«Что значит, что смерть сделалась предметом праздника?»

Владимир Шалларь

Автор ТГ- и ВК- ресурса «Либертарная теология».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

К празднику Успения Пресвятой Богородицы предлагаем небольшую подборку материалов медиатеки.

Книга святителя Филарета Московского «Слава Богоматери»:

«[Церковь], как бы указуя, говорит нам: вот и действительный, скорый, очевидный в лице Матери Господней опыт воскресения, которого начатком был Христос; благодатию Сына Своего и Бога Она так совершенно созрела на земле для неба, что и тела Ея не могла удержать земля до времени всеобщего воскресения: зрите праздный гроб Ея и радуйтесь упованием жизни за гробом. Мысль о смерти, доселе омрачаемая страхом и печалию – от нашего несовершенства и немощи, теперь освещена радостию надежды – от силы благодати Божией. Теперь смерть является нам не страшною или печальною, но радостною и торжественною; не разрушительницею жизни, а руководительницею к вечному животу: когда она дышит на нас не тяжким воздухом тления, но благоуханием нетления; когда непосредственно за темною дверью гроба она отверзает светлую дверь неба; когда живот предобручает смерть; когда она, чтоб не смущать нас даже звуком своего имени, преобразилась и переименовалась в успение, то есть успокоение, мирному сну подобное, и в преставление, то есть как бы легкое перестановление от места на место, от места в мире видимом в состояние мира невидимого. – Здесь видна сила благодатной святости. Она и смерть превращает в жизнь, а потом и печаль в радость.

Какое необыкновенное зрелище представляется нам у гроба Богоматери! Обыкновенно до гроба – свет и ясность, далее гроба – мрак и неизвестность: а здесь совсем наоборот. До гроба – какое высокое достоинство и добродетель, в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба – какой свет и слава, какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели!

Ныне радуйся благодатная и отныне на веки ненарушимо радуйся; не только радуйся, но и блаженствуй; не только радуйся, но и блаженствуй; не только Благодатная, но и Препрославленная!»

Читайте полностью главу об Успении здесь.

Богослужение

«Приидите, люди, прославим Пресвятую Деву Чистую, ибо от Нее неизъяснимо родился воплотившийся Сын –Слово Отца; прославим Ее, взывая и говоря: Благословенная Ты между женами, блаженно чрево, вместившее Христа. Его святым рукам отдавшая душу, молись, Пречистая, о спасении наших душ» — взывает сегодня Церковь. Мы дали цитату по русскому переводу священномученика Феофана (Адаменко) из его «Богослужебного сборника». На церковно-славянском читайте в Минее.

Смотрите также акафист Успению Божьей Матери

Святые Отцы и богословы о Успении

Три похвальных слова на Успении Богоматери Иоанна Дамаскина — пожалуй, главное святоотеческое сочинение на эту тему. «Ни человеческий язык, ни ум премирных ангелов не способны по достоинству восхвалить Ту, через Которую нам дано ясно узреть славу Божию (2 Кор 3:18). Так что же? Будем ли мы молчать, удерживаемые страхом, из-за того, что не можем принес Ти Достойную хвалу? Всего менее. Пойдем ли мы, как говорится, не разбирая ступеней, забудем ли о присущих нам пределах, коснется ли дерзко неприкосновенного, отбросив узду страха? Никоим образом. Лучше мы, смешав страх с любовью и сплетя из них единый венок, со священным благоговением, трепетной рукой и пламенеющей душой принесем невзыскательный плод нашего разума как долг благодарности Царице Матери, благодетельнице всякого естества».

«Смерть Ее была жизненосной, приставляющей в небесную и бессмертную жизнь, и памятствование этой смерти является радостным праздником и всемирным торжеством» — так проповедует свт. Григорий Палама.

«Смерть — общий удел, а слава по смерти — достояние веры, чистой и живой. […] Так вот где ключ жизни о Христе Иисусе, Господе нашем! В живом уповании! […] Упование есть самое тонкое чувство. К утешению нашему, образ стяжания его прост и осязателен. Хочешь украситься упованием, начни работать Господу исполнением его заповедей, — и родишь упование и возрастешь в нем. Как слуга, верный господину, уверен, что господин благоволил к нему и никак не оставит его, так верный Богу не может не носить ощущения благоволения Его и уверенности в готовности воздаяний от лица Его. Напротив, и сын теряет уверенность в благоволении отца, когда в чем‑либо преступит явную волю его, так и у живших свято погасает упование, когда они сознательно нарушают явную заповедь Божию»проповедует свт. Феофан Затворник.

Догмат о Богородице — догмат христологический: Мария родила Бога, и потому Она — Богородица. Эти вещи, в частности, обсуждались на III Вселенском Соборе. Читайте об этом в великолепном труде церковного историка А. В. Карташева.

Одно и расхождений католиков и православных — разное понимание Богородицы, в частности Её Успения. Полемика с католической мариологией и православное учение о Богородице содержится в книге «Купина Неополимая» отца Сергия Булгакова.

Наши современники об Успении

Также рекомендуем несколько проповедей:

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle