В какого Бога мы верим

Библейский колледж «Наследие»

Колледж, где изучают Библию.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

К Рождеству – с радостью и смыслом – предлагаем мы идти читателям нашего портала. А потому совместно с колледжем “Наследие” мы подготовили для вас рождественскую рассылку, которую будем дублировать в блоге.

Подготовка к празднику для христианина есть приготовление к встрече самого Господа. Он как бы вновь приходит на землю, чтобы посетить нас и спросить, как мы жили, что привнесли в сокровище своего сердца. Ожидание пришествия Господня не может быть пассивным. Только тогда будет радостна эта встреча, когда мы хоть что-то для нее сделаем. И вот поэтому Церковь установила пост – время, когда мы больше и тщательнее молимся, вслушиваемся в голос своей совести, задумываемся о самих себе, исповедуем грехи и исправляем пути жизни.

Мы надеемся, что Рождественский пост будет для всех нас не только временем воздержания, а временем приготовления, чтобы в праздник Рождества Христова ощутить Его действительное пришествие, Его близость, Его благодатную силу. И, хочется верить, наша рассылка будет этому способствовать.

Совсем недавно, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, мы услышали первые рождественские песнопения — ирмосы канона Рождества. И сегодня мы предлагаем вам поразмышлять над текстом первой паремии Рождественского сочельника.

Что такое паремия?

Это слово переводится с греческого языка как «притча». Паремии это особые отрывки из Священного Писания, чаще всего из Ветхого Завета. Изначально они читались на крещальных Литургиях, во время которых крестили большое число людей, прошедших длительную подготовку (оглашение). Это было торжественное событие для всей общины и совершалось несколько раз в году: накануне Рождества Христова, Крещения Господня и Пасхи. И пока совершалось крещение, верные слушали Слово Божие. С VII–VIII вв. паремии стали читаться на вечерне. Больше всего читалась книга Притчей Соломоновых, поэтому чтения и назвали притчами.

Богослужебное значение паремий не молитвенное, а назидательное. Они предназначаются для слушания, чтобы верующий глубже проникался смыслом того, что празднует Церковь. По уставу после них полагаются проповеди, где священник должен разъяснить прочитанное.

Сейчас паремии читаются на большие праздники. Обычно паремий немного. Но на такие праздники, как Рождество, Богоявление и Пасха, их значительно больше. На Рождество Христово читается восемь паремий.

Итак, Рождественский Сочельник, и на вечерне после стихир на «Господи, воззвах» мы слышим первую паремию (Быт 1:1–13):

1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

Фрагмент фрески «Сотворение мира»

В какого Бога мы верим?

Бог, обладающий абсолютной полнотой бытия, ни в чем не нуждающийся, творит наш мир. Единственной причиной творения мира является совершенная и бесконечная любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости».

Бог творит мир Своим Словом в Духе Святом. Творит из ничего. Он мог бы создать весь мир в его полноте в одно мгновение, но хотел, чтобы он жил и развивался постепенно. Творение показано бытописателем как процесс во времени, от простого к сложному, к своей вершине человеку.

И первое, что Бог дает Своему творению, это свет. Он рассеивает мрак и открывает величие и чудо дел Божиих. Первое Божие слово «разогнало тьму, рассеяло уныние, обвеселило мир, всему дало вдруг привлекательный и приятный вид. Явилось небо, покрытое дотоле тьмою, открылась красота его в такой мере, в какой еще и ныне свидетельствуют о ней взоры» (святитель Василий Великий). Еще нет солнца, звезд, но уже возможно появление жизни. Свет был создан Божественным словом, обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32:9).

Для Всемогущего достаточно сказать слово, чтобы дать бытие той или иной твари. Мир создается одним словом и повелением Божиим «да будет», «да соберется вода», «да произрастит земля». Святые Отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия. Евангелист Иоанн пишет о сотворении мира: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Все чрез Него начало быть… В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков…» (Ин 1:1–3).

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.

Постепенно неустроенное вещество земли по велению Бога обретает форму, порядок, красоту.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.

Люба Яцкив. «Сотворение мира»

По слову Божию на земле появляются зелень, трава и деревья. Появляется первая жизнь на земле. Бог дает растениям силу через семена продолжать свой род.

Растения это не просто пища, материал для жилищ, источник кислорода. Это удивительный, прекрасный и разнообразный мир, без которого невозможно представить нашу жизнь.

Какое удивительное и величественное откровение о Боге Творце! И как удивительно, что Этот же Бог, Тот, Кто сотворил всю вселенную, воплощается ради нашего спасения. Единородный Сын Божий, рождающийся от Отца в вечности, рождается по плоти от Девы Марии, становится человеком, подобным нам во всем, кроме греха.

Новое творение

Рождество Христово — это начало возрождения, «пересотворения» мира. «И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое» (Откр 21:5). И как в начале творению был дан свет, так и в Рождестве к нам приходит истинный Свет, просвещающий мир и каждого человека, Господь Иисус Христос. И от каждого из нас зависит, принимаем ли мы этот Свет или нет. Но только принимая Его, мы можем стать чадами Божиими, познать Бога, получить дары благодати и войти в Царство Небесное.

Утешение

Паремия о первых трех днях творения, которую мы слышим в Сочельник, — это не только напоминание, в какого Бога мы верим, не только откровение о возрождении мира в Боговоплощении, но еще и великое утешение. У пророка Исаии тоже есть рассказ о сотворении мира, начинающийся словами: Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш (Ис 40:1). Исаия обращается к евреям, находящимся в вавилонском плену. Они чувствуют себя раздавленными, поверженными и униженными. Будто Бог оставил их или оказался слабее языческих. Но Бог через пророка как бы напоминает им и всем нам, что Он — Творец мира, создавший небо и землю. А значит, все в Его руках. И это бесконечное для нас утешение.

Рождество Христово — это надежда, исполнение Божьего обещания нашего спасения. Человечество, как и две тысячи лет назад, нуждается в искуплении, спасении и освобождении. Какими бы ни были великие достижения мира, оно все равно страдает; у него нет ни мира, ни покоя. Оно ищет счастья, но его не находит. И грех возрастает, и скорбь, и вражда, и ненависть.

Но светает во мраке греховном. Восходит Заря освобождения от рабства греху, проклятию и смерти.

Подготовили Екатерина и Дарья Смирновы, Владимир Стрелов

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle