Христианство дискомфорта

Андрей Зайцев

Руководитель благотворительного фонда «Счастливый мир».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

У одного монаха, жившего в ХХ веке, на стене висел рыбий хвост. По праздникам он опускал останки рыбы в кипяток с рисом и овощами, а потом радостно говорил:
– Мы поели рыбного супа.

Другой монах в холод не топил печку, подражая мученикам, которые  страдали в ледяном озере.

Это примеры настоящей христианской жизни, взятые из очередного текста о том, что мы живем в мире большого комфорта. Материал заботливо перевели с другого языка и напечатали на одном из крупных православных сайтов.

С какой Луны падают все эти люди?

Автор этих благочестивых размышлений и сам монах, который рассказывает о том, что холодильник с едой отдаляет нас от Христа, что мы слишком хорошо и комфортно проводим свои дни, поэтому в нашей жизни нет места Христу.

Ценность этих образцов сомнительна даже для иноков, а уж рассказывать мирянам о том, что они в идеале должны питаться объедками и выкинуть из дома холодильник, – худшая из возможных форм проповеди. Поскольку это утопия.

Фотография с сайта azbuka.ru

Фотография с сайта azbuka.ru

Афонские монахи не могут быть адекватным примером для российского мирянина как минимум из-за климата. У нас в стране не растут оливки и виноград, рыба в среднем стоит дороже мяса, а любые продукты и вещи продаются за деньги, которые надо заработать.

Люди в нашей стране много и тяжело работают, многие борются за выживание своей семьи. Рассказывать этим усталым мужчинам и женщинам о том, что они очень хорошо живут, – значит окончательно оттолкнуть их от христианства.

Печатать такие утопические материалы в православных СМИ можно, если рассматривать веру только как ролевую игру, совершенно оторванную от реальности. В России слишком много людей страдают от холода, чтобы советовать их еще и отказаться от тепла ради подражания мученикам.

Я не представляю себе ситуации, в которой преподобные Серафим Саровский или Амвросий Оптинский говорят крестьянину или мещанину, пришедшему к нему за советом: «Знаешь, брат, ты слишком хорошо живешь. Христос постился сорок дней. Давай ты весь пост будешь проводить без горячего питья и хлеба». Этот совет в принципе невыполним, как красивые таблички в православных СМИ о посте по монастырскому уставу, где первые два дня Великого поста советуют проводить практически без еды.

Беда невыполнимых советов в том, что они сперва рождают у человека чувство вины, затем уверенность в том, что большинство проповедников их попросту не соблюдают, и, наконец, цинизм и отвращение к  притворщикам.

Верующий начинает воспринимать православную благочестивую периодику как герой одного из произведений Генриха Гейне:

Я знаю мелодию, знаю и текст,
И авторов знаю прекрасно;
Тайком они попивали вино,
Пить воду советуя гласно.

Из истории Церкви известно, что многие проповедники аскезы и дискомфорта на самом деле жили очень неплохо.

В XII веке святитель Евстафий Фессалоникийский написал большой трактат «Об исправлении монашеской жизни», в котором упрекал монахов в нарушении обетов, лицемерии, притворстве и жажде власти: «Они умеют подделывать походку, передвигаясь как старик, у которого зудит в теле точно от муравьев, и стараясь показать, что они потеряли естественную крепость и дошли почти до омертвения от воздержания, но руки их свидетельствуют о другом. Раздувшиеся от чрезмерного потребления пищи, они говорят против добродетельного мужа. Что же касается лица, то здесь другой обман… Что находится выше бороды (лицо, щеки), то подобно рукам… также слишком цветет здоровьем от упитанности, но подвижник имеет против этого искусно приготовленную белую краску, которой он умеет пользоваться в совершенстве. Даже и глаза… у лицемера делаются негодной вещью, так как он то омрачает их безвременной угрюмостью, то сжимает и закатывает». (Соколов И. Состояние монашества в византийской церкви с половины IX до начала XII века. Опыт церковно-исторического исследования. Казань, 1894. С. 474.)

Уверен, что уважаемый отец архимандрит, который рассказывает о великих постниках и вреде холодильника, не из числа притворщиков. Возможно, он  просто не очень хорошо знает реалии современной России.

Давайте я вам расскажу про комфорт. Я  недавно читал историю про мальчика, у которого опухоль 12 лет разрушает позвоночник. Врачи в России не могут ему помочь.

90 процентов населения, включая меня и мою семью, приходя в магазин, вынуждены выбирать, что купить, поскольку финансы не безграничны.

Фотография с сайта tramuk.ru

Фотография с сайта tramuk.ru

Вещи, которые, например, нужны инвалидам для реабилитации, стоят очень дорого: 2 слуховых аппарата для ребенка – 160 тысяч. На днях я узнал страшную историю о женщине, которая умерла от голода из-за рака губы. От боли она не могла есть.

Только окончательно бессовестные люди могут рассказывать о том, что мы живем в мире какого-то запредельного комфорта. К сожалению, эти люди почему-то считаются христианами, и другие христиане их перепощивают с восторгом.

Уважаемые сторонники дискомфорта, хотите, как Рахметов  – герой романа Чернышевского «Что делать», спать на гвоздях,  не есть апельсины или питаться супом из рыбьих костей –  это ваше право. Но перестаньте постоянно внушать чувство вины людям байками про какой-то особый комфорт.

У вас много вещей и продуктов? Поделитесь с теми, у кого мало. Перестаньте проповедовать христианство от недостатка. Попробуйте рассказать не о том, что нельзя, а о том, что можно. Аскетика – это то, что человек выбирает для себя, а не для ближнего. Вот и займитесь аскетикой, не пишите о том, что вокруг много комфорта, а попробуйте превратить христианскую проповедь в слово утешения людям, которые и так уже настрадались в повседневной борьбе за жизнь.



Читайте также ответ на статью: “О счастье и бочке”

 

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle