Дорогие мужчины, начните с себя!

Татьяна Зайцева (Пашковская)

Богослов, поэт, нарративный практик. Бывший редактор библейского раздела портала «Предание».

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Ответ на статью Андрея Зайцева “Как священники узнают о критических днях”.

судейский молоток

Рыбки, станьте птичками, или “Самадуравиновата”

Статья Андрея Зайцева о критических днях произвела на меня неприятное впечатление. Вроде бы в начале статьи автор  выступает в пользу женщин. Порицает священника, который относится к женщинам по-хамски. Но в конце статьи выясняется, что проблема не в нездоровом отношении к женщинам как в Церкви, так и в обществе, а исключительно в том, что женщины – дуры такие – не умеют отстаивать свои личные границы. А вот как начнут, так все и будет хорошо.

Это напомнило мне другую статью другого автора, обвинявшего православных женщин в нежизнерадостности: “Избыток женского православия создал определённый тип благочестия, вызревшего и устоявшегося до какой-то мраморной неколебимости именно в советские годы.

Вы замечали, что мужчина, начинающий ходить в церковь, как-то незаметно «обабливается»? Некоторые отпускают длинные волосы, становятся рыхлыми в теле и характере, нерешительными, вялыми, слезливо-сентиментальными. Они «снимают узоры» с тех, кто рядом, принимая тип женского, даже старушечьего благочестия за единственно верный путь воцерковления”.

Вроде бы оба автора хотят сказать про хорошее. Один, что не надо доверять свою духовную жизнь кому попало, а другой – что духовная жизнь и радость совместимые вещи. Но вместо описания проблемы и нахождения решения, оказывается, что есть виноватые – женщины. Ведь именно им надо что-то сделать, чтобы ситуация изменилась. Женщины виноваты в том, что священники лезут в их личную жизнь (а в жизнь их мужей, которые тут же подходят на исповедь – не лезут). Женщины виноваты в том, что постоянно думают о своих грехах – а мужчины, которые издают тома под названием “Исповедую грех, батюшка”, где даже грехи называются в женском роде – вообще не при чем.

Это напоминает поведение Адама в Эдемском саду. Помните? Согласно второй главе книги Бытия Бог дал заповедь не вкушать плодов с древа познания добра и зла в первую очередь Адаму. Ева была сотворена позже. И – что логично – в дальнейшем Бог тоже первым спрашивает с Адама. А Адам, как мы помним, вместо покаяния и чистосердечного признания кивает на жену. Нет, мы не знаем, что было бы, исповедуй Адам свой грех в стиле рекомендаций к исповеди, без ссылок на третьих лиц: “Да, Господи, согрешил, прости”. Это могло бы тронуть не только Господа, но и Еву – что привело бы и ее к покаянию. И жили бы мы сейчас в раю, и вместо споров в “Фейсбуке” возделывали свой сад, и были бы счастливы.

змей обольстил меня

Дорогие мужчины. Возьмите ответственность за то, что с вами что-то не то происходит в храме, на себя. За то, что вы отращиваете длинные волосы и начинаете читать акафисты. Забудьте о нас, о женщинах. Встаньте на свои ноги, обретите внутренний стержень. И тогда мы, женщины, сможем на вас слегка опереться и расслабиться. И – улыбнуться. Потому что слабая женщина, несущая ответственность и груз вины и за себя и за того парня, расслабиться не может. Ей слишком тяжело.

Возьмите ответственность за то, что вы говорите на исповедях и в статьях. Подумайте – а похоже ли это на отношение Христа к Церкви? Да-да. Христос умывал ноги ученикам – как часто вы умываете нам, женщинам, ноги, то есть не возноситесь, не смотрите свысока, не рассуждаете о “бабьем уме”, “женском благочестии” или “бабьем богословии”? Не рассказываете мерзкий анекдот про “замуж, дура, срочно замуж”?

Как часто вы проявляете элементарное уважение к женскому полу, ладно уж, не будем про умовение ног? Почему, начиная говорить о проблемах нездоровой исповеди, вы вдруг начинаете рассуждать не о священниках, которые ведут себя некорректно (а мне рассказывали подруги, что их пытают на исповеди насчет интимных отношений с мужем и возлагают всю ответственность на них, а мужа, который исповедуется сразу до или после – не спрашивают), а о женщинах, которые это позволяют???

“Во всем всегда виноват мужчина”

Как-то раз мне довелось услышать краткую речь, которая многое изменила в моей жизни. Речь произнес тренер на социальных танцах (мужчина) и начиналась она со слов: “Во всем всегда виноват мужчина”. Дальше следовал рассказ о том, что если танцевать умеет партнер, то пара станцует хорошо, даже если партнерша танцует в первый раз и хромая. А вот если танцевать не умеет партнер… Ничего хорошего не получится. Тут же была дана возможность проверить это на практике. Я как раз была в первый раз и танцевать не умела. Тем не менее, с некоторыми партнерами было чувство, что мы летим и танцуем по-настоящему – даже я – а с некоторыми, что меня волокут как мешок с мукой и танца не получается.

бал

Факты таковы, что мужчины в Церкви ведут. Мужчины предстоят на службе. Мужчины произносят проповеди. Мужчины устанавливают каноны. Мужчины составляют тексты общей исповеди и пишут брошюры со списками грехов (иногда списки уже в женском роде – видимо, мужчины не грешат). Мужчины исповедуют. Мужчины составляют молитвословы – и молитвы, включенные в них, иногда доводящие до депрессии – тоже написаны мужчинами! Мужчины ведут – а плохо танцуют, оказывается, женщины, они все портят. Так не бывает.

Вот, например, проект документа “О подготовке к Святому Причащению”, принятый Межсоборным присутствием, четко говорит: “Каноны также запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского, 19-е и 44-е правила Лаодикийского собора, 69-е правило Пято-Шестого собора)”. Каноны эти придумали не женщины – женщины не участвовали в Соборах. И выбрали в качестве образца для нового документа именно эти каноны тоже не женщины. В Межсоборном присутствии из 198 членов присутствия женщин только 23 человека. Что составляет, как нетрудно подсчитать, около 12% – не контрольный пакет акций, скажем прямо. И вот женщина приходит в Церковь, где такие каноны, и изо всех сил старается быть хорошей христианкой. Что это значит – ей говорят мужчины. Они ей рассказывают, что грех, грех и грех “в нечистоте” прикладываться к иконам, заходить в храм и исповедоваться. Про Причастие я вообще молчу. Пишут брошюры о том, что “все грех”. А потом приходят другие мужчины и рассказывают ей, что мужчин, придумавших каноны и написавших брошюры про “все грех”, она не должна слушать, а должна действовать так, как считают эти, другие мужчины. И это будет говорить о ее самостоятельности.

На это хочется сказать — дорогие мужчины, разберитесь между собой, что правильно, что неправильно. Тем более что у нас, женщин, права голоса особо и нет. Напишите актуальные книги, молитвы, каноны… А потом давайте рекомендации.
Начните с себя. Изначально в Латинской Америке мужчины 7 лет учились танцевать танго друг с другом, прежде чем подойти с приглашением на танец к женщине.

Если вам хочется, чтобы у женщин было больше самоуважения — сделайте для этого что-нибудь. Подумайте, чему вы, как мужчина, научились за свою жизнь у женщин или могли бы научиться — и напишите статью об этом. Рост самоуважения у всех прочитавших статью женщин гарантирован. А давать советов о том, что не надо доверять незнакомым мужчинам, — не надо. Вы, в конце концов, тоже незнакомый мужчина, почему мы должны вас слушать?

Или вот хотите вы, чтобы православные девушки были веселыми. Не надо писать статью о том, как они невеселы и как плохо “бабское благочестие” влияет на мужчин. Такая статья никого не развеселит, честно. Сделайте лучше что-нибудь, что женщин обрадует. Научитесь сами танцевать танец любви Христовой. А мы как-нибудь подтянемся.

 

Материалы по теме:

«А мужчины?». Проповедь иерея Георгия Чистякова. 

«Женские служения в раннем христианстве». Иерей Алексей Волчков.

«Женщина в церкви». Владимир Шалларь. 



 

Читайте также: Как христианство сделало женщину свободной. Набросок христианского феминизма

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle