В нашей церковной жизни есть немало парадоксов. Например, одновременная любовь к чтению Псалтири и при этом стойкое отсутствие интереса к содержанию этой богодухновенной книги. Совместно с издательством «Никея» мы подготовили серию публикаций, в которых библеист Владимир Сорокин помогает ввести текст Псалтири в наши будни. Книга В. В. Сорокина «Живая Псалтирь день за днем» — действительно живой опыт молитвенного чтения псалмов, который может быть доступен каждому. По мере погружения в размышления автора нам открывается, что книга псалмов пророка Давида — это не просто собрание заклинаний на всякий случай и потребу, а кладезь мудрости и благочестия, из которого по сей день можно в изобилии черпать воду живую.
Псалом 26
Псалом Давида. [Прежде помазания.]
1 Господь — свет мой и спасение мое: кого мне бояться?
Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться?
2 Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои,
чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут.
3 Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое;
если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться.
4 Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы
пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей,
созерцать красоту Господню и посещать [святой] храм Его,
5 ибо Он укрыл бы меня в скинии Своей в день бедствия,
скрыл бы меня в потаенном месте селения Своего, вознес бы
меня на скалу.
6 Тогда вознеслась бы голова моя над врагами, окружающими
меня; и я принес бы в Его скинии жертвы славословия, стал
бы петь и воспевать пред Господом.
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй
меня и внемли мне.
8 Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду
искать лица Твоего, Господи.
9 Не скрой от меня лица Твоего; не отринь во гневе раба
Твоего. Ты был помощником моим; не отвергни меня и не
оставь меня, Боже, Спаситель мой!
10 ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня.
11 Научи меня, Господи, пути Твоему и наставь меня на стезю
правды, ради врагов моих;
12 не предавай меня на произвол врагам моим, ибо восстали на
меня свидетели лживые и дышат злобою.
13 Но я верую, что увижу благость Господа на земле живых.
14 Надейся на Господа, мужайся, и да укрепляется сердце твое,
и надейся на Господа.
Отрывок для молитвенного размышления на день (Пс. 26: 1–14):
7 Услышь, Господи, голос мой, которым я взываю, помилуй меня и внемли мне.
Каждый, кто обращается к Богу, вполне естественно, хочет, чтобы Бог его услышал. Но что это означает? Чего мы ждем от Бога, обращаясь к Нему? И как Бог нас слышит? Псалмопевец обращается к Нему в ситуации, очевидно, далеко не простой: ему со всех сторон угрожают враги. А сам он хочет лишь одного: предстоять Богу. Быть в Его доме, в Его Храме. И просит Бога избавить себя от врагов именно ради этого, ради того, чтобы иметь возможность жить с Богом. В те времена каждого покинувшего мир живых ждал шеол, мир теней, царство мертвых, где славить Бога было невозможно, потому что от человека там оставалась только тень, а от жизни — лишь бледное ее подобие. Благость Божью можно было найти только «на земле живых» — так было до прихода Христа.
Итак, псалмопевец просит Бога о спасении ради того, чтобы предстоять Ему, жить в Его присутствии. Но что такое предстояние? Пребывание в Храме, у алтаря? И это, конечно, тоже. Так в те времена служили Богу священники и левиты — служители Храма и алтаря. Но одного внешнего предстояния мало. Можно быть у алтаря и не увидеть Бога, а автор псалма хочет увидеть Его лицом к лицу. Призыв «ищите лица Божия» для него не красивый образ или аллегория, а призыв к действию.
О каком лице идет речь? И разве есть у Бога лицо, подобное человеческому? На первый взгляд, даже сама мысль о чем-то подобном может показаться откровенным язычеством, напоминанием о языческих богах и их изображениях, которым поклонялись. Но на самом деле все оказывается не так просто. В рассказе о грехопадении, например, Бог ищет человека в Эдемском саду, прогуливаясь между деревьев. О Моисее говорится как о человеке, видевшем Бога «лицом к лицу». Илия на Синае пережил удивительный опыт Божьей близости в «голосе тонкого безмолвия» (так в еврейском тексте; Синодальный перевод следует Септуагинте, где вместо «голоса тонкого безмолвия» упомянуто «веяние тихого ветра»). Бог иногда подходит очень близко к человеку, и тогда Его величие умаляется до той соразмерности человеческой личности, о которой можно сказать: «лицом к лицу».
Такой встречи и ищет псалмопевец. Он понимает: если она не произойдет, все остальное бесполезно. Без такой встречи даже Храм не откроется ему как место Божьего присутствия. Потому что человек освящается лишь тогда, когда сам активно в этом участвует. Человек — не камень, не дерево, не металл. Вся и всякая природа меняется под Божьим воздействием, освящаясь Его присутствием. После освящения она уже не просто природа, а природа и что-то еще, связанное с воздействием этого Присутствия — то самое «что-то», которое мы и определяем словом «освященный».
С человеком все несколько иначе. Конечно, природа наша освящается так же, как всякая другая, но человек не только природа, он еще и дух, и его воля даже в падшем состоянии определяет существование его природы. А значит, чтобы освятить человека, нужно его согласие. Нужно, чтобы его воля дала согласие на то Божье действие, которое называется освящением. Более того, нужно еще, чтобы человек сам участвовал в процессе, чтобы его воля искала встречи с Божьей, всегда проявляющейся там, где действует Бог.
Встреча с Богом лицом к лицу — это и есть встреча двух воль, Божьей воли с волей человеческой. Что определяет лицо человека? Что делает каждого из нас образом Божьим — в большей или меньшей степени? В первую очередь, разумеется, то «дыхание жизни», которое Бог «вдувает в ноздри» при сотворении — каждому из нас. А затем — наша собственная воля: именно она определяет, в какой мере позволим мы этому Богом данному дыханию определить свою жизнь. А значит, определить и то, каким будет наше лицо. В какой мере будет оно образом Божьим. А еще от нашей воли зависит, каким Божье «дыхание жизни» станет для нас. Останется ли оно чем-то таким, что мы едва замечаем, или за ним нам откроется Божье присутствие и Божий взгляд, направленный вглубь нашего сердца, а значит, и Божья воля, этот взгляд направляющая.
Там, в глубине сердца, и можно встретиться с Богом. И тогда Бог может наставить человека на прямой путь, на путь прямоты («на стезю правды»). Прямой путь, духовный и жизненный, предполагает в первую очередь полное соответствие каждого намерения, каждой мысли, каждого слова, поступка Божьей воле, как она открыта конкретному человеку. Без встречи с Богом лицом к лицу в глубине собственного сердца ни один человек так жить не может. И наоборот, если встреча произошла, такая жизнь становится единственно возможной — иначе человек вновь останется наедине с собой.
Готовы ли мы жить с Богом лицом к лицу?
Из книги Владимира Сорокина «Живая Псалтирь день за днем. Практика чтения, молитвы и созерцания». — М.: Никея, 2019.
Вы можете послушать курс лекций Владимира Сорокина о псалмах.
А здесь собраны все его лекционные курсы.