Телефон/факс:

8 (495) 959-92-76

Лучшие лекции «Предания.ру»

26 ноября портал «Предание.ру» отмечает своё 10-летие: приходите, празднуйте с нами!

А сейчас — 9 лучших лекций, организованных «Преданием.ру»:

3 лекции, собравшие больше всего людей офлайн

Мечта как путь«Мечта как путь». Евгений Водолазкин

Что такое будущее для каждого из нас? Можем ли мы своими планами, прогнозами, конкретными шагами, мечтами в конце концов, как-то запрограммировать его? В своем новом романе «Брисбен» Евгений Водолазкин выводит мысль, что будущее у человека отнять легко, потому что будущее — это всего лишь наши страхи и мечты, наши предположения. Труднее отнять настоящее, потому что оно действительно существует, оно — не иллюзия. Еще труднее отнять прошлое, потому что оно неизменно. И совсем невозможно отнять вечность, потому что вечность — у Бога. «Поэтому не горюй, что у тебя нет будущего, — говорит главному герою, состоявшемуся музыканту, пораженному болезнью Паркинсона, его мудрый дед. — То, чего, как тебе кажется, ты лишаешься в будущем, ты найдешь в настоящем и в прошлом, но главное — в вечности».

О будущем и вечном разговор известного писателя Евгения Водолазкина и иеромонаха Корнилия (Морозова), настоятеля храма свт. Спиридона Тримифунтского.



Кто вы, мистер Иуда?«Кто вы, мистер Иуда?». Александр Секацкий

Облик Иуды, описанный в Евангелиях, парадоксален, и споры об этом человеке не прекращаются уже не одно тысячелетие. В Евангелии от Иоанна говорится: «Я не говорю вам больше «рабы», но «друзья» — прекрасные, вдохновляющие слова. Но единственный ученик, к кому Иисус лично обращается как к «другу», — Иуда. В момент ареста: «Друг, делай, ради этого ты и здесь». Есть такая гипотеза: Иуда замечательный, заслуживает доверия, раз уж ему доверили кассу и даже миссию предать Христа. Иисус хочет, чтобы Его поскорее предали на смерть, и для этого выбирает одного из учеников. Бедный Иуда, ему пришлось выполнять грязную работу. Эту идею повторяют некоторые экзегеты, и Никос Казандзакис в романе «Последнее искушение Христа». Но логически так мы приходим к какой-то садомазохистской дружбе.

О парадоксах-экивоках дружбы, о связи между дружбой и искушением, о природе предательства, о предопределении и свободе выбора наш разговор.



Тоска, печаль, депрессия: что говорят об этом отцы Церкви и мировая культура«Тоска, печаль, депрессия: что говорят об этом отцы Церкви и мировая культура». Протоиерей Димитрий Сизоненко

Древние греки ввели в медицину, философию и искусство понятие «меланхолии», образованное от словосочетания «черная желчь». Философы связывали ее с человеческим темпераментом, относили к миру чувств, мудрости, гениальности. Отцы-пустынники для обозначения «беса полуденного» стали использовать греческое слово «акедия». Они считали уныние злейшим страстным помыслом, от которого человек страдает, как от любой другой смертельно опасной болезни. На протяжении веков уныние будет служить источником вдохновения для выражения в мировом искусстве самых разнородных состояний: от романтической беспечности, неги, истомы до гнетущей тоски и демонического помрачения. В XIX в. древний недуг души войдет в моду под именем сплина, тоски, вселенской скорби, а в медицину — как «маниакально-депрессивный психоз». В XX в. депрессию и другие расстройства попытаются врачевать с помощью медикаментов. Независимо от силы проявления, уныние всегда касается одновременно человеческого духа, души и тела.

3 лекции, собравшие больше всего людей онлайн

«Двадцать лет хожу в храм, а толку нет»: как справиться с разочарованием в церковной жизни«Двадцать лет хожу в храм, а толку нет»: как справиться с разочарованием в церковной жизни». Игумен Петр (Мещеринов)

Игумен Петр (Мещеринов) о том, почему церковная жизнь бывает бесплодной и что с этим делать. Когда 20 лет назад мы пришли в Церковь, у нас было столько энтузиазма! Мы вычитывали все положенные правила, постились «по Типикону», изучали Устав, интересовались святыми отцами. Каждая исповедь была значимым событием, каждое причастие — праздником.

Теперь все по-другому. Слова утреннего правила, выученные наизусть, не отзываются в сердце, на исповедь мы ходим «потому что положено» с одним и тем же списком грехов (давно пора его заламинировать), византийское плетение словес на Всенощной вызывает только скуку, а Типикон кажется просто сводом древних правил, не имеющим к нам никакого отношения

Когда и почему это случилось? По какой причине мы так устали от церковной жизни и перестали видеть в ней смысл? Может быть, мы упустили в ней что-то главное? Можно ли было предотвратить это разочарование? Подходят ли формы церковности, предлагаемые новоначальным, для тех, кто провел в Церкви не один десяток лет? Что делать тем, кто приходит в Церковь сейчас, чтобы не прийти к тому же печальному результату? А если разочарование наступило, то как с ним справиться?

На эти и другие вопросы попробует ответить игумен Петр (Мещеринов), настоятель подворья Данилова монастыря, переводчик, публицист.



Семья: дореволюционный патриархат, советский матриархат, детоцентризм… что дальше?«Семья: дореволюционный патриархат, советский матриархат, детоцентризм… что дальше?». Протоиерей Александр Дягилев

Как строить сегодня семейные отношения — на основе «классического» патриархата или «европейских» партнерских отношений? Кто главный в семье и как распределять обязанности?

Об этом расскажет протоиерей Александр Дягилев, руководитель православного объединения «Супружеские встречи», психолог по образованию.



Гордыня, самооценка и мания величия: как правильно любить себя?«Гордыня, самооценка и мания величия: как правильно любить себя?»

Отношения с собой в христианстве и психологии сотканы из противоречий. Христос призывает «отвергнуть себя» и «возненавидеть душу свою», и вслед за Ним отцы-аскеты много говорят о суровом, почти враждебном отношении к себе, как источнику всякого зла. Но регулярно между строк мы встречаем и совершенно противоположное: «любить ближнего как самого себя» — видимо, себя любить тоже необходимо? Апостол Павел говорит: «Никто не имеет ненависти к своей плоти, но питает и греет ее» — разве так относился к себе, скажем, Иоанн Лествичник?

Не менее противоречива и наука: у одних психологов человек выглядит клубком комплексов и неврозов, слепой игрушкой своего бессознательного, у других же главное в человеке — его свобода жить в соответствии с личными ценностями.

Чего же в нас больше — падшего естества или образа Божия? Каково евангельское отношение к себе? Что опаснее для психического здоровья — любить себя или ненавидеть? И что делать, если понял, что неправильно относишься к себе? На эти и другие вопросы попробуют ответить:

— священник Вячеслав Перевезенцев;
— врач-психотерапевт, к. м. н., доцент кафедры психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии РУДН, автор и разработчик терапевтического подхода «Терапия пустого усилия» Антон Маркович Бурно;
— психолог, преподаватель мастерской Понимающей психотерапии Марина Филоник.

3 лекции, собравшие больше всего пожертвований

Абсурд как ключ к Царствию Небесному. Творческий вечер Дмитрия Озерского.«Абсурд как ключ к Царствию Небесному». Творческий вечер Дмитрия Озерского

«Абсурд как ключ к Царствию Небесному» — творческий вечер коллектива «ОРК»: Озерского, Рубанова, Коловского — музыкантов «АукцЫона». Дмитрий Озерский читает свои детские и не очень стихи, играет на трубе и других инструментах. А Николай Рубанов (саксофон, бас-кларнет и многое другое) и Михаил Коловский (туба) помогают слушателям в этом добром сюрреалистическом путешествии.

Дмитрий Озерский — поэт, музыкант, автор большинства текстов группы «АукцЫон». В 2009 году вышел сборник стихов Озерского «Там, где…», в 2012 — повесть «Город Жаб». По стилю Озерский сродни Анри Волохонскому, на чьи стихи тоже написано много песен «АукцЫона» и песня «Город золотой». Эта поэзия восходит к традиции обэриутов, чье творчество было глубоко мистично, а подчас и религиозно. Об этом и многом другом рассказывает Дмитрий Озерский, прерывая свои размышления музыкально-поэтическими иллюстрациями, а также отвечая на вопросы.

Помогают ему в этом:

Николай Рубанов — саксофонист «АукцЫона», лидер «Союза Космического Авангарда». Инструменты: сопрано-, альт-, тенор-, баритон- и бас-саксофоны, бас-кларнет, клавишные и синтезатор.

Михаил Коловский — тубист, участник группы «АукцЫон» и Санкт-Петербургского оркестра импровизации.

Музыканты группы «АукцЫон» в течение многих лет помогают восстановить храм св. апостола Фомы в деревне Красный Бор Подпорожского района Ленинградской области.



«Христос никогда не смеялся»: о юморе Божественном и религиозном«Христос никогда не смеялся»: о юморе Божественном и религиозном». Архимандрит Савва (Мажуко)

Архимандрит Савва Мажуко поговорит о смехе, проведет апологию юмора и попробует увидеть смешное в обыденном и (чересчур) серьезном.

«Прилично ли смеяться людям верующим? Не оскорбит ли это чуткую душу, не посеет ли соблазн, не подтолкнет ли к кощунству?»

Разве не смешно, что верующему приходится обосновывать право на смех — естественное право, которое каждый человек получил от рождения?! А если ты еще и священник, тебе следует подкрепить свое неудержимое желание рассмеяться подборкой цитат из Святых Отцов.

Последователи Учителя, Который советовал подражать детям, вдруг оказались самым взрослым населением планеты. Вот уж воистину недоразумение века! Меж тем людям, ищущим мудрости, без юмора никак не справиться, а христиане — это именно те люди, которые призваны к мудрости, значит, им без смеха не обойтись, в том числе над собой и прежде всего над собой.

Юмор — это способ описания реальности, особый язык, схватывающий тончайшие оттенки действительности, которые ускользают от более взрослых языков и жанров.



Брейгель в Вене: виртуальная экскурсия по выставке. Брейгель как философ: человек, природа и Бог в творчестве мастера«Брейгель в Вене: виртуальная экскурсия по выставке. Брейгель как философ: человек, природа и Бог в творчестве мастера». Михаил Кукин

Это будет виртуальная экскурсия с особым акцентом на скрытых смыслах, которые были понятны современникам Брейгеля, но нуждаются в пояснении для современного зрителя его работ. Формулируя «философию» Брейгеля, мы остановимся на самых известных его картинах («Охотники на снегу», «Падение Икара», «Вавилонская башня», «Перепись в Вифлееме», «Поклонение волхвов» и др.), обращая пристальное внимание на те работы, которые в настоящий момент представлены на эпохальной международной выставке Брейгеля в венском Музее истории искусств.

Брейгель как философ: человек, природа и Бог в творчестве мастера. Вторая лекция «брейгелевского цикла» Михаил Кукина будет посвящена основным философским и богословским мотивам в творчестве Питера Брейгеля — старшего (она не будет повторять первую лекцию, прочитанную в фонде «Предание» 19 ноября 2018 г.).

Лектор — Кукин Михаил Юрьевич, поэт, филолог, культуролог. Окончил филфак МПГУ, аспирантуру ИМЛИ РАН по специальности «Теория литературы» (1993 г.), кандидат филологических наук. В настоящее время — доцент кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС. Читает курсы лекций по истории и теории литературы, истории культуры, анализу текста. Автор курса лекций «Традиционный текст и его живописная интерпретация» на портале Magisteria.ru.


Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Метки: топ-10