Как читать Библию: будьте как Моисей

Татьяна Зайцева (Пашковская)

Богослов, поэт, нарративный практик. Бывший редактор библейского раздела портала «Предание».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

В ноябре Татьяна Зайцева, редактор библейского раздела, говорила о важности правильного чтения Писания. Чтобы по-настоящему понять какой-то отрывок из Библии, нужно убедиться, что понимаешь каждое слово в отдельности, задавать себе вопросы на понимание общего смысла отрывка, обращать внимание на контекст: этой главы, этой книги, общебиблейский и исторический контекст. Пройдя по этим шагам, можно применить данный отрывок к себе и попробовать понять — что он говорит мне сегодня о моей жизни?
Сегодня, в продложение этого разговора, Татьяна расскажет о духовных принципах правильного чтения Писания.

Главное внутреннее условие для понимания Слова Божьего – это вера в то, что это Слово Божие, обращенное к тебе лично. Все остальные условия вытекают уже из этого. Чтение Писания – это форма молитвы, то есть общения с Богом, и к нему вполне применимы все советы, которые даются по поводу молитвы. Все внутренние условия, которые необходимы для чтения Писания, я буду рассматривать на примере призвания Богом Моисея на служение.

Интерес

«Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх.3:1-3).

Иногда мы читаем Писание, потому что «надо». Считается, что православный христианин должен читать в день по главе Евангелия и по две главы Апостола. И вообще – должен читать. Конечно, и с таким настроем есть шансы быть зацепленным тем, что читаешь. Все-таки слово Божие «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Но также много шансов, что семя упадет на твердую почву и не даст всходов. Поэтому предварительный интерес, как у Моисея, который увидел необычное явление и пошел на него посмотреть, очень важен.

Практика. Но что делать, если интереса нет? Его надо в себе как-то пробуждать, вымучивать или что? Честно говоря, я не знаю. Думаю, это делает Бог – привлекает наше внимание, как привлек внимание Моисея. Наше дело – идти к Богу за пробудившимся интересом. Когда-то в одном журнале мое внимание привлек эпиграф к рассказу, содержащий слова апостола Павла: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. (1Кор.13:1-3)». Эти слова меня так потрясли, что я пошла посмотреть на них поближе и начала читать Библию вокруг этих слов. Они звучали во мне и заставляли задуматься о своей жизни. И это привело меня в Церковь. Но если бы я прошла мимо, я не знаю, где бы я сейчас была и чем занималась. Бог является каждому из нас – надо только не пропустить этот момент.

Благоговение

Когда Бог воззвал к Моисею из неопалимой купины и Моисей ответил, Бог сказал ему: «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исх.3:5). Перед тем, как услышать Бога, надо понять, что говорить будет Бог, и приблизиться к Нему с благоговением.

Практика. Не надо читать Писание между делом, даже если дело – вычитывание молитвенного правила. Через Писание с нами говорит Сам Бог. Выделите хотя бы 10 минут, в которые вы сосредоточитесь только на этом. Поставьте таймер. Это время – ваша земля святая, где вы внутренне снимаете обувь, откладываете все заботы, все дела и вспоминаете, Чьи слова вы сейчас будете читать. «Постой молча, дондеже утишатся чувства, поставь себя в присутствие Божие до сознания и чувства Его с благоговейным Страхом и восставь в сердце живую веру, что Бог слышит и видит тебя». Это все применимо и к чтению Писания. Помолчите, подождите, пока улягутся чувства, вспомните, что сейчас вы прочитаете Слово Божие. Протестанты часто рекомендуют для чтения Писания встать на полчаса раньше и посвятить это время Богу. Я не способна на такой подвиг, но сама по себе рекомендация мне кажется замечательной. Утром особое время и особое состояние. В любом случае, хорошо читать Писание до всех остальных дел и особенно до соцсетей, когда душа и ум еще ничем не засорены после сна.

Очищение себя

Перед тем, как дать народу Израильскому заповеди, Бог сказал ему освятиться, вымыть одежды и не прикасаться к женам. Мы – новый Израиль, и эти события говорят нам очень важную вещь о том, что должно предшествовать нашей встрече со Словом Божиим. Очищение себя.

Конечно, речь идет не о том, чтобы вымыть одежды или не прикасаться к женам перед чтением Писания. Мы знаем от Христа, что в первую очередь человека оскверняет то, что у него внутри, «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф.15:19). Именно с этим и надо справиться в первую очередь. Если в человеке злость на кого-то, зависть или блудные помыслы, и он не хочет с этим расстаться – читать Писание практически бесполезно, будет трудно что-либо по-настоящему услышать. Сначала надо избавиться от этого хлама внутри – через покаяние, через исповедь, через осознание своих чувств. И только тогда можно будет услышать, что говорит Бог. Вот как говорит об этом относительно молитвы святитель Тихон Задонский: «Прежде молитв требуется ни на кого не гневаться, не злобиться, но всякую обиду оставить, чтобы и самим Бог оставил грехи».

Практика. Как можно себя очищать, и значит ли это, что только безгрешный человек может читать Писание? Во-первых, дело в степени. Если конкретно в данный момент мы настолько злы, что хочется человека убить или только что посмотрели порно, или находимся в глубоком отчаянии и готовы уже искать веревку – надо выйти из этих состояний. В случае злости уместно прописывание чувств и молитва к Богу с просьбой об избавлении, в случае порно срочная исповедь, а при отчаянии имеет смысл звонить на телефон доверия или просить о помощи близких. Впрочем, у каждого, наверно, свой способ. Главное, что в таких тяжелых состояниях воспринять Писание практически невозможно. Если же речь идет о легком раздражении, блудных помыслах, которые лезут в голову и банальном унынии – тут чтение Писания может помочь переключиться на другое. Хотя сначала все равно имеет смысл сосредоточиться на молитве.

Честность

«Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?», – говорит пророк Иеремия (Иер.17:9). Ему вторят святые отцы, говоря, что нельзя верить своему сердцу. И это действительно так, потому что мы отталкиваем от себя понимание того, в чем надо меняться нам, и смотрим, в чем нужно измениться ближнему. Нужна очень большая внутренняя честность для того, чтобы услышать Бога через Писание и применить слова Писания именно к себе. Честность, готовность не закрыться от слова Божьего, не отвернуться от него – еще одно условие чтения Писания. Можно прочитать Писание, почувствовать обличение и внутренне как бы зажмуриться, отпрянуть. Сказать себе: «нет-нет-нет, это не про меня. Это про мою соседку». И – отвернуться от сказанного.

Но Божие Слово звучит не для того, чтобы его просто послушать. Оно призывает нас, обещает, обличает, вдохновляет — для того, чтобы мы его не послушали, но послушались. Вспомним снова Моисея. Бог начинает говорить с ним. Говорит ему снять обувь. И продолжает: «И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога. И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых» (Исх.3:6-10).

Если бы Моисей действовал так, как часто действуем мы, то он бы выслушал эти слова, подумал: «да, народ Божий страшно страдает, как жаль», и молча пошел по своим делам. Но Моисей действует не так. Он вступает с Богом в диалог. Он не делает вид, что сказанное обращено не к нему. И пусть он даже возражает Богу — все равно диалог заканчивается тем, что Моисей все-таки выводит евреев из Египта, приносит иудеям 10 заповедей и становится одним из величайших пророков в истории человечества. А если бы он поступил так, как часто делаем мы – послушал и прошел мимо?

Практика. Один мой знакомый доказывал мне, что Бог не может быть против гей-браков, потому что люди любят друг друга, а это хорошо. А я ссылалась на апостола Павла: «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:9,10). В общем, я относилась к Слову Божию, как к информации. Сказано – не наследуют, значит, не наследуют, читай, как написано. И это, конечно, правда. Но Слово Божие тем и отличается от газеты, что оно больше, чем информация, оно призыв. А потом я в какой-то момент решила посмотреть на этот отрывок глобальней. Не как на средство, а как на цель. И посмотреть, что он говорит лично мне и нет ли среди перечисленного того, что может помешать лично мне наследовать Царство Божие.  Я медленно читала и мысленно вычеркивала пункты: «блудники – это не ко мне. Идолослужители – нет, это не про меня. Прелюбодеи – нет, ничего такого. Пьянство – нет, я не пью». И так далее. Пока я не дошла до «злоречивых». И вот тут я взволновалась. Потому что с уверенностью сказать, что это не про меня, я не могла. И тут мне стало как-то не до гей-браков. Я услышала, хоть и смутно, то, что Бог говорит мне. Когда читаете, задавайтесь вопросом – что здесь сказано для меня?

Действие

«И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром» (Исх.4:18). После разговора с Богом, когда Моисей согласился освободить народ Божий из рабства, он возвращается домой, но уже не продолжает жить прежней жизнью. Он начинает делать то, что поручил ему Бог. Мы можем прекрасно понять, что нам надо делать, признать, что это надо делать нам, а не соседу, но остается совершить еще самый важный шаг – начать действовать.

Практика. Феофан Затворник советует продумать, в каких конкретных обстоятельствах мы можем исполнить сказанное Богом. Уместно также подумать, как конкретно мы можем это сделать и что мы можем сделать уже сегодня. И еще записать это, обозначить намерение. (Это в идеале). Вот как выглядит продумывание мною и обретение решимости в ситуации со злословием.

Во-первых, что я понимаю под злословием? В общем виде можно назвать злословием в моем случае рассказ о том, какой нехороший такой-то человек. (Хотя, например, ругань на кого-то впрямую «ах ты, бестолочь», тоже относится к злословию. Но это не мой случай).

Кого я обычно злословлю?

Васю, Петю, Сашу (условно) и т.п…

В каких ситуациях я злословлю?

1) при общении с некоторыми людьми – мы привычно «пинаем» некоторых других людей;

2) когда меня кто-то обидел;

3) в ситуации светской беседы жалуюсь, как меня достали.

Что я могу делать вместо этого?

1) при привычном злословии – переводить разговор на другое. Говорить об этих людях хорошо. Предложить впрямую не злословить (а каковы ваши варианты?);

2) В ситуации с обидой я могу: делиться своими чувствами с подругой, то есть акцентировать внимание не на том, какой нехороший человек Вася, а на том, как плохо мне; прописать свои чувства в дневнике; воззвать к Васиной совести (Мф.18: 15-17), вдруг он покается и попросить прощения; попытаться молча Васю простить; помолиться о Васином вразумлении и покаянии (ваши варианты?);

3) не жаловаться, а приобрести привычку говорить о хорошем. То есть научиться видеть в своей жизни хорошее и рассказывать об этом.

Что я могу сделать прямо сегодня, даже прямо сейчас? 

Подумать, что в моей жизни есть хорошего прямо сейчас, чтобы было чем делиться с другими. Например, возможность написать эту статью я однозначно отношу к хорошим вещам в своей жизни 🙂

Итоги

Я привела в пример того, как надо относиться к Слову Божьему, Моисея, одного из величайших в мире пророков. Можно сказать, что Моисей был святым, а мы не святые, поэтому он и относился так, а мы по-другому. Но дело не в том, каким был Моисей изначально, а кем он стал в результате общения с Богом. Именно то, что он прошел последовательно эти шаги, сделало его Моисеем.

Можно сказать, что Бог являлся ему чудесным образом, а нам не является. Да, когда мы читаем Библию, мы не видим ни горящего куста, ни столпа огненного, да, мы не слышим гласа, принесшегося с неба – но это всё то же самое Слово Божие, которое слышали Моисей, апостолы и пророки, только записанное. И для того, чтобы оно изменило нашу жизнь, надо отнестись к нему так же, как и они. И это может оказаться не меньшим подвигом, чем вывод из рабства целого народа.

Обращаете ли вы внимание на эти вопросы при чтении Писания? Каков ваш опыт? Что помогает вам лучше понимать Писание? Поделитесь вашим мнением в блоге!



Рекомендуем

Антоний Сурожский, «Школа молитвы»

 

Выше я говорю о том, как читать Писание, подчеркивая, что чтение Писания – это Богообщение. Возможно, то, что я написала, выглядит самоуверенно. Но я опиралась не только на собственный опыт, который, конечно же, мал. Во многом я опиралась на то, что говорит о молитве митрополит Антоний Сурожский. Он говорит и о времени, и о благоговении и о честности перед Богом, и о том, что молитва должна сопровождаться действием. 

Почти каждое свое слово я могла бы сопроводить ссылкой на него, но тогда письмо разрослось бы до невозможности. Поэтому я просто рекомендую вам сборник его проповедей «Учитесь молиться», особенно главы «Молитва и богомыслие», «Жизнь и молитва — одно» и раздел «Учитесь молиться».

Сам митрополит Антоний в своих рекомендациях часто ссылается на святителя Феофана Затворника. Святитель много писал о том, как надо молиться и как читать Писание. О молитве у него есть небольшая книжечка «Четыре слова о молитве», а о чтении Писания хорошо сказано в книге «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться», в главе 31 «Как поддерживать начавшееся стремление к доброй жизни», а также в главах о подготовке к исповеди.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle