Никола Можайский: деревянная скульптура в православном храме

Галина Ершова

Сотрудник Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

19 декабря — день памяти святителя Николая. Николай Мирликийский жил на рубеже III–IV вв. в малоазийской римской провинции Ликия и стал одним из самых почитаемых святых в России. С XI–XII вв. ему посвящали храмы, иконы и впоследствии — деревянные скульптуры. Как в стране, где сбросили языческих идолов и настороженно смотрели на европейскую скульптуру, относились к самому материальному виду искусства в пространстве храма?

Плоскость

Для каждого святого характерна своя иконография — способ изображения в определенном одеянии, позе, с теми или иными атрибутами и даже узнаваемыми чертами лика. В монументальной живописи и иконописи сложилось несколько вариантов изображения святителя Николая: поясное изображение с Евангелием и благословляющим жестом, ростовое и оплечное изображения.

Образ святителя Николая Русь пришел из Византии, где в X–XI веках сложилась его иконография. Поясное изображение считается одним из самых древних. Иконы с такой иконографией встречаются в Новгороде с XII–XIII веков (рис. 1).

Рис. 1. Святой Николай Чудотворец, с избранными святыми на фоне и полях. Первая половина XIII века, Новгород. Государственный Русский музей

Изображения святителя Николая в рост появились на Руси еще до того, как его мощи были перенесены из Мир Ликийских в Бари. Самые ранние монументальные образы относят к середине XI века — это росписи Святой Софии в Киеве. Серединой XII века датируют росписи из церкви Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве — святитель изображен в полный рост с открытым Евангелием и благословляющим жестом (рис. 2). При этом уже с этого времени лик Николая Чудотворца узнаваем — удлиненный овал лица, большой лоб с залысинами.

Рис. 2. Святитель Николай Чудотворец. XII век. Фрагмент. Фреска из Михайловского златоверхого монастыря в Киеве. Государственная Третьяковская галерея

Святителя Николая в рост изображали не только на фресках, но и на отдельных иконах. Часто встречаются образы Николы Зарайского и Николы Можайского. Отличить легко — Никола Зарайский правой рукой благословляет, а в левой держит раскрытое Евангелие. Никола Можайский в правой руке держит меч, в левой — град или храм. Никола Зарайский назван по городу прославления иконы — Зарайску Рязанской области. Никола Можайский получил наименование по месту, где произошло чудо с явлением святителя Николая. Интересно, что живописный образ восходит к скульптуре. Ранние иконописные изображения Николы Можайского относят к XV веку, в то время как наиболее древняя известная скульптура датируется XIV веком.

Объем

Самая ранняя деревянная скульптура XIV века Николы Можайского «с мечом и градом» хранится в Государственной Третьяковской галерее (рис. 3). Образ связывают с легендой. Можайск был осажден врагами (в некоторых версиях это татаро-монголы) — городу угрожала гибель. Горожане молились Николаю Чудотворцу о спасении — святой явился в виде огромной фигуры над городом, держа в одной руке меч, а в другой — храм, обнесенный крепостными стенами. Враги испугались и ушли. При этом более древние тексты также могли повлиять на иконографию Николы Можайского, например «Повесть… о приходе чудотворца Николая в Кесарию Филиппову…», где святитель Николай путешествует по Палестине и спасает христиан от гибели в осажденном городе.

Рис. 3. Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). XIV век. Государственная Третьяковская галерея

Согласно легенде, в благодарность за спасение жители Можайска вырезали из дерева изображение святого так, как увидели его на небе. Предположительно, скульптуру хранили в нише стены над воротами города, затем перенесли в надвратную церковь, после — в Никольский собор. Анализ материала показал, что предмет из Третьяковской галереи действительно подвергался воздействию осадков и перепада температур.

Скульптура предназначалась только для фронтального взгляда: задняя поверхность стесана. Фигура с нимбом сделаны из цельного куска дерева; голова, кисти рук, меч и крепость, епитрахиль — из отдельных частей дерева. Раньше предмет был раскрашен темперой и дополнен драгоценными элементами: серебряной ризой, митрой, украшенной жемчугом, крестом из червонного золота. Храм, располагавшийся внутри крепости, утрачен. Скульптура рассказывает не только о конкретном эпизоде спасения Можайска, она — шире. Меч символизирует защиту веры и родины. Град означает строительство и укрепление Церкви.

Говоря современным языком, у скульптуры Николы Можайского, вероятно, существуют референсы. Известно, что московский митрополит Киприан мог заказать для Можайска скульптуру наподобие той, что установлена в Бари, у гробницы святого. Кроме того, западноевропейская традиция украшать храмы скульптурами святых, королей и церковных деятелей также была известна русским мастерам. Однако от европейских образцов отечественная религиозная скульптура отличается слабой проработкой анатомических особенностей тела. Святители Николаи на местной почве — не слишком материальны для скульптуры.

Скульптура Николы Можайского стала известной — в других городах появлялись ее копии. Эту иконографию считают источником для многих подобных скульптур, появившихся впоследствии в православных храмах.

А так можно?

Легитимность деревянной скульптуры в православном храме — предмет дискуссионный. Нельзя сказать, что скульптура была чрезвычайно популярна в Церкви: объемных предметов сохранилось значительно меньше по сравнению с живописью. Помимо Николая Чудотворца, в объеме показывали Георгия Победоносца, Параскеву Пятницу, святую Екатерину и Сидящего в темнице Спасителя. Кроме того, делали резные иконостасы, декорированные объемными изображениями небесных сил.

Непопулярность скульптуры связана с различными причинами. С одной стороны, деревянные религиозные скульптуры могли вызывать негативную для христиан ассоциацию с языческим прошлым. С другой, способ восприятия религии через чувственный эмпирический опыт в России не был востребован, в отличие от европейского искусства Средневековья и Нового времени.

В 1722 году Синод поставил точку в этом вопросе и запретил скульптуру в храмах.

«…В храмах многая неисправность … обретается… а именно: резные или истесанные, издолбленные, изваянные иконы, которые за недостатком искусного мастерства весьма церковному благолепию противны… а дерзают истесывати их сами неотесанные невежды и вместо сообразных святых и благообразными лицами образов безобразные, на которые смотрети гадко, болваны и шуды поставляют… В Россию сей обычай от иноверных, а наипаче от римлян и им последующих, порубежных нам поляков вкрался… Принужден св. Синод запретить сие».

В этом случае речь идет об отдельно стоящих скульптурах, качество которых Синод нашел не очень высоким. Эпоха барокко с традиционными для нее иконостасами, украшенными как высоким рельефом, так и скульптурами, сосуществовала с отмеченным указом. В XIX веке запрет подтвердили.

Однако, несмотря на Указ 1722 года, от деревянной скульптуры не отказались полностью. Во-первых, в некоторых случаях скульптурные иконы переносили из иконостасов на стены и в ризницы, а не удаляли их из храма. Во-вторых, в XVIII — начале XIX века некоторые мастера по-прежнему занимались своим ремеслом, как если бы ничего не поменялось. Считается, что менее всего послушны запрету оказались удаленные регионы. Север — Новгород, Архангельск, Вологда и Урал — отсюда происходят отдельные музейные коллекции религиозной скульптуры.

Рис. 4. Никола Можайский. XVII век, Вологда (?). Государственный Русский музей

Например, скульптура Николы Можайского из Вологды XVII века хранится в Русском музее (рис. 4). Небольшая в высоту (67 см), она была, вероятно, киотной иконой. Скульптуру вставляли в специальное обрамление — киот — и размещали в интерьере храма, в том числе могли поместить в иконостас.

Большинство сохранившихся скульптур Николы Можайского датируют XVII–XVIII веками. Они представляют стандартную иконографию: статичная фигура с «мечом и градом» в епископском облачении: фелонь, подризник, большой омофор, порой — епитрахиль, митра часто утрачена.

Рис. 5. Святитель Николай Чудотворец (Никола Можайский). XVIII век, Русский Север. Музей Андрея Рублева

Если сохранился оригинальный храм, его используют для датировки предмета и определения региона происхождения. Несмотря на унифицированную иконографию, скульптуры отличаются по стилю. Некоторые, как, например, Никола Можайский (XVIII век, Русский Север) из Музея Андрея Рублева (рис. 5) — условно стилизованы, тяготеют к народной декоративной скульптуре.

Рис. 6. Святитель Николай Чудотворец. Первая половина XVII века, Русский Север. Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей

Другие, как, например, Никола Можайский (первая половина XVII века, Русский Север) из Каргопольского историко-архитектурного и художественного музея (рис. 6) демонстрируют более тонкую работу, тщательную проработку деталей.

Пермские боги

Одна из самых богатых коллекций храмовой скульптуры хранится в Пермской государственной художественной галерее. Начало ей положил краевед Николай Серебренников. В 1922 году он обнаружил деревянные скульптуры в старой часовне на кладбище, среди которых были и образы Николы Можайского. Находка произвела на краеведа впечатление — он увидел в этом что-то языческое. В 1928 году нарком просвещения СССР и искусствовед Анатолий Луначарский познакомился с коллекцией и написал статью «Пермские боги» («Советское искусство», 1928, № 5), давшую поэтическое название коллекции.

Пермские скульптуры по высоте часто равны человеческому росту или превышает его. Их оборотная часть обычно полая — это позволяло сохранить предмет от деформации или даже утраты (предмет может разорвать от перепада влажности).

Рис. 7. Никола Можайский из деревни Зеленята. Конец XVIII — начало XIX века. Пермская государственная художественная галерея

Высота Николы Можайского из села Покча (XVII век, Пермская государственная художественная галерея) — более 200 см вместе с мечом (рис. 7). С одной стороны, скульптура ближе к условно стилизованному типу. С другой, обращает внимание проработка личного, а именно глаз — мастеру удалось создать эффект «внутреннего зрения», святой словно смотрит в самого себя. У скульптуры втянуты пропорции головы — предположительно, на голове находилась епископская митра. Г. Н. Чагин, историк и этнолог, сообщал о том, что митра была сшита из бархата: ее одевали на праздник Николы зимнего и снимали на Николу весеннего (Чагин Г. Н. «Чердынские храмы». Пермь, 2020).

Никола Можайский из деревни Зеленята (конец XVIII — начало XIX веков, Пермская государственная художественная галерея, Пермь) показателен в двух аспектах (рис. 10). Во-первых, датировка показывает, что удаленные от столицы регионы действительно были менее восприимчивы к официальным запретам. Во-вторых, скульптура органично совмещает традиции и новаторство. С одной стороны, это привычный иконографический тип — устойчивая столпообразная фигура. С другой — объемная пластика лица и складок одежды, храм барочных форм, экспрессия почти молитвенного (оранта) движения — все указывает на то, что скульптура живет уже в контексте Нового времени.

Николай Серебренников упоминал, что образ из деревни Зеленята пользовался особым почитанием. Верующие приносили скульптуре новую обувь. Они считали: оживший Николай Чудотворец снашивает ее, путешествуя по селам и помогая всем нуждающимся.

Если монументальная живопись и иконопись — это магистральная линия развития русского религиозного искусства, то скульптура — скорее маргинальное ответвление, дорога-дублер. И далеко не все были уверены, что этой дорогой можно пользоваться. В деревянных образах Николы Можайского есть наивность и искренность, часто это примитив в искусствоведческом смысле слова. При этом во многих работах есть точность и мастерство. И есть, пожалуй, вера в главного святого России. Действительно, «Дух дышит, где хочет» и не помнит ни о каких указах.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle