Тупой и еще тупее

АрТем Перлик

Донецкий православный писатель, поэт, сказочник, патролог, педагог, миссионер.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

О глупости как своего рода благословении рассуждает Артем Перлик.

Обложка фильма “Тупой и еще тупее”

 

Есть особая радость, которая воспринимается в мире как крест, и которой страшатся и желают одновременно, но почти никогда не готовы на подвиг ради её обретения – это радость быть настоящим, быть человеком Духа.

Когда-то Марина Цветаева написала такие строки:

«Не с теми, не с этими, не с третьими, не с сотыми… ни с кем, одна, всю жизнь, без книг, без читателей… без круга, без среды, без всякой защиты… хуже чем собака. А за то, за то – ВСЁ!!!»

«Всё» тут имеется в виду, очевидно, дар духовного вникновения в мир, духовного постижения мира, способность слышать горнее. И способность поэтически выражать духовную сущность бытия. Мы знаем, что Цветаева всю жизнь страдала.

В 80-х годах другая поэтесса, Белла Ахмадулина, жившая вполне хорошо, спокойно и богато, прочитав эти строки, обратилась к небу с такой молитвой: «Я Тебя не знаю, кто Ты – Бог? Высшая сила? Вселенский разум? Но прошу Тебя – дай мне всё!». И она уверяет, что тотчас услышала в сердце своём ответ:  «А за что тебе всё???»

По мысли святого Иустина Сербского, «благодать отмеряется человеку по мере труда», но человек Неба настолько непохож на всё остальное, что даже в храмах он часто кажется чуть ли ни сумасшедшим, и уж точно тем, от кого следует держаться подальше.

Об этом – голливудский фильм «Тупой и тупее».

Этот фильм я смотрел два раза в жизни с перерывом в 15 лет, и оба раза у меня оставалось доброе, светлое чувство прикосновения к подлинной человечности. Скорее всего, конечно, задачей режиссера было снять смешную комедию, но так уже получилось (благодаря персонажам и актёрам), что фильм перерос своё первоначальное  комедийное измерение и стал чем-то большим.

Апостол говорит, что подлинная мудрость кажется безумием для разнообразных умников и формалистов, которые привыкли всё оценивать через свой разум без крыльев. Гоголь говорит о таких людях, что они усомнились во всём, «только в уме своём не усомнились». И потому, чтобы указать на различие между подлинностью и ничтожеством, мудрецы иногда подыгрывают умникам в мнении последних, что мудрец – глуп.

Так, английский поэт Томас Элиот воспринимался современниками не просто как великий поэт, но и как духовный наставник, который может отвести слушающих к глубине бытия. Это был христианин-мудрец, –  столь редкое сочетание, – но при этом Элиот любил шуткой нарушать чопорность мира взрослых, зная, что в мире взрослых всё – неправда.

Так, у себя дома он предлагал гостям сигары, в которые заранее вложил петарды, для гостей же были заведены специальные «подушки-перду́шки», а под стул председателя какого-нибудь скучного собрания поэт мог запросто сунуть фейерверк, чтобы слушатели не так скучали…

Когда в 1948 году он ехал в Стокгольм получать Нобелевскую премию, к нему в поезде подсел журналист и спросил: за какие работы поэт удостоился такой высокой награды?

– За все труды мои грешные, – отвечал Элиот.

– И когда вышел этот роман? – поинтересовался журналист.

Как видно, журналист в поэзии не разбирался, и потому вечером в газете вышла статья, что великий Элиот получает Нобелевскую премию «За труды свои грешные…»

А один художник эпохи Возрождения, когда хотел изображать праведников, отправлялся в психбольницу, и рисовал её пациентов.

В фильме «Тупой и ещё тупее» глупость главных героев Гарри и Ллойда подчёркивается постоянно, –  они её не замечают, и это, наверное, должно было бы выглядеть смешно. Но на самом деле получается, что Ллойд и Гарри живут в мире более полном, светлом и добром, чем понятливые и сообразительные прочие люди.

Дружба, забота, самопожертвование, присущи здесь не богатым, умным или хитрым, а двум простым парням, которых, с точки зрения успешных, можно назвать дураками. Но, по слову Роберта Шекли, Бог хранит детей и дураков. И неожиданные радости так же естественны в жизни Ллойда и Гарри, как и их искренняя дружба, и желание добра тем, кто их окружает.

Одна маленькая девочка как-то сказала: «Я не хочу в мир взрослых – там всё неправда». Имеется в виду непричастность взрослой умной жизни тому, что можно назвать подлинным бытием, миром, где живут не только человечески, но человечно.

Ллойд помогает своей любимой вернуть её мужа, и она говорит мужу о Ллойде, что это самый лучший и благородный человек на свете.

Хотя, конечно, ни одна девушка не выйдет замуж за того, кто слывёт неуспешным недоумком, но чуткое сердце Мэри Свонсон замечает в Ллойде то, чего так не хватает ей в её окружении, – человечности.

Гарри и Ллойд странны и смешны, но с ними тепло и необычайным образом спокойно – ведь они готовы в буквальном смысле ехать на край света, чтобы помочь кому-то, чего не позволит себе ни один умный и взрослый.

И, наверное, не случайно именно в Америке появляются фильмы о людях недоумках, такие как «Тупой и ещё тупее» или «Форрест Гамп». Ведь в мире, где каждый знает, как заработать деньги, создать имидж и соблазнить девушку, очень хочется встретить тех, кому мы будем нужны просто потому, что мы есть.

Эти люди, неумелые и непрактичные, не знающие, как произвести впечатление или сколотить капитал, но верные тем, кто им дорог, столь редки в мире, что считаются здесь недоумками. Но именно им и открыты Небом настоящие радость и ликование, которые дарит жизнь просто потому, что ты есть и любишь, и видишь своих любимых, даже если для всех остальных ты тупой и ещё тупее…

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle