Можно ли православным ходить на митинги

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Алексей Миняйло, сотрудник одной из московских НКО, алтарник храма святой мч. Татьяны при МГУ, был задержан сотрудниками полиции во время антикоррупционного мероприятия 26 марта 2017 года. Мы решили узнать, как участие в митингах сочетается с его верой.

 

Задержание Алексея Миняйло. Источник фото: http://rblogger.ru/2017/03/26/dimonotvetit/

Я правильно понимаю, что церковным человеком ты стал уже взрослым, и Православие — это твой сознательный выбор, а не просто дань какой-то традиции, семейной или национальной?

Да. Я долго был яростным атеистом, но потом постепенно изменил своё отношение к христианству, и в 21 год сознательно крестился. Сейчас я алтарник в храме, обычно я каждое воскресенье исповедуюсь и причащаюсь Святых Христовых Таин. Пока был в КПЗ, пост не соблюдал, как находящийся в узах, но обычно соблюдаю.

Соответственно, вопрос, с которым я к тебе и пришёл. При всём при этом ты — политический активист.

Я не занимаюсь политической деятельностью, но я — политически активный человек. Я люблю Россию, хочу, чтобы граждане моей страны жили в процветании, а сама страна была добрым примером для других стран. И я — деятельный патриот, а не диванные войска. Я развиваю прорывные технологии в образовании, искусстве и социальной сфере, параллельно учусь на PhD в бизнес-школе в Европе, изучаю управленческие системы будущего. Рассчитываю благодаря этому ускорить развитие России.

Я знаю, что ты был наблюдателем на выборах.

Я и сейчас регулярно наблюдаю, а в моём образовательном проекте для наблюдателей получили образование более 3 тысяч человек. Я считаю, что законные, честные, прозрачные выборы — одна из основ государства.

Протесты, на которых тебя задержали, были в воскресенье. Ты перед этим ходил на Литургию?

Да, я участвовал в Литургии, исповедался, причастился Святых Христовых Таин.

Ты считаешь такое свое общественное действие чем? Это твой долг, в том числе религиозный, или это твое хобби? По какой части своей жизни ты проводишь свое это занятие? Это не профессия же?

Это мой гражданский долг. И конкретная причина выхода на законное шествие против коррупции 26 марта в том, что это большая опасность и большой позор для России, что премьер-министр наворовал себе на виноградники в Тоскане, яхты и дворцы, а правоохранительные органы даже не расследуют сообщения об этом. Это долг в некоторой степени и религиозный, потому что коррупция — серьезное зло, о чём прямо говорится в Писании.

«Не откатывай»?

«Не откати ближнему своему», или «не вымогай мзды у ближнего своего», да. 🙂 Но если мы посмотрим на книгу пророка Исайи, он там с горечью вопиет: «Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы, князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис 1:21-26). Сегодня Исайе влепили бы двушечку за экстремизм, это же всё про наши власти! Так что это отчасти и религиозный долг. Но в основном, конечно, мотивация моя гражданская, как гражданина и патриота.

Не секрет, что часть людей, в том числе людей церковных, в том числе людей в церкви авторитетных, придерживаются позиции, что мероприятия вроде этого антикоррупционного марша скорее преследуют своей целью исключительно завоевание популярности для каких-то медийных личностей, и те, кто в них участвует, просто льют воду на чужую мельницу.

Все, что мы делаем, льет воду на чью-либо мельницу. Борьба с коррупцией льет воду на мельницу Навального. И что теперь, не бороться с коррупцией? Давайте все потворствовать коррупции, лишь бы Навальный от этого не выгадал. Назло маме палец отморожу! Навальный мне не очень симпатичен, он несколько раз публично лгал, он ссорится с союзниками, он иногда скандалит, но даже он несравненно честнее, компетентнее и этичнее, чем Путин, Медведев и их шайка. С одной стороны у нас неидеальный Навальный, а с другой стороны — правительство, которое ведет Россию по пути Украины в плохом смысле этих слов.

Когда я готовился к интервью, я в наш рабочий чат написал, что иду у Леши Миняйло брать интервью, придумайте вопросы. И как раз у нас почти половина коллектива — это люди, живущие как раз в Киеве, или, скажем, в Луганской и Донецкой народных республиках. У них возник вопрос, знаешь ли ты, чем закончились подобные антикоррупционные выступления там, и не боишься ли ты, что здесь будет то же самое.

 

Anti-government protesters stand behind burning barricades in Kiev's Independence Square February 19, 2014. Ukrainian President Viktor Yanukovich accused pro-European opposition leaders on Wednesday of trying to seize power by force after at least 26 people died in the worst violence since the former Soviet republic gained independence. REUTERS/Vasily Fedosenko (UKRAINE - Tags: POLITICS CIVIL UNREST)

Майдан в Киеве

О! Я тоже, когда готовился к интервью, размышлял на этот счет. И действительно вопрос: «Вы что, хотите, чтобы было как на Украине?» — звучит чаще всего. Мне кажется, этот вопрос возникает от нежелания мыслить. Страну разваливают не митинги, страну разваливают коррупция и непрофессионализм.

Что мы видим? Нет диалога между властью и народом. Люди видят, что они никому не нужны. У Медведева нет денег на пенсии и развитие страны, но есть деньги на покупку виноградников в Тоскане, на строительство дворцов, на покупку дорогих яхт. Регионы чувствуют отчуждение от центра. Ведь эти лозунги: «Хватит кормить Москву», которые в Сибири выдвигают, они же неспроста появились. Москва — это «разжиревшая столица обезжиренной Руси». Большая часть налогов изымается из регионов, отправляется в центр, а потом в центре перераспределяется по каким-то мутным принципам. Это провоцирует отчуждение между Москвой и регионами.

А самое главное, что ведет к развалу страны — это отсутствие объединяющей идеи. Люди, занятые обогащением и защитой своей власти, не могут такую идею создать. Всё, что они порождают — это какие-то кадавры. То идея победы в Великой Отечественной войне — молодцы, победили, но это было 70 лет назад, а сегодня нам что делать? То идея «русского мира», выражающаяся в развязывании войны, в то время, как русские из СНГ не могут легально вернуться в Россию и получить документы из-за бюрократии. То гоп-православие, когда за оскорбление религиозных чувств отправляют невиновных людей в тюрьму. Какие-то мертворожденные идеологии-франкенштейны, которые лишь разъединяют людей.

Вот где реальная опасность. А то, что доброжелательные интеллигентные люди подали уведомление в законном порядке, собрались мирно, чтобы требовать расследования коррупционной деятельности Медведева, это, конечно никакой угрозы не представляет. Это великое благо, что такие люди у нас в стране есть, что их так много, и что они в таких условиях не боятся публично выразить свою позицию. Премьер-министр-вор представляет угрозу для России, митингующие — не представляют.

Вообще как же нужно ненавидеть свой народ, чтобы считать, что протесты против воровства развалят страну? Вы считаете, что европейцы и американцы настолько патриотичнее и цивилизованнее, чем россияне? В Европе и США происходят митинги, демонстрации, даже массовые беспорядки с погромами, мародерством, сжиганием машин, и ничего не разваливается.

При этом существует церковная точка зрения, что православные на митинги не ходят, православные молятся, и что сейчас вообще Великий пост, время сугубого внимания к духовной жизни, а не к тому, что там премьер-министр украл, и вообще, всякая власть от Бога. Ты наверняка с этой точкой зрения сталкивался, как церковный человек.

Александр Невский разбил крестоносцев на Чудском озере в субботу Акафиста. Понимаете? Шёл Великий Пост, одна из наиболее значимых его служб, а он вместо того, чтобы участвовать в Евхаристии, по замёрзшему пруду с мечом бегал! Или вот, скажем, Христос исцелил человека с иссхошей рукой в субботу — возмутительно просто, безобразие! И здесь нечто похожее происходит. У нас на глазах правители страну разворовывают, полиция их покрывает, в тюрьмах — система пыток, а люди волнуются, что кто-то в Великий пост выходит на митинг. Молодцы, оцедили комара. «Фарисейство 2.0: Расширенное издание».

serov

Ледовое побоище. Серов В. А.

Да, нет власти не от Бога. И что? Следует ли покоряться власти антихриста? Гитлера? Ирода? Большевиков? Мамая? Тохтамыша? Нерона? Диоклетиана? Сколько нужно примеров безбожных правителей, подчиняться которым христианину нельзя ни в коем случае, чтобы люди перестали бездумно повторять выдернутую из контекста фразу? Ещё любят говорить, что начальник не зря носит меч и опасен не для добрых дел, а для злых. Да, да, я понимаю, новомученики все за злые дела свои были казнены справедливыми начальниками. Или вот евреи при Гитлере — все за дело в печь пошли.

Давайте всё-таки не будем забывать, что у нас один Царь — Христос. Если земные власти противоречат Его словам, их указы необходимо игнорировать, как первые христиане отказывались поклониться идолам, даже когда им это приказывали законные правители.

То есть, омоновец-христианин не должен разгонять мирные демонстрации.

Никакой омоновец не должен разгонять мирные демонстрации, потому что он присягает на верность народу России, клянётся защищать права и свободы, свято соблюдать Конституцию. Часто говорят, что у них приказ, но, во-первых, закон о полиции запрещает полицейским исполнять незаконные приказы (то есть прямо обязывает их разобраться: а законен ли приказ?), а во-вторых, у тех, кто сжигал евреев и расстреливал новомучеников, тоже были приказы.

Так что если ты не можешь на своей должности вести себя, как христианин… ну, уволься. В России много другой работы. Это вопрос христианского рассуждения и христианской совести, чему ты подчиняешься, из того, что говорит власть, а чему не подчиняешься. Сегодня в России государственная система заставляет грешить миллионы людей.

Например?

На митинге в Москве 26 марта задержали более тысячи человек. И все административные дела сфальсифицированы: задерживали одни люди, а рапорты о задержании писали другие. Это — грех лжесвидетельства (запрещается 9-й заповедью. — Прим.ред.). В ОВД сотруднику говорят: «Пиши рапорт», и он пишет, хотя задержанных раньше в глаза не видел, не знает, при каких обстоятельствах их взяли (поэтому в одном ОВД всем пишут слово в слово один и тот же состав правонарушения). На каждого задержанного обычно пишут по два рапорта. И вот уже две с лишним тысячи полицейских оклеветали невиновных. Мне (как и всем доставленным в ОВД Метрогородок) в протоколе написали, что я не подчинился законным требованиям полиции и прорвал оцепление. Это ложь. Я не прорывал оцепление, и полицейские, которые меня задерживали, не выдвигали никаких требований, просто скрутили и всё.

IMG_60265616-x-3744

Омон на Пушкинской площади. Источник фото: http://rblogger.ru/2017/03/26/dimonotvetit/

Далее — судьи, которые этих людей судили, прекрасно понимая все особенности системы, сотворили суд неправедный. Двух моих друзей вместе задержали на Страстном бульваре, есть фотография, как их вместе ведут к автозаку. Они попали в разные ОВД, одному в протоколе записали, что его задержали на Страстном бульваре (как и всем в его ОВД), у другого — что его задержали на Сретенском бульваре (как и всем в его ОВД). Суд по обоим делам вынес обвинительное решение, счёл оба протокола верными.

Хотите ещё? В России около 95 тысяч избирательных участков, на каждом работает от 5 до 15 человек. Как краевед сообщаю, что на многих участках происходит фальсификация выборов. Даже если считаем, что на 10% участков (исключительно мягкая оценка), то речь идёт о 95 000 людей, участвующих в государственном перевороте. Мало? В России почти невозможно получить легальную визу и документы на работу (моя подруга честно пыталась 1,5 года — не вышло), и десятки тысяч полицейских «стригут дань» с мигрантов.

Есть другая точка зрения, которая возражает против участия в политике: проповедь, добрый пример, собственная святость исправляют дурные нравы и людей вокруг тебя. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». Как тебе кажется, как ты относишься к такой точке зрения, что ты занимаешься какими-то не самыми важными вещами, а вообще надо спасаться, и все это само как-то исправится.

Я абсолютно согласен с Серафимом Саровским. Я, правда, не понимаю, почему из его слов делают вывод, что кроме как о личном спасении ни о чём больше заботиться не нужно. Многие люди склонны христианство «подстригать» до удобного себе, а христианство не стрижётся, оно не удобное, оно сложное. Можно всю жизнь провести в посте и молитве на столпе, можно обличать неправедного правителя, как святой Филипп Колычев, а можно вести антигосударственную деятельность, как православный японец Тиунэ Сугихара, спасший в 1940 году шесть тысяч евреев, «злоупотребив» служебным положением вопреки законному распоряжению законного начальства.

И это всё — православие. Оно от нас требует не правил, а любви, а любовь опасна и не признаёт удобных нам шаблонов. Клайв Льюис прекрасно про это написал: «Из всех доводов против любви мне особенно близок призыв: «Осторожно! Будешь страдать». По склонностям своим я бы послушался, но совесть не разрешит. Отвечая на этот призыв, я чувствую, как отдаляюсь от Спасителя. Я совершенно уверен, что Он и не собирался поддерживать и укреплять мою врожденную тягу к спокойному житью. Скорее уж именно она во мне меньше всего Ему нравится».

Кроме того, мне кажется верной позиция Высоцкого:

Если мяса с ножа ты не ел ни куска,

Если, руки сложа, наблюдал свысока,

А в борьбу не вступил с подлецом, с палачом,

Значит, в жизни ты был ни при чем, ни при чем!

Вы ведь не станете отсиживаться, если у вас на глазах человека убивают, приговаривая: «Я смиренный христианин, сейчас пост, я буду молиться, я записочку в храм подам об упокоении его души?». Вот и мне совесть не позволяет отсиживаться, когда в стране существует пыточная система в тюрьмах, когда полиция защищает воров в правительстве, телевидение изливает потоки лжи и разжигает ненависть, а армия вместо защиты наших границ захватывает части соседних государств. Все-таки, если мы посмотрим на опыт христианства, на опыт святых, то он такой, понимаете, святым часто на месте не сиделось.

Да, я хотел спросить о примерах святых, которые тебя вдохновляют в этой твоей деятельности.

Мы все знаем историю из жития святого Николая Мирликийского, который остановил казнь трёх невиновных людей. То есть вмешался в действия законной власти. Мы знаем историю святого Филиппа Колычева, который обличал злодейства Ивана Грозного. Мы, в конце концов, знаем опыт новомучеников, которые были репрессированы за несогласие с мнением государственной власти, а иногда и за прямое нарушение указаний властей. У нас сонмище свидетелей на небесах, которые говорят нам прямо, что если государственная власть не права — вмешайся, не отсиживайся, если готов испить эту чашу.

ioan-krestitel

Иоанн Креститель. Обличал в беззакониях царя Ирода Антипу

Сам-то ты веришь в то, что протестами можно заставить установить конституционный строй?

Понимаешь, у нас во власти люди, которые мыслят в категориях силы, и изменение баланса сил не в их пользу может сподвигнуть их на то, чтобы начать договариваться. Митинги не изменят строй, но они могут подтолкнуть власти к проведению более законных выборов. И так, шаг за шагом, восстановим конституционный строй.

Ты молишься за власти?

Да, конечно, я молюсь за власти. Мне больше всего нравится, как в одном из московских храмов на ектенье молятся: «О Богохранимей стране нашей, властех, воинстве и народе ея, во еже обратитися им ко Христу». Вот это, мне кажется, очень верный подход, потому что у нас страна не христианская, ни власти, ни воинство, ни народ, ну и мы сами не вполне. И такая молитва наиболее уместна.

Ну и для полноты картины, последний вопрос: как бы ты сам обозначил свои политические взгляды?

Не сказал бы, что у меня есть какие-то особенные политические взгляды, я просто хочу, чтобы во власти были честные профессиональные люди. Сейчас этого довольно, потому что пока у власти преступники, нужно для начала заменить их нормальными людьми. И тогда уже можно будет разбираться, кто там коммунист, кто либерал и т. п. А пока нужно восстановить конституционный строй.

Есть что-то еще, что ты хотел бы сказать?

Сейчас, дай-ка подумать. Я бы в целом сказал, что постановка вопроса такая: «А можно ли православному ходить на митинги», указывает на глубокий смысловой кризис. Разговор идёт не о том, православных (особенно священноначалие) вообще не это должно волновать в первую очередь.

В России православных, по разным оценкам, 2—4%. Я имею в виду тех, кто хотя бы раз в месяц исповедуется и причащается. И основная забота должна быть о том, чтобы в России было больше сознательных христиан, а не приношан (кого приносят покрестить и отпеть).

Но тут мы опять сразу упираемся в очень неудобные вопросы. Такие вещи, они же не делаются механическими мерами. Они достигаются личным примером. О каком личном примере может идти речь, когда у тебя часы за 30 тысяч евро, ты ездишь на дорогих автомобилях, судишься с соседями из-за пыли в квартире, не выносишь публичного осуждения откровенным гопникам вроде «Сорока сороков» или «Союза православных хоругвеносцев»?

Поэтому, конечно, проще выводить в публичную повестку такие вопросы: давайте сажать в тюрьму за оскорбление религиозных чувств; давайте осудим митингующих; давайте запретим аборты (вместо того, чтобы помогать несчастным женщинам, оказавшимся в трудной ситуации); давайте запретим спектакль; давайте засудим режиссёра. Только это уже не христианство, потому что Христа в этом нет. Бог есть свет, и в Нём нет никакой тьмы.

 

Ответ на интервью: “Митинг в Евангелии один: Распни Его!”

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle