Очередной выпуск «Крылатых выражений из Библии». Иерей Алексий Волчков о бегемоте: смотрите ролик или читайте его расшифровку:
Наша тема сегодня — библейская лексика в обыденной жизни. Немногие знают, что многие знакомые слова, которые мы используем постоянно, ежедневно, не появились бы в нашем языке, если бы не было их библейских корней. В этой связи наша задача — заниматься такой познавательной библейской языковой археологией, то есть узнавать, какие же библейские корни, какой смысл — оригинальный, древний, аутентичный — имеется у того или иного слова.
Тема нашего сегодняшнего маленького разговора — слово, знакомое вам с детства, — «бегемот». Все вы знаете бегемотов, таких существ, которые являются и толстенькими, такими, может быть, комичными, неповоротливыми. Впрочем, знают старшие, взрослые люди, что это довольно гневливые, опасные существа, которые, как считается, убивают больше людей, чем даже крокодилы.
Но речь не об этом, речь о том, что есть такое слово «бегемот» в русском языке, слово, имеющее библейские, ветхозаветные, ивритские корни, а слово «бегемот» встречается именно в Ветхом Завете. Потом оно встречается в разных вариантах в европейских языках и однажды оказывается уже частью русского языка.
Кто же такие бегемоты в Ветхом Завете? Многие из вас удивятся, но бегемот в Ветхом Завете не имеет почти ничего общего с нашим бегемотом. Наш бегемот — это существо, живущее в Африке на реке, например, Нил, обычная земная тварь, не самая большая, не самая сильная — такой вот интересный элемент африканского пейзажа.
Однако в Ветхом Завете все не так. Дело в том, что ветхозаветное мировоззрение предполагает наличие разных существ, которые имеют древние корни, живут в океанах — настоящие монстры. Лучшая параллель к этим монстрам является известный персонаж современных фильмов — Годзилла. Годзилла выходит из моря, из хтонических слоев океана, и является угрозой всему мирозданию. Вот таким же является бегемот Ветхого Завета.
У ветхозаветного бегемота есть своя парочка — Левиафан (мы о нем поговорим в одной из наших бесед). Бегемот и Левиафан — древние существа, которые однажды появились в мироздании, и создателем их является Бог.
Бог создал эти существа — потому что Бог создал вообще все — но отношение этих существ и к Богу, и к людям, и к творению является проблематичным, потому что иногда, как выясняется, они являются противниками всего доброго, хорошего и праведного. И задача праведника, задача доброго человека — вступить в сражение с этими могучими тварями.
Слово «бегема» — обозначение любой твари. Любые животные — ползающие, летающие, прыгающие — те самые бегема. Слово «бегема» имеет женский род, форма множественного числа — «бегемот». «Бегема» — животное, «бегемот» — животные.
Но вот удивительно: в 40-й главе Книги Иова есть подробный рассказ о каких-то «бегемот», которые фигурируют в числе единственном. Из этого ученые делают вывод, что имеется в виду одно существо.
Вот что написано об этих, точнее, об этом бегемоте в Книге Иова. Например, это слова Бога:
Вот бегемот, которого Я создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром; жилы же на бедрах его переплетены; ноги у него, как медные трубы; кости у него, как железные прутья; это — верх путей Божиих; только Сотворивший его может приблизить к нему меч Свой; горы приносят ему пищу, и там все звери полевые играют; он ложится под тенистыми деревьями, под кровом тростника и в болотах; тенистые дерева покрывают его своею тенью; ивы при ручьях окружают его; вот, он пьет из реки и не торопится; остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его. Возьмет ли кто его в глазах его и проколет ли ему нос багром? (Иов 40:10-19)
Вообще 40-я глава посвящена тем самым двум тварям, о которых я говорил, — бегемоту и левиафану.
Итак, понятно, что-то общее с гиппопотамом, нашим бегемотом, у ветхозаветного бегемота есть. Возможно, какой-то еврей или евреи, оказавшись в Египте, видели этих существ, живущих среди тростников, среди лилий, отдыхающих в болотах, реках, — очевидно их вид лег в основание о представлении, что есть могучие, дикие, великие существа.
Впрочем, не все вписывается в описание знакомого нам гиппопотама, потому что, конечно же, «остается спокоен, хотя бы Иордан устремился ко рту его» — это не о нашем бегемоте из зоопарка.
Какой смысл этого огромного монолога Бога, где он описывает бегемота? Смысл такой. Бог говорит: «Иов, о чем ты Меня спрашиваешь? В чем ты вообще разбираешься? Я, Бог, создал бегемота, и он — великое могучее существо, такое как Годзилла. И вот ты можешь его покорить этого годзиллу-бегемота, можешь его обуздать, смирить, убить? Это невозможно. Я, Бог, могу. Он — мое домашнее, комнатное животное, Я — его создатель. Раз ты не можешь справиться с годзиллой-бегемотом, тем более тебе не понять ни Меня, ни Моих замыслов, ни Моих представлений о должном и правильном. Поэтому давай наш с тобой разговор о справедливости и о смысле бытия, Иов, сейчас закончим».
В дальнейшем, конечно, бегемот появляется в литературе апокрифов. В Новом Завете, в книге Откровения есть рассказ о том, что есть существа под названием «звери». Один из этих зверей живет в море и из него выходит. Другой живет на суше и тоже бушует. Считается, что эти два зверя — продолжение темы бегемота и левиафана.