События в Белоруссии последних недель затронули всех; трудно вообразить гражданина России, не имеющего своего мнения о происходящем в нашем союзном государстве. Сцены безумного насилия на улицах белорусских городов заставляют кипеть кровь. Размышления о роли Православной Церкви в период волнений рождают тревогу за современное состояние и Церкви, и общества, и причина тут даже не в эмпатии к страданиям, а в простом анализе происходящего.
Так вот, этот самый анализ происходящего позволяет сделать вывод, что Белорусская Православная Церковь (БПЦ, другое название — Белорусский экзархат Московского Патриархата) не встала на сторону народа, не смогла сделать моральный выбор, а значит, поддержала насилие и несправедливость.
Провал пастырской работы
Что мы знаем о религиозности братского народа Белоруссии? Социологические опросы показывают, что примерно 95% населения считает себя в той или иной мере верующими. Подавляющее большинство верующих ассоциируют себя с православием, примерно 77% всего населения.
БПЦ ведет пастырскую работу в силовых структурах Белоруссии, это прямо указано на сайте экзархата:
Сегодня присутствие священника во время принятия присяги военнослужащими, освящение караульных помещений, казарм, систематические занятия с военнослужащими срочной службы и с офицерским составом стали неотъемлемой частью в жизни многих воинских коллективов.
В настоящее время действует соглашение о сотрудничестве лишь с командованием Внутренних войск МВД Республики Беларусь, следовательно, и пастырская работа в данном роде войск ведется наиболее плодотворно (выделение мое. — И. З.).
Последнее предложение ужасает. Милиционеры и военнослужащие внутренних войск творили чудовищное насилие в первые дни массовых протестов после завершения голосования на выборах президента Республики Беларусь. Все, у кого есть доступ в Интернет, видели кадры непропорционально жестоких избиений мирных демонстрантов и даже случайных людей. Граждане не совершали ничего, что оправдывало бы применение светошумовых гранат, резиновых пуль и прочих спецсредств. И это только то, что попало на видео, о зверствах в местах временного содержания я даже не говорю. Я говорю только о том, чему свидетель каждый.
БПЦ именно пастырское окормление внутренних войск оценила как «наиболее плодотворное». Евангельская весть донесена, наиболее успешно донесена до тех, кто избивал на улицах и пытал в изоляторах временного содержания. Я не священник, у меня нет развернутого понимания, какова особенность проповеди Евангелия воинам и милиционерам, но, полагаю, важнейшей частью этой проповеди являются слова Иоанна Крестителя:
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк 3:14).
Совершенно ясно: белорусские силовики не услышали заповедь «никого не обижайте». Если таковы «успехи» в проповеди, то как выглядят поражения?
Надо сказать прямо: моя Церковь потерпела сокрушительное поражение, это бесспорный факт.
Реакция Церкви
Я бесконечно далек от утверждения «Церковь Беларуси за насилие», я говорю: Церковь не донесла евангельскую весть до силовиков.
Позицию Церкви по отношению к фактам последних недель сложно оценить объективно, потому что Церковь устроена сложно. Тело Церкви как минимум трехчастно. Она состоит из мирян, пресвитеров и епископов. Рассмотрим их позиции последовательно.
Миряне возмущены силовым произволом, свидетельством чему служат социальные сети: даже в условиях перебоев с Интернетом мы видим огромное количество гнева и осуждения насилия.
Священников количественно меньше, но они гораздо более заметные фигуры в информационном потоке. Первое что мы здесь видим: есть сторонники президента Лукашенко, есть его противники, и есть те, кто просто осуждает насилие.
Пусть будет как было
Протоиерей Федор Повный, настоятель прихода в честь Всех Святых в г. Минске, свидетельством на стороне властей, показательна его проповедь о насилии. Основная мысль проповеди в том, что «в политике и всем, что с ней связано, нет очевидной моральной составляющей», поэтому не надо обличать, а вдруг ты, выступая за правду, на самом деле на стороне зла?
Духовник Свято-Елисаветинского монастыря, одного из крупнейших православных центров Белоруссии, протоиерей Андрей Лемешонок рассказал, как он голосовал за Лукашенко и почему нельзя идти на улицу, протестовать и бастовать.
Слава Богу, у нас не так уж и плохо: не было майданов, не было революций, жили и трудились. …Я благодарен нашему президенту за то, что он не закрыл церкви, за то, что он провел парад.
Перемен!
Священник Павел Сергеев (Гродно) — на стороне оппозиции, вот что он пишет в «Фейсбуке»:
Я как гражданин Беларуси считаю, что на выборах победила Тихановская, поддерживаю мирные митинги и забастовки рабочих. Ребята, мы с вами. Только так мы сможем свергнуть преступный режим, который существует незаконно.
Священник Олег Шульгин, который в 2014 году освятил знамена ОМОНа, через фейсбук обращается к войскам:
Ребята, что ж вы делаете ныне? Будьте же достойными воинами Христа, а не исполнителями приказов того, кто хочет остаться у власти, попирая свою и вашу совесть, законы государства и права граждан!
Вопрос не политики, но совести
Настоятель Свято-Покровского кафедрального собора г. Гродно протоиерей Георгий Рой работает не на политику, а по зову совести.
Такого Беларусь не видела со времен войны. Фактически на четыре дня белорусы оказались один на один с этим откровенным злом. Когда ОМОН ушел с наших улиц, не было никаких провокаций, беспорядков, разбитых витрин, — их, в принципе, не было и до этого. Вопрос, кто же тогда создавал напряжение на улицах наших городов? И зачем были нужны все эти издевательства?.. Ведь четыре дня, пока силовики воевали с простыми людьми, мы не слышали ни министров, ни представителей власти, ни мэров городов. Никто не заступился за свой народ. …Здесь не идет речь о политических симпатиях, антипатиях. Ситуация вышла на другой уровень. Это просто защита гуманности.
Священник и блогер Александр Кухта («Батюшка ответит») кричит от боли:
Этот текст не о политике. Этот текст о том, что я увидел, когда поехал в тюрьму на Окрестина, чтобы оказать помощь тем, кто в ней нуждался. … Еще был парень, которому дубинками на спине выбили крест. Зачем? Почему? Меня рядом не было, но волонтеры, которые разговаривали с ним, так и не поняли.
Позиция епископата
Священноначалие разделилось на две группы: лоялистов и взывающих к совести.
Архиепископ Брестский Иоанн выступил с размытым заявлением, призвав всех жить дружно с подтекстом «по-старому», по сути дела он за сохранение статус-кво.
Архиепископ Гродненский Артемий в проповеди 16 августа ясно встал на сторону народа:
Совершается беззаконие. Наши люди превратились в зверей и терзают своих же братьев.
Архимандрит Алексий (Шинкевич), клирик Свято-Духова кафедрального собора в Минске в проповеди выразился тоже ясно:
Мы не говорим, что Церковь всегда с властью. Власти меняются. Но мы говорим, что Церковь всегда с народом. И мы не можем допустить издевательств над нашими людьми.
Позиция экзарха
Митрополит Павел противоречиво, с большим трудом и опозданием реагировал на развитие ситуации в Белоруссии. Вот его основные шаги:
- 10 августа поздравил Лукашенко с победой;
- 14 августа извинился за поспешное поздравление;
- 15 августа Синод БПЦ обращается к народу с просьбой остановить насилие (!?), текст сбалансированный, но обращение к народу, а не к властям;
- 15 августа поздравление Лукашенко: не отозвано!
- 16 августа вышел на молебен в 13:00 и крестный ход вокруг кафедрального собора, и то и другое организовано по инициативе прихожан;
- 17 августа посетил в больнице пострадавших от насилия во время протестов;
- 21 августа БПЦ официально отмежевалась от позиции архиепископа Артемия.
Пока я писал эту колонку, пришла внезапная весть: митрополит Павел более не Экзарх всея Беларуси. Священный Синод РПЦ перевел его в Кубанскую митрополию; новый глава БПЦ — бывший епископ Борисовский и Марьиногорский Вениамин.
Вместо вывода
Как видно из приведенных примеров, моральный выбор в пользу справедливости и против жестокости государства Белорусская Православная Церковь совершить не смогла.
От сторонников не делать такой выбор часто слышу один аргумент: принять чью-то сторону — значит включиться в политику, а Церковь должна быть вне политики, любая власть от Бога. Но этот аргумент ложен по двум причинам.
Первое. Важная функция Церкви — пророческая; не в смысле предсказания будущего, разумеется, а в библейском смысле. Пророки напоминали миру и государству Божью волю. К этому призвана Церковь.
Второе. Сам тезис глубоко неправославен и восходит к концепции двух царств Мартина Лютера. Долг православного христианина критически оценивать государственную власть с позиции заповедей, что, к слову сказать, прямо сказано в Основах социальной концепции РПЦ, — там, где говорится об отказе в подчинении государству (III. 5). Другое дело, что в РПЦ (как и в любой другой Церкви, вышедшей из византийской традиции) сильна идея симфонии властей. Идея глубокая, но на практике часто вырождавшаяся в стремление к слиянию с политической властью.
Не думаю, что православие обречено к этому вырождению, были в истории нашей Церкви примеры противоположного движения. Митрополит Филипп II не дрогнул обличить царя Иоанна Грозного, а времена были далеко не такие вегетарианские, как наши.