Несколько слов об исповеди и Причастии

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков)

Иеромонах, клирик Северодонецкой епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата; врач анестезиолог-реаниматолог скорой помощи; реаниматолог-консультант хосписной паллиативной службы "Милосердие" при Марфо-Мариинской обители.

11.10.2017
Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Продолжаются споры об исповеди и Причастии. Публикуем заметку из ФБ иеромонаха Феодорита (Сеньчукова). Нам не близок тон заметки, но кажутся интересными высказанные мысли. 

По ФБ прокатилась очередная волна обсуждений связки Исповедь – Причастие. Начал, как обычно, уважаемый Андрей Десницкий, поддержал не менее уважаемый Андрей Зайцев, ну и вроде как все уважаемые люди против.

Но проблема в том, что они не просто против. Они активно против. Причем против самой исповеди как нормы христианской жизни.

Вот дама одна пишет – я, мол, причащаюсь раз в три недели (по канонам, чтобы от Церкви не отлучили), исповедуюсь два раза в год, а на всенощные вообще не хожу. Почему? А потому что я так вижу, потому что я и так с Богом…

А кто тебе, милая, сказал, что ты с Богом? Может, ты как раз от Него уже отошла, прогуляв всенощную. Помните: «Где двое или трое собрались во имя Мое – там и Я посреди них». А вот «Где один богослужение прогуливает – то там и Я с ним» – такого вроде не было.

Но я больше насчет исповеди…
Да уже, кажется, все знают, что Исповедь и Причастие – разные Таинства. Только вот скажите мне, пожалуйста, сторонники редкой исповеди – вы же чаще всего ратуете за частое причащение? И это правильно. Только почему вы думаете, что вы угодны Богу именно с полным мешком грязи – ваших грехов – за плечами? Грехов, которые вы любовно холите и лелеете, не желая с ними расстаться! Грехов, которые вы старательно забываете к исповеди раз-в-полгода, чтобы скороговоркой проговорить про «забытые грехи», а сами грехи не озвучить перед любимым батюшкой – это же так не комильфо, чтобы батюшка узнал, что грехи-то самые обычные, но весьма противные. Да, для себя проговаривание таких грехов некомфортно – становимся «яко прочии человецы», никаких тебе грехов высокого полета, все уныло, мелко…

Не верите, что вы Богу не угодны в таком виде, – вспомните о человеке, пришедшем на пир не в брачной одежде. Господин ведь звал всех – и косых, и хромых, и даже бомжей – но ожидал о них хотя бы временного преображения: хоть одежду поменять! А этот ввалился немытым – и был брошен в тьму кромешную, где плач и скрежет зубов.

Так что можно исповедоваться и причащаться в разное время. Но вот сводить это разное время к единичным в поле зрения – не стОит.

Да, два технических момента.

То, что греки исповедуются у разъездных духовников, – это особенность Греции. Там и епархии – как наши благочиния, так что духовник не на краю земли. И кто желает исповедоваться часто – тот и исповедуется. А кто нет – так грек – это не индульгенция. И там грешников много.

И второе.
Священники действительно исповедуются не перед каждой Литургией, особенно если служат часто или в глуши (в монастырях – чаще). Тому два объяснения – либо некому, либо по той же причине, по какой женщины-гинекологи крайне редко обращаются за гинекологической помощью к коллегам-мужчинам из того же отделения, хотя в соседнюю клинику пойдут запросто. Все дело в том, что исповедь – это не просто перечисление грехов совершенных, но еще и покаяние в грехах мысленных. А вот эти грехи человеку, с которым ты связан не только духовными отношениями, показывать далеко не всегда хорошо – и для тебя, и для него. В монастыре есть братский духовник, а для приходских батюшек все усложняется. Но это чаще всего для них радостью не является – литургисать, будучи яко свиния в калу – тяжко.

Так что с праздником, и желаю всем частой исповеди. И Причастия!

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle