Шесть воскресений для Бога. Неделя Ваий

Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Протоиерей Димитрий Сизоненко о евангельском чтении в шестое воскресенье Великого поста. Смотрите или читайте:

В ближайшее воскресенье мы празднуем Вход Господень в Иерусалим, и с этого момента для Христа начинается Его Страстная неделя. В Евангелии от Иоанна, в 12-й главе, мы практически день за днем подробно следуем за Христом в эти трагические дни. Вместе с Ним мы оказываемся в Иерусалиме. Но этому предшествует дружеский ужин в Вифании. И сегодняшнее Евангелие повествует о женщине, которая омыла ноги Христа чистым нардовым маслом и отерла Его ноги своими волосами.

Уже в самом этом эпизоде, который потрясает воображение читателя какой-то проникновенной нежностью и красотой, есть очень тонкая богословская программа. Дело в том, что в арамейском языке слово «нард» и слово «вера» — это однокоренные слова, и поэтому для Иоанна жест, который совершает Мария, это, прежде всего, жест ее веры. Что означает вера? Благоухание, которое распространяет нард, наполняет всю комнату, весь дом, точно так же, как вера в воскресшего Христа наполняет своим благоуханием весь храм, церковь Божию, то место, где собирается народ Божий.

И одновременно благоухание — это то, что якобы приобрела Мария для погребения Христа, как Он это объясняет. Кроме того, на Востоке распущенные волосы имеют другую символику — тот, кто внимателен к этой культуре, узнает здесь свадебный символизм. Действительно, Мария полностью посвящает себя своему Учителю, Раввуни, в тот момент, когда Ему предстоит пройти через самые страшные и трагические испытания в Его жизни.

И на фоне ее бескорыстной, щедрой любви, ее веры, вдруг возникает образ Иуды, который тоже потрясает воображение читателей, и тайна Иуды навсегда останется неразгаданной загадкой. Но для евангелиста здесь тоже все достаточно ясно, ведь его расчетливость противопоставляется бескорыстной и щедрой любви, с которой приходит Мария. Очень часто именно за трезвым расчетом скрывается просто подлое и мелочное отсутствие любви.

И евангелист Иоанн в своем Евангелии постоянно дает нам понять, что есть вещи, которые не покупаются и не продаются. Проблема не в том, что Иуда оказался вором или политическим зилотом, проблема в том, что он думает, что все в жизни продается и покупается. Поэтому то, что для Марии является чистым даром, для Иуды становится предметом продажи.

И тот и другой по-своему пророчествуют о смерти Христа. И тот и другой в каком-то смысле исполняют пророчество Песни Песней: «крепка, как смерть, любовь, но если кто-то и все богатства своего дома захочет отдать за любовь, чтобы ее продать или купить, то он будет отвергнут с презрением». Собственно, это противопоставление Иуды и Марии обнажает эту бесконечную истину и смысл того, что совершает Христос, приходя в Иерусалим.

И, наконец, слова о нищих. Христос говорит: «Нищих всегда имеете с собой». Конечно, Он прежде всего имеет в виду Себя, потому что уж если кто и нуждается в заботе, внимании, и кто пришел в этот мир как нищий, то это Бог, Который все раздает, чтобы нас обогатить своей нищетой, это и есть Сам Христос.

И после этого ужина ликующая толпа выходит на улицы города для того, чтобы встретить нового царя. Евангелист описывает эту сцену таким образом, что мы действительно присутствуем перед царской интронизацией. Чудо воскрешения Лазаря возжигает в народе неистовый энтузиазм. Люди кричат «осанна». Любопытно, что слово «осанна» однокоренное с именем Иисуса, оно означает «спаси нас», но Иисус — это и есть Спаситель.

Те крики, которые сопровождают вход Иисуса в Иерусалим, — цитаты из 118-го псалма, поэтому Он, подобно царю Соломону, входит в Свою столицу для того, чтобы принять царское достоинство. Он Мессия, Он божественный помазанник и наследник дома Давида.

И, конечно, в Евангелии от Иоанна, еще в шестой главе, был момент, когда толпа хотела Его сделать царем после чуда умножения хлебов. И вот здесь этот момент настал. Кроме того, эти пальмовые ветви в руках людей тоже напоминают о победах Маккавеев и надеждах на то, что действительно царский трон в Иерусалиме займет законный наследник, потомок Давида, и вот сам Иисус Христос и есть тот новый Давид, который идет, чтобы занять царский трон.

Но в действительности окажется, что царство Христа совсем другое. Он входит в Иерусалим как торжествующий царь, и вот-вот произойдет Его царская интронизация, но Он входит в город на осленке. И вот здесь мы уже готовимся к тому, что Он скажет Пилату «царство Мое не от века сего, не от мира сего, оно совсем не такое, как ожидаете вы».

И на помощь нам приходят две цитаты из пророка Захарии и пророка Софонии, и каждый из них вносит свою гамму переживаний. Для Захарии царь Израиля — это прежде всего праведник, кроткий, возвещающий мир. Он не придет на грозном боевом коне, он придет как царь мира. Для Софонии он прежде всего — царь, который займет место посреди народа, для того чтобы спасти свой народ, и он обладает такой силой, чтобы спасти всех.

В действительности в последующие дни Страстной седмицы, если вы внимательно будете вчитываться в Евангелие от Иоанна, то вы увидите, что этап за этапом проходит царская интронизация, и вершиной всего будет вознесение на Крест. Стража оденет Христа в багряницу, как это подобает царю. Будут кричать: «Радуйся, Царь Иудейский». Несмотря на то, что все это будет выглядеть скорее как некое кощунство, некий фарс, но в глазах Иоанна интронизация состоялась, и та табличка, которую Пилат повелит прибить к вершине креста — «Царь иудеев», — фактически является письменным подтверждением официальной римской власти о том, Кто есть Христос. Несмотря на то, что все это будет обставлено совершенно парадоксальным образом, который очень трудно принять — мы бы хотели по-другому видеть интронизацию Христа, — но случилось то, что случилось.

В Страстную седмицу мы с вами приглашаемся войти вместе со Христом, проделать эти последние шаги вместе с Ним, для того чтобы Его Царство установилось прежде всего в нашем сердце. Царство Бога не имеет географических границ, оно не имеет какого-то суверенитета над конкретной территорией, оно не имеет конституции, валюты — всего, с чем мы связываем идею царства. Но Бог может воцариться в сердце каждого из нас, и это будет Его великая и окончательная победа. Собственно, с этим к нам обращается сегодня Евангелие, для того чтобы мы присоединились к этой ликующей толпе жителей Иерусалима, которые встречают Царя, чтобы мы соединились вместе с учениками, но прежде всего вместе с Марией, Матерью Христа и Его другими последовательницами, которые окажутся с Ним до конца.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle