Грустный праздник Вознесения

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Грустный праздник Вознесения

О том, зачем Господь вознесся и покинул учеников, размышляет Владимир Берхин

 

Вознесение всегда казалось мне довольно грустным праздником. В этот день Господь ушел. Апостолы шли за ним, слушали Его проповедь, а Он, кажется, прямо посреди речи вознесся в небо, оставив их в недоумении — настолько, что пришлось посылать ангелов, чтобы ученики перестали стоять и смотреть в небо.

Зачем Он так сделал? Ведь мог бы, наверное, остаться, руководить общиной. Его мудрости хватило бы остужать слишком горячие головы, а Любви — зажигать слишком холодные сердца. Но не остался, ушел к Отцу.

Я не хочу погружаться в глубины троического богословия, но в самом событии Вознесения я вижу два важных послания, которыми, наверное, стоит поделиться.

Время расти

Я нестарый еще человек, наверное, даже молодой — мне тридцать три года. И в моей жизни периодически возникают ситуации, когда непонятно что делать: заболел ребенок, проблемы на работе, сложные отношения с людьми, разного рода неясности в том, что будет дальше — всем это знакомо. Раньше, когда я не знал, как поступить, я всегда мог спросить у кого-то, кто был умнее, старше, опытнее.

Но чем дальше, тем меньше таких людей. А иногда оказывается, что это не я ищу правильный путь, а ко мне приходят и спрашивают, как нужно поступать.

Неожиданно я перестал быть ребенком, который идет за взрослыми. Оказалось, что теперь взрослый — это я: я принимаю решению, совершаю действия и веду кого-то за собой. Да, я был ребенком, и мне очень нравилось, что всегда есть кто-то, кто подскажет и поддержит. Но человек не может не расти.

И мне кажется, это одна из причин Вознесения — не могли апостолы навсегда оставаться детьми. Господь отошел, чтобы они могли стать взрослыми в вере. Когда рядом с тобой прекрасный, сильный, храбрый Учитель, возникает искушение расслабиться. Вот и в Гефсиманском саду ученики уснули — кажется, просто не поняв серьёзности ситуации, положившись на то, что Учитель, как всегда справится.

В Гефсиманском саду Христос просил учеников бодрствовать с ним, но они уснули

 

И поэтому Господь отошел от нас и послал Утешителя. Чтобы мы могли расти, принимая ответственность за мир, который нам оставлен. Иначе мы бы так и проспали Царствие Божие.

Трудно со святыми

Вы знакомы со святыми? Не с персонажами церковного календаря, а с живыми людьми, приблизившимися к Богу? У меня есть несколько таких знакомых. И, Господи, как же с ними трудно!

Святой однозначно предпочитает Правду Божию человеческим играм. Для него Бог реален, а потому он не будет выполнять волю людей, если Бог хочет иного. Святой бескомпромиссен и решителен, он может быть резок и тверд там, где, казалось бы, для этого нет никаких причин. Святой не обидчив, он просто очень упрям — слишком важны вопросы, которые он решает.

Бог стоит за его спиной — и потому святого крайне трудно сдвинуть с места. Бог ведет его за руку — туда, куда считает нужным. И невозможно заставить его свернуть.

Мы живем постоянно немного на компромиссе. Соглашаемся на чуть-чуть греха в своей жизни. Там полениться, тут соврать, здесь слукавить ради денег, там покрасоваться. Да ведь все так живут, и ничего страшного не случится, если просто жить как все.

А святой — он выламывается из этого порядка и живет не как все, а как Бог повелел. И это раздражает. Святость — живой укор каждому и источник постоянного раздражения: «Ну, всё же было нормально, ну чего ты уперся?» Со святым очень трудно.


Яркиий пример «неудобного» святого — митрополит Филипп, который обличал Ивана Грозного

 

…а с нами еще труднее

А теперь представьте каково святому — с нами! С нашими вечными компромиссами, расхлябанностью, нежеланием хоть немного напрячься и обратить внимание, что Бог всё-таки Есть, и что Он — близко! Вы когда-нибудь пытались поднять на срочную работу людей, которым неохота ее делать? Оторвать осоловелых людей от компьютера и повести хотя бы прогуляться в парк? Примерно так чувствует себя святой: люди вокруг занимаются вредной противной ерундой и не хотят ничего слышать.

Возможно, Господь вознесся именно поэтому. Он только что был с Отцом, только что воскрес. Его тело было новым, он уже вошел в Славу Свою — и вернулся на землю, ко всем нашим дрязгам и мелким грехам. Ему, я уверен, невыносимо трудно оставаться в такой душной атмосфере. И Он отходит. Чтобы мы выросли и сами позвали Его обратно.

Ведь есть способ, чтобы Он вернулся — надо просто стать святым. И просто позвать Его обратно.

«Где же радость о Христе?»
Лекция о психологических подменах в религиозной жизни

У людей, проведших многие годы в Церкви, иногда возникает какая-то усталость и разочарование. Кажется, что прилагаемые усилия не приноят результата. Обещания Евангелия и святых отцов начинают казаться ложью.

Причина этого кризиса может лежать не только в духовной, но и в психологической плоскости. В этой увлекательной и глубокой лекции практикующий психотерапевт и психолог-исследователь Марина Филоник делится опытом своей работы с верующими людьми, рассказывает о некоторых специфических проблемах, которые она наблюдает, и пробует ответить на вопрос: что же поможет получить подлинную радость о Христе.

Вы можете посмотреть видео, послушать аудио или прочесть расшифровку лекции (спасибо нашим волонтерам!)

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle