Рождественский пост: диетой в этой войне не победить

Ксения Гринькова

Православная христианка, жена, мама.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Рождественский пост… Длинный, гораздо длиннее Успенского или Петровского. Почти такой же долгий, как пост Великий. Нестрогий, как и Апостольский пост, можно и рыбу, и морегадов. Какой-то веселый, детский, сказочный. Еще бы — ведь вместо покаянных песнопений мы с самого начала поем Новорожденному Спасителю и ждем Его чудесного Рождества. А еще Рождественский пост — это зима с ее лыжами, горками, снежками и санками. И встреча Нового года в кругу семьи, пусть с постным столом, но с непостными лицами.

Рождественский пост для меня — как английский рождественский кекс, старинный рецепт которого я вырезала из журнала. Особенность в том, что печется он за шесть (!) недель до Рождества, а потом тщательно запаковывается, убирается в шкаф и через день в него вливается особая пропитка. Я готовила кекс несколько раз, это удивительное действо сложно назвать только кулинарным. Ведь такой трудоемкий способ приготовления предполагает выработку терпения, воздержания и постоянства. Качеств, которые очень нужны в обычной жизни. Не удивляйтесь, дорогие читатели, что начала с кулинарного примера. Для меня очень ценны слова протопресвитера Александра Шмемана: «Вся пища мира есть любовь Божия, ставшая съедобной». Как бы смело это для кого-то ни звучало, именно этими словами я руководствуюсь на своей кухне.

Но рождественский кекс можно и не готовить, а душу к приходу Спасителя готовить надо — будем питать ее полезными духовными словами все эти шесть недель. Раз уж мы существа душевно-телесные, то вопрос телесного поста нам никак не обойти. И начать мне захотелось с книги «Постное и пост» священномученика Илариона (Троицкого), который рассматривает историю поста в Церкви и начинает со времен ветхозаветных. Любопытна, например, еврейская молитва

«Вот, Боже, я пощусь, у меня оскудевает плоть моя, у меня жир исчезает. Приими это как бы сжигаемое пред Тобою на жертвеннике».

Священномученик Иларион свидетельствует, что «христианская Церковь с самого же начала усвоила эту форму еврейского поста».

О том, «Как лучше провести Рождественский пост», рассуждает епископ Пантелеимон (Шатов). Владыка обращает наше внимание на то, что во время поста мы должны особенно стремиться к любви, к которой можем приблизиться участием в Божественной литургии и посещением больных. Хотя бы один раз в пост каждому он рекомендует сходить в больницу.

 Когда мы уже начали поститься и у нас начал «исчезать жир», самое время напоить свою душу сладким Рождественским кондаком Романа Сладкопевца в переводе П. П. Мироносицкого. «Там Дева, рождшая Дитя, Адама жажду утоляет». Конечно, утолит и нашу духовную жажду.

А если вы думали, что Рождественский кондак это только «Дева днесь Пресущественного раждает…», то прослушайте интереснейшую лекцию Андрея Десницкого «Рождественский кондак: намного больше, чем вы думали». О его парадоксах, поэзии — и том, что кондак Романа Сладкопевца и не кондак вовсе.

Когда вместе с постом к нам придут трудности и искушения, вспомним «О духовной брани в Рождественский пост». Священник и богослов Августин Соколовски напоминает нам о войне между Землей и Небом и том, что все мы воины Христовы. Диетой в этой войне не победить, как не победить формальными молитвами или покаянием.  

«Рождественский пост» протоиерея Андрея Ефанова начинается с памяти святых Гурия, Самона и Авива, которые по древней христианской традиции являются покровителями брака, и святого Паисия Величковского, возродившего институт монашества и старчества. Эти святые напоминают нам, что монашество и брак — два одинаково спасительных и равноценно сложных пути. В семье или монастыре вполне достижимо провести пост в молитве и воздержании, разумеется, каждому в меру своих сил.

Фрески архимандрита Зинона в афонском монастыре Симона Петра

О покаянии в пост рассуждают не только священники. Любимый многими артист Петр Мамонов делится опытом изменения себя в авторской передаче «Золотая полка». В выпусках «Начался Рождественский пост» и «Начинается Рождественский пост» псалмы Давида соседствуют с современной музыкой, а святоотеческие изречения с собственными стихами музыканта. 

А когда пост постепенно подойдет к концу и мы приблизимся к Рождественскому сочельнику, нас встретят своими словами, наполненными «медовым соком», архимандрит Иоанн (Крестьянкин), Святейший Патриарх Кирилл и протоиерей Димитрий Смирнов. Они напомнят нам, что «сочельник — еще не время для веселья и посещения магазинов», помогут не забыть главного смысла предстоящего праздника и не превратить Рождество Христово в Рождество без Христа… Встретим же его с «чувством глубочайшей благодарности Богу».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle