Добро рассуждает

Владимир Берхин

Президент фонда «Предание.ру». Колумнист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Перепечатываем статью президента фонда Предание Владимира Берхина с http://s-t-o-l.com/

Скандалы в сфере благотворительности случаются так же как и во всех других сферах, где люди реально работают. Проблема в том, что такого рода явления всегда мешают общему делу, отпугивая жертвователей от благотворительных фондов в сторону личной помощи: бабушке копеечку подать в переходе, девочке на операцию у метро, бездомному на пиво. Насколько оправдан этот разворот и какие опасности ждут человека на пути милосердия «Столу» рассказал президент благотворительного фонда «Предание» Владимир Берхин.

 

О том, что вся эта благотворительность есть сплошной обман, я слышу каждый день. О том, что фонды отмывают деньги, я слышу через день. А о том, что уличные попрошайки гребут деньги лопатой, я слышу не реже, чем раз в неделю.

Люди не хотят платить мошенникам. А я не хочу слушать глупости. Поэтому и пишу простую инструкцию – как и доброе дело сделать, и жуликов не кормить.

Поэтому – вот краткая инструкция, как мошенника узнать, а значит – как не стать жертвой обмана.

Первое и самое важное. Все мошенники хотят денег. Поэтому первый и главный способ – не давать в руки денег тем, кто просит их. В руки – это значит на личные счета физических лиц или просто наличные.

С юридическими лицами, с фондами, всё немного сложнее – но и мошенниками оказываются гораздо реже.

Простое донесение информации: «я готов помочь, но денег не дам» – отсеивает огромное количество желающих заработать на чужой добродетели. Если к вам подходит несчастный страдалец и просит денег на оплату лечения – предложите оплатить, например, часть счета из клиники непосредственно на счета больницы. Но мошеннику не нужны деньги на счету больницы – он не сможет ими воспользоваться. Ему нужны деньги в руки, сейчас.

Поэтому мошенник либо просто покинет вас, либо начнет изобретать причины, почему так делать нельзя. Он будет упирать на срочность, на безвыходность ситуации, на сложность такого рода оплаты. Он может начать истерику и вообще начнет включать эмоции – ибо его задача состоит в том, чтобы сподвигнуть собеседника на быстрое решение расстаться с деньгами. Он, возможно, будет обещать обязательно вернуть деньги, как только дела пойдут на лад. Мошенник может пытаться что-то скрывать, оскорбляться при попытке задавать ему вопросы о подробностях проблемы, льстить, угрожать, манипулировать, давить на жалость и так далее. Словом, мошенник стремится делать все что угодно, лишь бы избежать ясности и четкости взаимоотношений.

И он в любом случае будет стремиться получить деньги себе в руки или на личный счет в банке.

Скажем, вот история мошеничества с массой характерных признаков – ну очень, очень печальная история, требующая немедленного вмешательства. Куча детей, которые то живут в машине, то вот-вот окажутся на улице, деньги непонятно на что и непременно на личный счет (карточку, сберкнижку) или в руки, мутные жизненные обстоятельства и так далее. И всегда срочно. Характерные сложности с документами: «…предложила Смагиной начать собирать бумажки, подтверждающие, что квартира была и ремонт там делался. Но Елена не смогла привезти справку даже из опеки. Вроде ездит куда-то, ездит, а все: «не работает, не успела, не дали…». Какие-то непонятные двусмысленности во всех историях с квартирами и так далее.

Виртуальные жулики

Мошенники в социальных сетях ведут себя точно также: это почти всегда физические лица, а не организации (иногда они выдают себя за представителей организаций или даже за фонд как таковой, об этом ниже), почти всегда в их деятельности присутствуют недосказанности и истерика.

И если с истерикой всё более или менее ясно, то про умолчания и ложь стоит сказать чуть подробнее. Например, и это распространенный вариант, бывают мошенники, которые не рассказывают подробно о движении полученных денег. Есть неписаный закон: если вы публично просите денег, то обязаны публично и рассказать – сколько и когда денег вы получили и сколько и куда их истратили. Если одной или другой информации нет – это признак обмана или неумения работать с деньгами в публичном пространстве.

Далее. Любые просьбы о деньгах в сети, рассчитанные на широкую общественность, а не на группу личных знакомых просящего, должны подтверждаться – фотографиями, документами, подробными рассказами со ссылками на сторонние ресурсы и так далее. Описание ситуации и документы должны быть свежими, фотографии – понятными, а тексты – объясняющими, а не запутывающими и бьющими по эмоциям.

Если люди просят денег – то должно быть четко обрисовано – на что именно и сколько. Идеальным в этом смысле документом является свежий счет из клиники или из магазина, который сообщает, что необходимое решение проблемы реально существует и стоит именно столько, сколько собирают.

Нет счета – не стоит даже начинать сотрудничество. Нет подтверждающих документов или фотографий – проходите мимо. Нет понимания, кто именно и почему именно он собирает деньги (скажем, сборщик анонимен) – забывайте сразу. Отказываются отвечать на вопросы, скрывают что-то про деньги, устраивают крик и ругань при попытках разобраться – туда же.

Если вы не хотите стать жертвой мошенничества, то любую двусмысленность трактуйте не в пользу сборщика. Возможно, это не мошенники, но неумение открыто и честно рассказывать о своей работе в любом случае выдает как минимум непрофессионалов.

Хотя ваше первое и главное оружие при встрече в сети с просьбой о помощи – поисковик. Просто возьмите кусок текста и проверьте – а он новый? Может он гуляет по сети уже не первый год безо всяких новостей и отчетов? Или многократно без изменений копируется из года в год с форума на форум? А не использовался ли этот же самый призыв о помощи в других случаях – с другим только именем пострадавшего? А не засветились ли кошельки в других сборах? А приложенные фотографии «больной девочки из Омска» – не окажутся ли внезапно фотографиями, украденными из фотоальбома вполне здоровой девочки из Шацка?

Ну вот взять историю той же Смагиной – как оказались крепки задним умом обманутые ею люди: «А когда потом мы с Даниэллой сели ее искать, то нашли аналогичные обращения за помощью еще на десятке сайтов!»

Просто потратьте пять минут на поиск – и уже многое станет ясно.

Фонды для людей

Как я уже ранее сказал, обманывают в основном физические лица, а не фонды. Причина этого проста – физических лиц практически невозможно привлечь к ответственности за обман. Ну, перевели вы 1000 рублей на какой-то Яндекс-кошелек. Если вы узнаете, что кошелек мошеннический – вы точно пойдете в полицию? Или вам будет жаль времени на это? Вероятнее всего – второе, потому что нынче все куда-то торопятся, а сумма потери – невелика.

Но даже если вы не ленивы и дошли до правоохранителей, то довольно быстро вы узнаете, что ровным счетом никакой кары обманувший вас человек не понесет. Потому что доказать факт мошенничества крайне сложно. Ну да, какие-то люди переводили какие-то деньги на некие, может даже его, счета и электронные кошельки. Но при этом не заключалось никаких договоров, не давалось никаких расписок, и не было никаких «назначений платежа». И чеков у дарителей, как правило, не сохраняется. А потому преступник может спокойно заявить – ну да, пришли какие-то деньги. Ну да, потратил. Решил, что Господь послал, или что Витька долги вернул, или что угодно еще.

Доказать, что именно этот человек, именно имея умысел обогатиться, сознательно ввел граждан в заблуждение – сложно. Учитывая особенно, что дело происходит в интернете, а ущерб в каждом конкретном случае крайне невелик – представителям закона будет крайне неинтересно возиться со всей этой историей. Ибо ее судебные перспективы туманны, а возни с ней очень много.

Недавно самый мощный, самый богатый благотворительный фонд страны – «Российский фонд помощи» – разоблачил одного такого деятеля. И этот человек отделался испугом – даже при поддержке «Русфонда» доказать факт мошенничества оказалось невозможно.

В то время как деятельность организации – она контролируется государством. Каждый перевод средств в адрес фонда имеет назначение платежа – и фонд не может потратить деньги иначе, чем указал жертвователь, фонд за это накажет Министерство Юстиции. Фонд должен регулярно отчитываться за свою работу государству, его руководитель подлежит обязательной ответственности, и даже простой беспорядок в делах чреват для него серьёзными проблемами.

Поэтому обманывают обычно люди, а не фонды. Хотя бывают случаи, когда человек выдает себя за фонд, оставаясь физическим лицом. В этом случае создается сайт или группа в социальной сети, где выкладываются какие-то документы, отчеты, рассказы, фотографии – но смотреть прежде всего надо не на них. Смотреть надо прежде всего на реквизиты. Если на сайте пишут о том, что сбор ведет фонд, но даны реквизиты физического лица – номер карточки, Яндекс-кошелька, сотовый номер для пожертвований, номер в системе Qiwi и так далее, то это тоже повод навсегда забыть адрес этого сайта и не верить размещенной на нем информации.

Далее, если реквизиты всё же являются реквизитами организации, то стоит посмотреть на отчеты. Кому помогала организация, как и когда, а главное – как она подтверждала факт помощи. Идеальный отчет выглядит так, скажем прямо, как делают его у нас в «Предании».

Если пройти по ссылкам, то каждая оплата подтверждается двумя документами – счетом и платежным поручением. Также документами подтверждается каждый сбор средств – известна и причина сбора, и его цель. При внесении пожертвования через электронные платежные системы – оно отображается на сайте сразу же, в течение 5 минут.

А вот если фонд не предоставляет ни счетов, ни данных о том, сколько было собрано и выплачено денег – то этому фонду не стоит верить, какие бы громкие имена ни стояли в списке его попечителей, учредителей и благотворителей. Прозрачная и исчерпывающая отчетность – главный признак честности, который не заменяется ничем.

У нормального фонда в его деятельности нет умолчаний, недосказанности, двусмысленностей. Не скрываются ни лица руководителей фонда, у фонда есть живой адрес, отвечающий телефон, офис и официальные группы в социальных сетях. Кроме того, пятиминутный поиск покажет, что у фонда есть история, партнеры, он участвует в жизни других организаций, что есть более или менее известные люди, которые готовы его рекомендовать и так далее.

Основное оружие против мошенников есть у каждого человека. Оно называется – мозг. Попробуйте отойти от стереотипа, что настоящее добро не рассуждает, а действует и приступить к делу жертвования как к процессу покупки. Выбирая магазин для покупки, вы наверняка три раза уточните качество товара, срок действия гарантийного талона, поищете отзывы в социальных сетях, возможно, даже расспросите знакомых. А если вам попадется объявление неизвестно кого в интернете, с истеричными нотками предлагающее купить необходимый товар по стопроцентной предоплате без документов – наверное, вы не рискнете вкладывать свои кровно заработанные в такого рода мероприятие.

Вот и с пожертвованиями также. Просто немного подумать, просто проверить информацию – и ваша помощь окажется не только приятной, но и полезной.

 

ИСТОЧНИК

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle