Три рождественские книги о кошках, собаках и не только

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Уютно закутаться в мягкий, теплый плед и слушать, как мама читает таинственную историю о приключениях знакомых и еще незнакомых героев. А за окном вьюжит непогода. А в руках чашка горячего облепихового чая с медом и имбирем. В углу комнаты нарядная елка переливается множеством ярких звездочек… Хочется, чтобы эти волшебные рождественские дни не заканчивались, и каникулы — до самого лета, и мама — всегда рядом.

«Рождественские истории о котах (и не только)»

Святочные рассказы — особый жанр, имеющий свою специфику.

«— Во-первых, события должны происходить между Рождеством и Крещеньем, то есть на Святках по определению. Во-вторых, в рассказе должен быть некий элемент недоразумения или мистификации, и в конце концов недоразумение должно быть разрешено, а мистификация разоблачена…. И, в-третьих, все заканчивается преображением жизни. Если этого нет, то это просто байка!»

Так обозначил правила игры один из героев повести Олеси Николаевой «Ничего страшного».

Коты, кстати, присутствуют не во всех историях. А уж если присутствуют, то в основном черные. Здесь их три: один домашний пушистый, второй облезлый и клыкастый, а третья — черная кошечка с белым пятнышком на грудке.

Герои Олеси Николаевой рассказывают друг другу случаи из жизни, связанные с Рождеством. Рассказывают за большим столом, «уставленным монастырскими яствами и кувшинчиками с горячим красным вином». В белом каменном деревенском доме, в котором весело трещит печка, а за окном воет метель.

Все сюжеты из жизни. А мы знаем, что в жизни случается такое, что и придумать сложно, фантазии не хватит. Например, в историях про ванну или про самосбывающиеся гороскопы гоголевская фантасмагория переплетается с современными реалиями. И это очень смешно.

А уж последняя, самая длинная история — настоящая комедия положений. Она настолько феерична, что просто удивительно, почему еще не экранизирована.

Перед глазами так и стоит финальная сцена, в которой собрались основные персонажи: отец Дионисий в диком наряде, отец Лазарь с рыбацкой сетью, наместник Иустин, молодая паломница Валентина — преподаватель сопромата, бездомный поэт Ваня, милиционер с пистолетом, суровый мужчина по имени Мурманск с соседкой Эльвирой и сама автор, от лица которой ведется рассказ. Не буду спойлерить. Но по одному списку персонажей понятно, что скучно не будет.

Кстати, ошибочка вышла: не три кота в повести, а четыре. Последний котяра, прикормленный куском колбасы, появился в самом конце и достался Валентине.

«А мораль? — разочарованно спросил отец Иустин». Мораль — преображение жизни всех героев.

«— По вере вашей да будет вам, — четко отрапортовал Лазарь».

***

Тронул рассказ Геннадия Васильева «Рождественское утро». Мальчик Степашка, его герой, совсем не верит в чудеса. И в Деда Мороза не верит.

«Еще чего! — ворчит Степашка. — Борода из ваты. Усы приклеены. Щеки накрашены. Нос привязанный. Какой же он настоящий?! Чучело он настоящее! Чтобы детей пугать!»

«…ни во что наш Степашка не верит. Ни в ангелов на небесах. Ни в звезду Вифлеемскую… Ни в волхвов с дарами… Ничему Степашка не верит».

А почему так произошло и как Степашка опять поверил в чудеса, лучше прочитайте сами.

Котов в рассказе нет, но есть щенок и настоящее рождественское чудо в конце.

***

Рассказ Виктории Корховой «Рождественская лошадка» основан на реальных событиях. Действие его происходит в селе Ложголово Ленинградской области, где в древности людям являлся сам Георгий Победоносец.

Это история о маленькой девочке Але, которая волею обстоятельств оказывается одна в зимнем лесу на оккупированной фашистами территории. Невольно вспоминается старый фильм-сказка. Там героиню отвезли в лес и оставили замерзать. Но Морозко сжалился над ней, да с подарками домой и отправил.

Но жизнь не сказка, и Дедов Морозов не бывает. Степашка прав был. Алю спасает вера:

«И вот еловая пещерка полностью покрылась снегом. Аля не знала: ночь еще или утро наступило. Сил не было. Тело задеревенело.

 — Святой Георгий, помоги! — шевельнула побелевшими губами девочка».

А кот в рассказе есть — черный кот на бабушкиных часах. А еще есть лошадка, Снежинка. Но после всей этой истории лошадку стали звать не Снежинка, а Рождественская лошадка.

В сборнике много и других замечательных рассказов. И персонажей, которые верят и ждут чуда, и оно происходит. Хотя иногда такое, какого точно не ждешь. Как в рассказе Александра Евсюкова «Один», герой которого, монах, зимующий в дальнем скиту на краю земли, просит Бога о том, чтобы увидеть звезду на небе, скрытом кромешной тьмой несколько дней.

И он увидел звезду, только не на небе, а в единственной полынье. Огромную морскую звезду.

А кто сказал, что у нашего Господа нет чувства юмора?

«Рождественский ковчег. Истории про людей и зверей»

Так уж устроена наша жизнь, бок о бок с нами живут братья наши меньшие. И нам есть чему у них поучиться — доброте, умению дружить, верности. Про это и про многое другое рассказы, собранные в этой книге. Необычные сюжеты и захватывающие повороты не дадут заскучать читателям.

Запомнился рассказ Ольги Алексеевой «Рукавички для Снегурочки».

Простая история, но именно рождественская. Когда случайные совпадения перерастают в цепочку событий, заканчивающуюся хеппи-эндом.

Героиня истории — девушка Снежана, подрабатывающая Снегурочкой на корпоративах. Как-то ночью ей приснилась бабушка.

«Во сне она сидела в старом кресле и что-то вязала. Потом посмотрела на внучку поверх очков и сказала: «Возьми рукавички. Обязательно возьми рукавички».

Утром Снежана разыскала эти рукавички. От бабушкиной заботы «оттуда» ей стало хорошо и радостно. Но бабушка позаботилась не только о том, чтобы внучке было тепло. Она решила устроить и ее личную жизнь.

Как все вышло, узнаете сами. Скажу только, что дело не обошлось без огромного огненно рыжего пса с разными глазами: синим и зеленым.

***

Герои повести Галины Кропочевой «Моя любимая Шери» — многочисленное семейство, папа, мама и дети. Старшему, Евгению, уже 15, младшим значительно меньше. И детям хочется собаку. Папа категорически говорит: «Нет». Как же уговорить папу?

«И вот Евгений торжественно объявил отцу, бывшему пограничнику, о своем решении служить на границе вместе с собакой, которую они для этого должны вырастить».

Папа не смог устоять перед таким аргументом:

«— Разрешаю взять собаку! Но только в клубе возьми породистую овчарку. С помойки — не годятся. Иди, Евгений, становись на очередь! Уговорили. Возьми и воспитай собаку!»

Но не так все просто и быстро делается. Наступили 90-е. Изменилась жизнь, стало не до собаки.

Евгений уже отслужил в армии и искал работу. Время было сложное. Ничего не получалось. Он совсем отчаялся.

«Господи! Никто никому не нужен! И не в редкой специальности дело. Живут одни менялы да воры. Порядочность — не в цене. Все, все… видеть никого не хочу. И до меня никому дела нет, хоть замерзни в сугробе… Он сел, сжался в комок на лютом морозе…»

Есть такое правило: если тебе плохо, помоги тем, кому еще хуже. А хуже на морозе было только голодным бездомным бродягам и замерзающему с ними псу. Так вошла в жизнь семьи спасенная Евгением молодая овчарка Шери.

Столько приключений ждет ребят и их подружку. Завидую тем, кто будет впервые читать эту добрую и честную повесть-быль о дружбе, заботе и собачьем счастье, которое неразрывно связано со счастьем человеческим.

***

Но героями рассказов могут быть не только кошки и собаки. Вот, например история Ольги Кузнецовой «Грызун рыжего цвета» рассказывает о хомяке. А ее же рассказ «Подарок на Рождество» — о козе.

Но это еще что! Муха — героиня Оли Новой из рассказа «Еффро-сс-си-нья!»

До этого я знала двух знаменитых мух — Муху-цокотуху да муху, в которую превратился ученый Сет Брандл из одноименного ужастика.

Муха Ефросинья дожила в «принявшей» ее семье до Нового года и Рождества. И встретилась со своими подругами — снежными мухами (снежинками).

Герои других рассказов Оли Новой — ласточка и зайцы.

В книге еще будут голубая лисица, много котиков, щенок по кличке Звездный Рыцарь, пес Звонок и чумная крыса.

***

А герои рассказа Александра Хирьякова «Во время оно» — ослики Милые и мальчик Элиав.

Первая история произошла с ним в Вифлееме, в дни, когда родился Спаситель. Вторая там же — спустя 33 года. Вы уже догадались, что оба ослика понадобились Господу. И это такое счастье поделиться с Господом тем, что Ему нужно!

Много доброты, много улыбок ждет тех, кто окунется в удивительный мир «Историй про зверей и людей».

«Рождественское чудо. Рассказы современных писателей»

Название говорит само за себя. Все рассказы — о чудесах, которые мы ждем или уже не ждем в суете дней. Видим их в своей жизни, в, казалось бы, незначительных мелочах, или сердце наше закрыто к таким вещам.

«Можно всю жизнь быть носимым Богом на руках — и этого не знать, вернее не обращать на это внимания», — говорит в предисловии протоиерей Константин Пархоменко.

Этому и учит добрая книга — замечать чудеса.

Ну не чудо ли, когда спустя полгода нашлась пропавшая черепашка из рассказа Владимира Гурболикова?

Или первая исповедь мальчика накануне Рождества из рассказа Андрея Мерзликина. Эта исповедь была без слов. Но слова не нужны, когда твое сердце открыто. Настоящее чудо!

А бабочка из рассказа Елены Седовой, появившаяся в храме в Рождественскую ночь, — не чудо?

«Ей тоже нужно было прославить новорожденного Младенца Христа, ведь не зря говорится в Библии: Всякое дыхание да хвалит Господа! (Пс 150:6). Но как это сделать маленькому бессловесному насекомому? Бабочка поступила просто и мудро — она увенчала собой лоб Младенца…»

На следующий день она бесследно исчезла, так же внезапно, как и появилась.

Чудо произошло и с героями рассказа Виталия Каплана «Звездою учахуся».

Михаил Николаевич задержался на рождественской службе и опоздал на метро. Ночь морозная, денег на такси нет, автобусы тоже не ходят.

«Оставалось одно — идти пешком. Путь, конечно, неблизкий, часа полтора займет, а то и больше…»

Внезапно рядом тормознул джип. В Рождественскую ночь и бандиты становятся людьми?

«— Слышь, отец, тебе далеко топать?

— До Преображенки. — Струйки пара вылетали из мужика вместе со словами. — А что?

— Далекий путь, — усмехнулся Репей. — Ладно, залазь, подбросим. Как раз и по пути».

И вот вечный спор, где же был твой Бог, когда….

«— А где ж Он был, когда сеструху мою разложили? В четырнадцать лет! И кто, главное? Директор школы, прикинь, козлина! Кончилась девка, на панель пошла. А когда меня на зоне шакалы подрезали, где Он был? Любовался, да?»

И вот уже пьяная братва куражится, привязав раздетого человека в парке.

«— Ребята… — Слова замерзали в горле, слова были тусклыми и шершавыми. — Ну зачем вы так? Ну ладно, ну не верите вы в Бога, но хоть что-то же должно у вас быть? Ну не по-людски же. Замерзну же! У меня жена-инвалид, пропадет без меня…

— А как же Бог? — вкрадчиво возразил жилистый. — Ты ж сам языком болтал, типа все во власти Божьей. Типа или Он тебя выручит, или это тебе неполезно. Так? Ну вот пускай Он и решает. Мы тут, выходит, и ни при чем. Звиняй, физик».

Отпустят, если отречется, скажет, что Бога нет.

Что выберет Михаил Николаевич? Очень хочется рассказать всю историю, но не буду.

Поворот там будет такой, что, как в детстве шептала: «Ну успей, пожалуйста, успей!»

Божии пути неисповедимы! Как же это верно!

А вот в рассказе Мирослава Бакулина «Сын Божий рождается, славьте!» — другое настроение, другая тема.

Он собрал мини-истории о наших предрассудках и заблуждениях и посмотрел на них с добрым юмором. Что для нас пост, молитва, вера?

Студентка Анна Никифорова съела перед постом две пачки масла, чтоб не пропало. Попала в больницу. А другим студенткам Даше Петровой и Лене Колоколовой, страдавшим от возрастных прыщей и невнимания парней, пост например, помог устроить личную жизнь.

Бандит Степа Арбуз, которому перед Рождеством приснился Ангел, укорявший его за нехорошие дела, впервые пришел в храм. И, глядя на него, каждый подумал что-то свое в силу личного духовного состояния:

«Вот бандюга, это ж сколько он народу поубивал», — подумала о нем очень воцерковленная Таисия Михайловна. А отец Артемий посмотрел ему в спину и подумал: «Господи, сколько же этому человеку пришлось пережить, чтобы прийти сегодня в храм!» А Ангел Божий шепнул милиционеру Константину Топышеву у дверей храма: «Надо уважать любое проявление веры у своих сограждан». Но Костя подумал, что это ему показалось».

Смешно и грустно. Все как в жизни. Просто мы, просто люди.

«И всех их любил и любит Господь наш Иисус Христос, любит так, как не любили их матери, как они сами не умели любить себя. Ради них Он пришел на землю, стал Человеком, был распят и воскрес, и пребывает во все дни, ныне и присно и во веки веков».

В книге много и других чудесных рассказов о наших с вами современниках, о нас.

Наступают волшебные дни. Совсем скоро Вифлеемская звезда осветит небосвод в темную Рождественскую ночь. Укажет путь доброты и любви. Постараемся в эти дни побывать в храме, сделать что-то хорошее для близких, позвонить тем, кто давно ждет нашего звонка, навестить одиноких родственников. А вечером, придя домой с морозца, укутаемся теплым пледом и будем читать вслух нашим детям добрые книжки, прихлебывая из чашки горячий облепиховый чай с медом и имбирем. И прочь сомнения и печали. Господь все устроит!

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle