Второе послание к Коринфянам, главы 6, 7
Неделя 17-я по Пятидесятнице
На церковнославянском языке
16 Или кое сложение церкви Божией со идолы; Вы бо есте церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них и похожду, и буду им Бог, и тии будут мне людие. 17 Темже изыдите от среды их и отлучитеся, глаголет Господь, и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы: 18 и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь Вседержитель. 1 Сицева убо имуще обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе Божии. |
На русском языке
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. 17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас 18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. 1Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием. |
Я не знаю, как вам, а мне лично трудно почувствовать себя храмом Божиим и поверить в то, что я им являюсь. Конечно, это можңо объяснить тем, что я пока что не доросла. Однако,апостол Павел назвает храмами Божьими коринфян, которые отнюдь не отличались особой святостью. Даже напротив- количество и разнообразие грехов в коринфской общине мало с чем сравнимо.
Но апостол Павел назвает их храмами Божьими и именно на этом осовании призывает их оставить грехи и очиститься. То есть его логика такова: вы храмы, в вас обитает Дух Божий, Дух Святой. И поэтому живите соответственно. Храм должен быть храмом, а не овощехранилищем, не заводом и даже не музеем, как это было в советское время.
Однако, коринфяне знали, что имеют Духа Святого, они видели в своей жизни Его действия, они ценили Его дары (1 Кор.12-14). А мы? а я?… Я никогда не говорила языками и дара пророчества тоже не имею. Так может, все-таки, я не храм Божий, в отличие от коринфян, и слова Павла ко мне не относятся?
А как тогда быть с крещением? Ведь Дух дается во время таинства. Как быть с Причастием? Ведь на каждой Литургии священник в алтаре молит Бога: “ниспосли Духа Твоего Святага на нас и на предлежащие Дары сия”. Неужели Бог не посылает Духа? Как быть с тем, что иногда после исповеди или молитвы отчетливо понимаешь, что сейчас надо сделать? Как, в конце концов, быть с молитвой Царю Небесный – неужели я 13 лет молюсь Духу Святому и все впустую?
А может быть, все-таки, и мне дан этот Дар – и я храм Божий, только не думаю об этом и не живу соответственно? Но разве что-то изменится, если я буду считать себя храмом Божиим?
Я думаю, да, изменится. Одно дело думать, что вот, я такая, грешная и ничего изменить не могу. И совсем другое – думать про себя как про храм. Пока, видимо, как про разрушенный храм. Тогда хочется убрать все эти непонятные кучки щебня внутри, состоящие из выплеснутого на ближних раздражения и других неприглядных мыслей и дел, восстановить стены самообладания, разрушенные интернет-зависимостью, установить в сердце алтарь, и все свои дела приносить на нем в жертву Богу. И еще двадцать раз подумать, совместимы ли с тобой, как с храмом, некоторые поступки.
По-хорошему, нужно себе постоянно напоминать о том, что я храм, постоянно задаваться вопросом, что мне надо сделать (или не сделать) в данной конкретной ситуации, будучи храмом Божиим, каждый вечер подводить итоги дня… Не уверена, что мне удастся это делать на постоянной основе. Но надо попробовать прожить так хотя бы неделю. Если хотите – присоединяйтесь. В следующий раз я напишу, что у меня получилось, а вы, если хотите, тоже напишите об этом в комментариях.
Толкования к отрывку
Схиархимадрит Авраам (Рейдман)
Архиепископ Феофилакт Болгарский
Святитель Феофан Затворник
Вопросы к отрывку:
Почему Павел спрашивает коринфян о совместимости храма Божия с идолами?
О каких Божьих обетованиях Павел напоминает коринфянам?
Что здесь говорится об адресатах послания, то есть о нас?
Что из себя представляет “нечистое”, к которому мы не должны и прикасаться?
Что нового вы узнали/поняли из толкований?
Чему это вас научило?
Снова перечитайте отрывок
Ответьте на вопросы
Думаете ли вы о себе как о храме Божием?
Есть ли что-то, от чего вам нужно себя очистить для того, чтобы храм Божий – вы – не осквернялся?
Если да, то запишите к себе в дневник подробно как и когда вы собираетесь это делать?
Подведите итоги
Что важного вы получили при чтении и размышлении над отрывком, при ответах на вопросы и чтении толкований?
Чему вы научились благодаря размышлению над отрывком, ответах на вопросы и чтении толкований?