Со дня рождения «всероссийского батюшки» — праведного Иоанна Кронштадтского прошло 195 лет. Сколько людей мечтало бы поговорить с ним, услышать совет — как когда-то запросто могли подойти к отцу Иоанну его современники, и верующие, и неверующие. Но и у нас есть возможность говорить с ним — слава Богу, от св. Иоанна Кронштадтского осталось огромное литературное наследие, прежде всего необъятные дневники. Благодаря им мы можем представить, как выглядела бы наша беседа с кронштадтским пастырем.
Бог в каждой былинке
— Отец Иоанн, когда рассуждают о Вашем богословии, то обычно говорят, что в центре его стоит Евхаристия. Но вера в Евхаристию предполагает совершенно особенный статус телесного, материального?..
— Совершенно верно. По нашей телесности Господь привязывает, так сказать, Свое присутствие и Себя Самого к вещественности, к какому-нибудь видимому знамению: например, в Таинстве Причащения Он Сам весь вселяется в Тело и Кровь; в Покаянии действует чрез видимое лицо — священника; в Крещении — чрез воду; в Миропомазании — чрез миро; в Священстве — чрез архиерея; в Браке — чрез священника и венцы венчает Сам; в Елеосвящении — чрез елей; привязывает Свое присутствие к храму, образам, к кресту, к крестному знамению, к имени Своему, состоящему из членораздельных звуков, к святой воде, к освященным хлебам, пшенице, вину. Но придет время, когда Тело и Кровь Его, равно и все другие видимые знаки, для нас не будут нужны, и мы будем истее Его причащатися — именно в невечернем дни Царствия Его, а теперь всё чрез телесное, чрез образы и знамения.
— Выходит, что сама природа, видимый мир являются важными элементами домостроительства?
— Да, как с Крестом или с знамением Креста животворящего соединена благодатная сила Распятого на нем, так со всею видимою природою, со всеми отдельными предметами ее, малыми и великими, соединена так называемая естественная сила и жизнь животворящей и всемощной Троицы. Так, она соединена со светом, с воздухом, с водою, с землею, с огнем, — во всем чрез природу действует Дух Божий. Так, в воздухе мы весьма часто замечаем особенные движения или силы, направленные к исполнению намерений Божиих, например поветрия, бури, — к наказанию виновных или для искушения.
В природе везде действует Троица Животворящая, премудрая, всемогущая, единосущная, нераздельная. Какая во всем премудрая и благостная мысль! Какая премудрость и отчетливость в исполнении! Какая жизнь и сила в возрастании и в самом продолжении жизни! Какое единство творения при всем разнообразии отдельных тварей. О! Тут, на земле, мы на каждом шагу встречаемся с силою Духа Божия! Тут-то мы осязательно видим, что на всяком месте владычество Его, что Он везде и всё исполняет. Мы видим Его тут в каждой былинке, в каждом цветке, листочке дерева, в плодах — во всем. В вере своей святой мы видим везде идущим об руку духовное с материальным, силу с веществом.
— А как Вы трактуете процесс творения?
— По аналогии с процессом рождения слова. Мысль непременно облекается в слово, в эту сначала чисто эфирную оболочку, когда мыслим словами про себя; потом принимает более материальную оболочку, когда мы говорим членораздельными звуками; потом слово переходит в настоящие вещественные знаки, хотя тонкие — буквы и слова писанные или печатанные и, наконец! в слова высеченные, вырезанные или вышитые. Так свойственно творчество даже духу человеческому, этому живому образу Божию, так оно природно ему. Несколько подобным образом невещественный Творец сотворил весь видимый мир. В основании мира видимого лежат самые простые, эфирные, духовные начала; четыре простые стихии; от взаимного совокупления в разнообразных пропорциях они делаются тоньше или грубее, грубее, больше и больше, мановением всюду присущего Творца соединяются или разделяются. Каждому существу дается свое место, свой чин, порядок — и вот красуется прекрасный Божий мир, от небытия в бытие приведенный Божиею всезиждительною премудростию и совершающим вся Духом.
— Я подумал, если обычное словообразование — это творческий процесс, то тем более молитвенное делание?
— Я бы так сказал. Когда молишься о чем-либо Господу, или Пресвятой Богородице, или Ангелам и святым, прося их ходатайства о себе или о других людях пред Богом, тогда слова, выражающие твое прошение и твои нужды, имей за самые вещи, за самое дело, которого ты просишь у Господа, и веруй, что ты уже имеешь верный залог в получении предмета твоих прошений в самых словах, коими означается этот предмет.
Например, ты просишь здоровья себе или кому-либо — слово «здоровье» имей за самую вещь, за самое дело, веруй, что ты его уже имеешь по милости и всемогуществу Господа, ибо самое слово, название во мгновение у Господа может быть делом, — и получишь непременно просимое за свою непоколебимую веру. Просите, и дано будет вам (Мф 7:7). Чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам (Мк 11:24).
Плоть — льстивый друг
— Мы выяснили, что материя нужна для творения мира, для человеческого творчества, для молитвы, для спасения человека и причастия его Богу. Откуда же сама идея, что вещество греховно?
— Ужели ты до сих пор не оценил надлежащим образом вещества, каково оно ни было: пища ли, одежда ли, деньги ли, или другое что, служащее тленному телу нашему? Все это для бессмертного духа нашего — то же, что в числах нуль — ничего. Впрочем, что я говорю: нуль? Хуже!! Нуль ничего не значит, а это, ничего не знача само по себе для бессмертной души нашей, саму ее убивает, уничтожает! Прельщение!
Видимое прельщает потому, что оно видимо, льстит внешним чувствам; а невидимое, несмотря на то, что оно — сущая истина и доставляет истинную жизнь сердцу, не пленяет нас с таким постоянством именно потому, что оно невидимо и приемлется верою или чувствуется сердцем тогда, когда оно бывает способно чувствовать невидимые блага, значит, когда бывает и сравнительно чище. А оно у нас так нечисто! Оттого оно так недостойно и живет! Так, невидимое не обладает так нашим сердцем, как видимое. Но разве душа наша сама не есть также невидима? Разве не она есть движитель и оценщик вещества? Как же ее не привлекают невидимые блага, сродные ей? Испорченность, растление внутреннего нашего человека в начале — вот где истинная причина, по которой так мало дается людьми цены невидимым благам. Невидимая душа чрез вкушение запрещенной снеди подпала владычеству своей плоти, прельстившейся снедию. И кто не замечает, что и теперь душа наша больше всего терпит из-за яди, которою пал человек люте в тление в начале?
— Плоть свята, сотворена Богом, но выступает врагом человека… Парадокс!
— Вот-вот. Не верь безотчетно этому льстивому другу — плоти своей, ее позывам к пище и питию и телесному соитию. Она часто требует есть и пить, совокупляться, когда это не нужно, когда это не только не полезно, но даже весьма вредно для здоровья и противно закону Божию. Перетерпи — и убедишься в этом сам. Не говори мне о естественном побуждении, не говори мне, что исполняешь будто бы веления природы, что ты член и вместе раб ее со всеми прочими животными, безотчетно повинующимися ее требованиям, и тебе, как и им, необходимо во всем следует подчиняться ее требованиям; а вспомни, что твое существо падшее, грешное, содружное с лживым естеством бесов. Да не искушает вас, говорит апостол, сатана невоздержанием вашим (1 Кор 7:5).
Итак, будь крайне умерен и благоразумен в употреблении пищи и пития и, если ты супруг, в допущении телесного соития, а если не супруг — вовсе не дозволяй его себе. Не бойся: целомудрие, соединенное с умеренностию в пище и питии и с трудолюбивою жизнию, никого еще не сделало больным.
Здоровье — идол или Божий дар?
— Раз вы заговорили о телесном здоровье, то я вас спрошу: насколько оно является ценностью для христианина?
— Есть такой идол. Имя ему здоровье. Этому идолу приносится ежедневно много жертв. Для этого идола едят всё, что здорово, под предлогом здоровья; здорово курить — курят, спать много — спят много, гулять много — гуляют, блуд творить — блуд творят, вино пить — вино пьют, и всё для здоровья или под предлогом здоровья.
О идол неумолимый — здоровье! Сколько ты требуешь себе жертв! Лучше же быть нездоровым, нежели творить беззаконие для здоровья! Для здоровья иногда и в церковь не ходят: погода-де нехороша или дует ветер. Однако если воспринимать здоровье как дар Божий, помнить, что и болезнь, и здоровье — от Бога…
— То телесное здоровье окажется чем-то значимым, достойным того, чтобы его беречь?
— Конечно, более того: благодарить должен Господа за дар, бесценный дар здравия, которым Он наградил меня, несмотря на мои бесчисленные согрешения и грехопадения, — а здоровье есть истинное сокровище, ничем не заменимое: при нем всё можно иметь необходимое к жизни. Впрочем… я слепец: почти всегда думаю, что сберегаю здоровье и жизнь мою, когда много и сладко ем и пью, а в конец выходит, что я гублю душу, да нередко и дар здоровья телесного, душа моя лишается благодати Божией, чистоты, духовности, мира, дерзновения, свободы, расслабляется и умерщвляется боязнию, страхом бесовским, покрывается тьмою и срамотою. А когда я горячо молюсь, особенно с воздержанием, я бываю силен, спокоен, смел, чист духом и телом. Иже хощет душу свою спасти, погубит ю (как я, сластолюбием): а иже погубит душу свою (ветхого человека) Мене ради и Евангелия, той спасет ю (как святые апостолы, мученики, преподобные) (Мк 8:35). Да научусь спасать душу свою по Евангельскому слову и разуму.
— Вы прожили долгую жизнь, всегда были энергичны и нечасто жаловались на болезни. Могли бы Вы дать какие-то рекомендации?
— Нужно трудить, томить плоть; польза от того для души и тела: спокойствие, довольство собою, здоровье тела, здоровый, мирный, безмятежный сон. Никогда так не бываешь покоен, здоров и так сладко не спишь, как когда много потрудишься, утомишься, когда мало поешь, то есть умеренно.
Творец повелевает шесть дней делать и сотворить все дела свои, по подобию Его, совершившего в шесть дней все дела Свои. Смотри, делай всё, что нужно, не опусти ничего — ибо и за опущение будешь наказан, если не покаешься. Что посеешь, то и пожнешь. Этот покой после дневных трудов указывает на будущий покой после трудов здешней жизни, когда все потрудившиеся опочиют и возрадуются на ложах своих, — и на бедственную, плачевную участь тех, которые скрыли талант свой и предавались всю жизнь или часть ее лености и не возделали душевной нивы, не исторгли терния страстей, не посеяли добрых дел.
Заметить надо, что неблаговременный сон и сонливость вместе с неблаговременною и излишнею пищею и питьем чрезвычайно вредят душе и умножают, усиливают в ней терние страстей. У сонливого земледельца поле всегда зарастает тернием, а у трудолюбивого и бодрственного всегда чисто.
— А пост полезен для здоровья?
— Некоторые из православных христиан совсем не постятся, и делают очень худо. Извинения их: лучше немного, но приятно и здорово. Если ты нездоров, ешь скоромное: Церковь не запрещает, — но от чего твое нездоровье? Не от излишества ли? Если от того, то врач предпишет тебе диету, не только Церковь. А если здоров, то должен поститься: пост, отнимая животную пищу и излишество в ней, весьма благоприятен здоровью.
Любезное, святое и жизнотворное единение
— Много есть споров касательно Вашего отношения к браку. Что можете сказать о брачном союзе?
— Святый, чистый, премудрый, могущественный закон брака! О, как свят брак, как велик брак, соединяющий два разумных существа, два образа Божия для произведения на свет подобного себе существа! О, какая в нем открывается благость, премудрость, всемогущество Божие! Какая премудрость, святыня, важность членов детородных, семени детородного, ложесн материнских!
Пречистый, премудрый, всемогущий, всеблагой Творче и Господи, слава Тебе! Но очисти нас, нечистых сердцем! Ведь любезное, святое, единотворное и жизнотворное единение мужа и жены, сочетавшихся браком, диавол омерзил и мерзит и обратил его в какое-то лукавое дело, мерзкое, плотское, без духовной любви. Но брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр 13:4). На святое дело простыми, чистыми глазами надо смотреть и не обращать внимания на нечистоты бесовские. У Господа моего все члены сотворены святыми.
— Как бороться с конфликтами в семье?
— При вступлении в брак ты поступаешь в чужой дом, который делается для тебя отныне своим чрез жену, взятую тобою из этого дома, и обратно: отселе ты привейся к нему сердцем своим и будь не только внешне, по закону брачного сочетания, едина отрасль с семейством жены своей, или обратно, жена с семейством мужа своего, но и внутренно, духовно; тщись отселе блюсти единение духа со всеми домашними в союзе мира. Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр 12:14). А то весьма многие, привившись чрез брак к другому роду внешне, не прививаются к нему внутренно, и от этого внутреннего разъединения происходят вражды, нестроения, домашние неурядицы.
— Еще одна проблема — незаконная тяга к противоположному полу…
— Когда нечистый плотский огонь страсти прелюбодейства распаляет тебя ко греху и воображение рисует обольстительными чертами предмет страсти, а рассудок измышляет средства к удовлетворению ей, вспомни тогда огнь геенский, которым будут вечно поглощены блудники и прелюбодеи; пусть воображение оцепенеет пред вечностию мучений, пусть память и рассудок приведут и сопоставят все, до очевидности ясные, места из Священного Писания Ветхого и Нового Завета о вечности мучений. И тогда, верно, тотчас же прохладится твоя страсть, и ты обольешься слезами покаяния. Вспомни еще, что ты оскверняешь дверь жизни, что ты ругаешься над Самим Жизнодавцем, отворившим и для тебя, презрителя Его законов, эту дверь жизни, которую ты дерзко попираешь для того только, чтобы сделать себе скотское удовольствие.
Всему время, всем природным занятиям указывает время сама природа, как время есть-пить, спать, совокупляться для размножения рода, — и думать об этом нечего, грешно, ибо это будет раздражать плоть и услаждать чувственно и нечисто сердце, отвлекая его от Бога. О том, для чего назначено время ночью, не следует думать днем.
Деньги — наравне с землею и пеплом
— Когда говорят «материальные блага», то имеют в виду, конечно, деньги. Мы привыкли стыдиться, что любим деньги, но не можем без них жить — так общество устроено. А что Вы думаете по этому поводу?
— Нам, священникам, тяжело отправлять дела Божии за деньги. С тех пор как враг склонил первых людей ко греху чувственными благами, он как бы захватил в свою власть сребро и злато и все наслаждения чувственности и ими пленяет и держит в своей власти всех неосторожных. Не дает он даром своего достояния людям благочестивым, но, чем больше им вещественная награда за дело Божие, тем сильнее он воюет на них внутренно, тем сильнее распаляет против них стрелы свои. Особенно горе нам от диавола из-за мертвецов наших, за молитвы о коих мы получаем возмездие: чем нераскаяннее и многогрешнее мертвец, тем больше мы выносим мук сердечных при молитвах об нем как бы за грехи его.
— Но через Ваши руки проходили огромные суммы…
— Я никогда их не считал. Какая глупость у большей части людей — вести счет деньгам! Как несправедлива пословица, по крайней мере для честных людей, что денежка счет любит! Иуда-предатель, вероятно, сначала прилежно считал подаваемые ему деньги, а потом дошел и до сребролюбия, и до страшного греха — предательства Господа!
— Как сурово… Но ведь деньгами нужно распоряжаться разумно.
— Давайте так. Кто любит душевного и телесного убийцу? А деньги убивают того, кто сердцем привязывается к ним, убивают душевно и телесно. Итак, надо расточать их на благодеяния и на нужды свои и домашних. Если не будешь считать деньги наравне с землею и пеплом, то будешь часто болеть внутренно от неумеренной и неблагоразумной траты их и мучить себя. С пристрастием к богатству собирающий богатство подобен человеку, заживо погребающему себя и тогда, как он уже по горло зарылся в землю, говорящему: дайте мне еще земли больше и больше, чтобы мне зарыться совершенно, чтобы мне вовсе не видеть света Божия. Так что не скорби, потерявши деньги или другую какую-либо вещь, а скорби, когда как-нибудь потеряешь веру или любовь. Жизнь человека не зависит от изобилия его имения (Лк 12:15)
— То есть грех привязываться к деньгам самим по себе — они должны постоянно работать на благо других — теперь понятно! Наверно, скупость — это и есть привязанность к этой абстракции «универсального менового эквивалента»?
— Конечно! Например, ты скупишься и негодуешь, когда к тебе приходят гости и истребляют очень незначительную часть твоего имущества. Если бы у тебя в запасе не было ничего или было, да очень мало, — тогда твое неудовольствие было бы основательно. Но если есть порядочный запас, оно вовсе неосновательно. Рассуди, что дороже: деньги и покупаемые на них мертвые вещи или приобретаемое чрез них дружество существ разумных? Притом вспомни, как тебя принимали другие в молодости, питали, грели, ласкали. Брось скупость. Она — глупость.
Прогресс плотской и духовный
— Отец Иоанн, вы верите в существование универсальных социальных законов?
— Особенно поражают меня своим величием, бесконечною премудростию и благостию нравственные законы, данные разумным тварям, коих законов цель — общественное благо, непрестанное и бесконечное усовершенствование человека, соединение с Творцом и бесконечное блаженство. Но и физические законы, то есть законы телесной природы, также поражают меня премудростию Зиждителя: законы взаимного совокупления полов, стремление одного пола к другому в пределах сих законов как могущественное средство нарождения и размножения рода человеческого, без которых не было бы этого разнообразия; законы развития, поддержания, возобновления и укрепления жизненных сил каждой особи посредством пищи, сна, труда, движения, без чего жизнь наша земная вскоре угасла бы, лишь только человек родился на свет.
Меня удивляет особенно данный нам от Творца и объясненный Господом Иисусом Христом и Его апостолами и Церковью закон взаимной любви, особенно любви к врагам и вообще к согрешающим, на котором зиждется благо и частных лиц, семейств, целого народа, всех народов и всего рода человеческого; меня удивляет врожденный отцам и матерям закон любви к детям, по которому блюдется жизнь человека с самого его зарождения, по происхождении его на свет в нежном, бессознательном и беспомощном его возрасте, в младенчестве и юности и так далее, без которого мириады жизней погасли бы в самом зародыше и потом по происхождении на свет. Благоговею пред делами премудрости и благости Творца, действующего всё во всех тварях!
— Человечество движется к общественному благу. Но за счет чего? Как устранить социальное разобщение, неравенство?
— Тебе заповедь Божия повелевает: люби ближнего твоего, как самого себя (Мф 19:19; 22:39). Чтобы исчезала пред очами твоими или пред сознанием твоим мнимая трудность этой заповеди, представляй всегда человечество, особенно же христианство, единым великим древом, коего корень первоначальный и истлевший грехом — Адам, а последующий, живый и животворящий, — Христос, поддерживающий, напаяющий всех нас благодатными водами Святого Духа. Вси единем Духом напоихомся (1 Кор 12:13).
Смотри на дерево, покрытое листьями: как дружно висят на дереве все листочки, как все они обильно питаются и напояются от одного и того же корня, на одном и том же стволе, а если какой листочек отпадет от единства целого, то вскоре истлевает. Видишь прекрасное единство из множества, тожество друг для друга и как бы любовь взаимную — будь же и ты, листочек на древе рода человеческого, едино со всем деревом, со всеми другими ветвями и листочками и не говори: я хочу жить сам по себе и для себя. Нет, старайся быть едино с человечеством по духу мира и любви.
— Но это призыв к конкретному человеку? А на уровне общества как это работает?
— Если бы была между нами любовь христианская, то не было бы между нами того нестроения, что тогда как иной богат — другой совершенно беден, иной пресыщен — другой алчет, иной упивается — другой жаждет, иной имеет много перемен нижней и верхней одежды, а другой только одну и ту худую; иной имеет множество домов или много комнат, а другой не имеет, где голову приклонить, или принужден покупать при своей бедности приют себе дорогой ценой; если бы между нами была любовь христианская, она не допустила бы такого неравенства: богатые делились бы с бедными, не стали бы пресыщаться при мысли, что есть много голодных, и стали бы делиться своим добром с неимущими, стали бы делать свою трапезу менее роскошною; если бы была любовь христианская, она заставила бы нас бросить эти разорительные излишества в убранстве жилища, в столе, в одежде, в экипаже, в удовольствиях пустых, на которые не жалеют больших денег, тогда как бедному жалеют нескольких копеек и пр. Посмотри на дела мира — он разрушает дело Иисуса Христа, дело искупления Его, дело возведения на небеса человеческого рода, дело очищения и обновления его. Мир приковывает людей к земле, ввергает их во всевозможные пороки чрез роскошь и соблазны.
— Существует ли социальный прогресс?
— Есть прогресс духовный и плотской, истинный и ложный. В прогрессе плотском, ложном, например, дошло до изобретения табаку как пустого и вредного удовольствия, которое тем и поддерживается, что раздражает, щекочет и возбуждает плоть и тесно соединенную с нею душу, вредно здоровию и карману, держит в неволе привычки душу свободную, наводя на нее туман и духовный пароксизм. Такие прогрессы отврати от нас, Боже, навсегда, навеки, потому что они задерживают истинное поступание человечества вперед — к горнему миру. Плоть имеет свой изумительный прогресс: в приготовлении кушаньев, модных платьев, в устроении разных игр, например хотя стукалки, преферанса и подобных. Пусть, кто хочет, успевает в этих суетах. Но христианин должен в предняя простираться (Флп 3:13–14) — в воздержании, посте, чистоте, молитве, богомыслии, кротости, смирении, незлобии, покорности, терпении и прочих добродетелях.