День всех святых

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Ольга Немчикова проводит небольшой экскурс в историю праздника и рассказывает о том, как к нему следовало бы относиться.

Как предупредительно пишет Википедия в статье про этот день: «Не путать с Собором всех святых, в земле Российской просиявших». И это как раз и есть самое важное: не путать всё, происходящее в сутки 31 октября – 1 ноября в Европе, Америке, Скандинавии – и в России.

Не будем углубляться в историю и подробно рассматривать, как зарождались празднества, как христианский День всех святых постепенно вытеснял Самайн, как вообще переплетаются истоки праздников и местные традиции. Скажем только одно: родился Хеллоуин на территории современных Великобритании и Северной Ирландии, а сейчас является международным праздником. Вот «сейчас»-то нас и интересует.

Я далека от мысли противопоставлять «Русь Святую» и «загнивающий Запад», но забывать о несомненно существующих различиях нельзя. И иногда эти различия существуют просто в силу исторического пути, который, в свою очередь, приносит свои праздники и традиции. И если в нашей православной русской культуре прекрасно переработалась, прижилась и вошла в церковный годовой круг Масленица, то у них – это канун Дня всех святых, он же страшный и ужасный Хеллоуин. И пытаться навязать друг другу эти радости – занятие глупое, бездарное и даже опасное. Потому что есть вещи, которые должны рождаться изнутри, естественно и самостоятельно, преображаясь временем. А при искусственном насаждении (даже если оно происходит из лучших побуждений) получится суррогат в виде пластиковых монстров.

В наши земли Хеллоуин стал активно проникать вместе со вседозволенностью 90-х. Везде, включая школы (я бы даже сказала, что поначалу особенно и именно включая школы) стали праздновать этот праздник, вся суть которого в том исполнении сводилась к «нарядиться в монстров пострашнее, муахаха». Иногда еще вспоминалось про «ходить по соседям и просить конфеты», но гораздо реже. Отдельные раздававшиеся реплики «у нас же есть свои традиции колядования, зачем нам это заморское?!» разбивались об идиотическое в этой ситуации «колядки ваши – устарелая церковное замшелость». Ну-ну.

В дебри мы, как уже и было сказано, залезать не будем, но несколько слов скажем. Что происходит в канун Дня всех святых, сообразно долгим традиционным верованиям? Поправьте меня, если я излагаю неверно, но вообще происходит следующее: всякая нечисть лезет из-под земли, тут заодно рядышком крутится Самайн в виде окончания одного сельскохозяйственного года и начала следующего, поминовение мёртвых с вполне возможным этих самых мёртвых приходом в гости и всё такое прочее. Земля уже вовсю готовится к зимней спячке (Северная Ирландия – это вам не Кубань какая-нибудь, там к 31 октября снег может лежать плотно и давно), последняя возможность повеселиться. И вот перед Днём всех святых разгулье нечисти, которая потом загоняется обратно на своё место до следующего года (кто сказал «Гоголь, Ночь перед Рождеством»? Молодец!). Торжество нечисти – корни языческие, неминуемое возвращение ее на место – христианская победа. Современное соединение (а идея всего этого маскарада появилась, при всей древности самого праздника, только к ХХ веку) двух этих историй даёт то, что происходит в Европе и Америке: люди украшают свои дома всякими устрашающими штуками, наряжаются в костюмы и – внимание! – празднуют то, что всё это ведьминское шебуршание больше никому не страшно. Пришло освобождение от страха. Торжество всех святых. Начало нового.

 

Празднование Саймана, древнего языческого праздника

По крайней мере, так было до определенного момента. Того, с которого наряжаться стали не в «ведьму побежденную» – но в «ведьму победившую». Когда Хеллоуин стал не кануном Дня всех святых, а самостоятельным шабашем. Фонарь из тыквы перестал быть маяком, указывающим путь душам умерших, превратившись просто в атрибут, причем вырезать который надо как можно ужаснее (не в смысле нелепо, а в смысле устрашающе). И к нам, в Россию, Хеллоуин пришел уже именно в таком виде. Не просто лишённым смыслов, но со смыслами, полностью подменёнными. И если эту подмену смыслов осознать, то и неприятие праздника станет не зашоренным мракобесием, а нормальной защитой своих границ: духовных и нравственных.

Я помню, как меня впервые проняло ощущением неразрывной связи Хеллоуина и Дня всех святых. Очень банальное действие: смотрела «Скарлетт», непосредственно момент родов, пришедшихся аккурат на вечер 31 октября. Ирландия, гордая американка Скарлетт О‘Хара – в общем, тот случай, когда традициями наполнен каждый звук, каждый шорох. И то, как блестяще снята эта сцена – с порошком летучей мыши, с почти ощутимым присутствием чего-то потустороннего, с рождением новой жизни, с тем, как прогресс смиряется перед неведомым – как раз и открыли глаза на неразрывную связь двух явлений. Без Дня всех святых его канун становится просто бесовским скаканием. Без Хеллоуина европейский День всех святых лишается полноты и мощи победы христианского человека над темнотой и мраком.

У каждой страны и региона есть своя история и свои традиции изображения злодеев на маскараде. И надо просто понимать, что евреи изображают Амана, Европа – чертей, а мы – леших и Бабу-ягу. И все могут весело изображать «чужих» злодеев – просто не надо смешивать сами праздники. Потому что если кому-то кажется, что у того или иного древнего праздника отсутствует духовная составляющая, это не значит, что оно на самом деле так и есть. Не надо смешивать чужие традиции со своими и тупо подражать другим праздникам, просто потому что они яркие и красочные. Особенно в таком остром вопросе, как взаимодействие с потусторонним миром нечисти.

 

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle