Прости нас, Государь!

Нил Кержаков

Православный публицист.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Летом на улицах Оренбургской области появилось четыре баннера  с изображением царской семьи и надписью «Прости нас, государь!» Их разместил депутат Законодательного собрания от партии КПРФ. Православный публицист Нил Кержаков поделился своим мнением о богословских основаниях такого “всенародного покаяния”. 

Сейчас много говорят о всенародном покаянии за убийство царя. Вызывает отторжение произвольное создание сакрального культового действия — всенародного покаяния. Похоже на то, о чем говорят: «гражданская религия», «сакарализация государства и народа как объекта права перед Богом», «религиозно-политический модерн» или, наоборот, возврат к Ветхому Завету с его коллективной ответственностью, и коллективным надличностным участием в таинствах государства-церкви.

Шаг вперед в деле коллективной веры, покаяния и что там еще придумают коллективного — и мы воспримем идею ислама — коллективную ответственность, сращение церкви и государства в порыве православного джихада, в корпусе религиозных законов — в православном шариате. Возникнет силовое мессианство.

Шаг назад — мы скатимся в Ветхий Завет, зайдем на второй круг. Возникнет мессианство избранничества.

Шаг влево, шаг вправо… и мы уходим от христианства, которое не знает родовой веры и родовой ответственности.

У какого народа, кроме ветхозаветных, есть коллективное покаяние? История страны, давшей нам православие, — Византии, не знала ни такого чина, ни канона, ни таинства. Мы что, православней Византии?

В истории Византии был случай, когда убийца не-ромей, инородец, возглавил заговор и убил святого императора Никифора Фоку. Тело святого царя выбросили в снег и грязь на улицу. И никто ничего. Народ безмолвствовал, как и во время убийства нашего царя.
Потом убийца святого императора Никифора Фоки был миропомазан на царство и стал императором при полном равнодушии народа. Затем этого помазанника тоже убили. И никто даже не думал каяться.

В Евангелии нет темы — каяться за грехи предков. Тем более за грехи тех, кто не являлись представителями народа, а были, по сути, захватчиками, чуждыми русской культуре и государству.

Ни в одном каноне нет такого, чтобы субъектом церковного права, субъектом отношений с Богом и, тем более, субъектом таинства был не христианин, а народ или государство. Народ никогда и нигде не был весь от первого до последнего верующим и верным.

В Евангелии сказано: “Плоть и кровь царства Божия не наследят”. Значит, и сын за отца не отвечает. Апостол Павел писал, что мы воюем не против плоти, а против греха. Плоть и кровь так же не наследуют преступления.

Адамов грех — это духовный грех, а не плотский или родовой. И грехи людей не от крови. Грех — это неверность Богу, а не родовое проклятие или карма. Если современный человек верит Богу, а его дедушка был комсомольцем, то дедушкиного греха на внуке нет. Как его не было на апостолах и уверовавших язычниках. Это же элементарно!

Что такое — каяться народом, государством или профсоюзом? Я никогда не слышал, чтобы каялись разом семьями, деревнями или родами. Как-то все по одному человеку и лично. Я никогда не слышал, чтобы каялись в не содеянных грехах. Даже странно было бы такое слышать.

Что такое «народ» и чем он отличается от «народа Божия»? Они различаются как малое стадо и большое, упомянутые в Евангелии. Божий народ убил царя? Нет. Простой? Тоже нет. Народ тут ни при чем, потому что революция была, по сути, антирусской во всех своих проявлениях.

За что каяться народу, честно трудившемуся на своей ниве? Или воинам, которых поставили перед фактом захвата власти в стране? Что мог сделать простой оренбургский казак или крестьянин-белорус, когда в верхах происходил дворцовый переворот? В чем его вина, если Империя приучила его быть безынициативным винтиком вертикальной системы власти и пресекала любую возможность к самоорганизации и защите своих прав как народа, не создала ни одного механизма защиты свободы гражданства, отличного от полицейского?

Создание новых искусственных сакральных действий или полутаинств не церковью отвратно, как возврат к язычеству, как создание Иерусалима без Бога, как создание искусственной святыни, как таинства без Духа и без учения Христа.

Усиленная молитва народа к Богу всегда имела место в истории христианских народов. И сугубый пост. Но «всенародное покаяние» — это не молитва, а таинство! Как оно может быть государственным или народным? Не хватало еще родовых жертв и массовых очищений, известных из этнографических экспедиций к туземцам.

«Прости нас, Государь?» КОГО? Кто это пишет? Тот, кто чувствует реальную причастность к убийству или кто-то другой? Кто они? Что это значит? Кто напишет этот Чин покаяния? Кто обоснует его с богословской точки зрения? Кто приведет в обоснование каноны? За прошедшее время сторонники такого покаяния могли бы и полистать церковную литературу. Почему они до сих пор этого не сделали? Кто им благословляет размещение этих баннеров и всю эту кампанию всенародного покаяния?

Этот культ покаяния и чувства вселенской непрощаемой вины перед всем белым светом родился в царствование Ельцина. Его сторонники — крайне левые и крайне правые, сливающиеся в единое существо, как Инь и Янь. Цель тех и других — создание комплекса вины для последующих манипуляций с покорным народом. Ну и не просто так, а чтобы «каяться и платить», «платить и каяться». И призыв к таинству покаяния на рекламном модуле — это очень симптоматично.

Надо не позволять навязывать нам культ родовой вины за сделанное  большевиками. Хватит делать из русского покаяния культ и гражданские самочинные таинства.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle