих ходит много мифов и домыслов.

Помимо прочего, все трое — и Серафим, и Порфирий, и Паисий, — учили трезвости, целомудренности в вещах духовных. «Культ» (не почитание!), возникший вокруг них, явно им бы не понравился. Не всему, что о них говорят, стоит верить (в том числе, может быть, и в фильмах и книгах, размещенных выше). По этому поводу, хотим предложить вам две книги.

Святителю Серафиму (Чичагову), одному из главных инициаторов канонизации преп. Серафима, принадлежит замечательная книна «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Помимо того, что «Летопись» — превосходно написанное житие («духовный роман»), она еще — великолепный исторический труд. Здесь свт. Серафим учит нас, как надо серьезно и трезво подходить к житиям и Преданию вообще, без «разоблачительства», но и без мечтательности и баек.

Более современная книга: «Преподобный Серафим: Саров и Дивеево» Всеволода Рошко. Здесь предпринимается попытка исследования источников агиографии преп. Серафима.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle