Иммунитет от расцерковления

Евгения Новосельцева

Журналист, колумнист на различных православных порталах. Психолог.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

 

Продолжаем разговор о расцерковлении. Размышлениями делится Евгения Новосельцева, православный журналист.

Блажен, кто верует, тепло ему на свете!

(А. С. Грибоедов)

Порой нам кажется, что охладела вера, наступил духовный кризис и все пропало. Но, возможно, это не так. Вероятно, у вас просто рушатся старые представления и неправильные установки о христианской жизни. И это прекрасно: пусть ветхое рушится, а его место занимает новое и осмысленное понимание православия! Путь этот болезненный, но необходимый, это процесс взросления и выход на глубину. И я уверена, что если Господь нам его попускает, то видит в этом цель и смысл: Он не хочет, чтобы мы всю жизнь оставаться на уровне инфантильной незрелой веры.

В Церкви я уже почти 10 лет, за это время я видела не только радость и любовь, но и множество искажений и перекосов. Сейчас стали говорить о расцерковлении, его причинах и последствиях. Понаблюдав за людьми (а в первую очередь за самой собой!), почитав какие-то истории, я пришла к пониманию причин, по которым люди могут уходить из храма. Мне кажется, проблемные точки почти у всех одинаковы: завышенные ожидания; ревность не по разуму; культ идеи послушания священникам; многочисленные страхи, сопровождающие нашу церковную жизнь; и, наконец, то, что порой мы не слышим себя настоящего. Может быть, и читатели могут добавить какие-то свои причины, по которым гаснет вера?

Завышенные ожидания

Завышенные ожидания… У кого их не было во времена неофитства? Многие из нас хотели видеть в церковных людях какой-то идеал, чуть ли не святость. Но проходит время, человек сталкивается с какими-то негативными явлениями, недостатками или даже с серьезными грехами верующих и священнослужителей и недоумевает: «Как же так? Почему в Церкви такое происходит?» А дело в том, что в храм люди не с неба спускаются, изначально они такие же, как светские, из того же теста слеплены. Говорят: «Чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться». С другой стороны, естественно ждать от Церкви любви и поддержки. Просто не нужно никого идеализировать: церковные работники, священники, монахи, епископы в большинстве своем далеко не святые. А святого еще днем с огнем нужно поискать…

Ревность не по разуму

Второе препятствие, с которым часто сталкивается новообращенный, – это ревность не по разуму. В период вхождения в Церковь человек буквально «влюбляется» в нее, и ему хочется все больше и больше быть в храме, порой возникает желание работать в церковных структурах. В итоге человек может  перепоститься и довести себя до больницы; перечитать Святых отцов, так что потом не захочет смотреть на духовную литературу; начать подражать святым во внешнем аскетическом делании при отсутствии необходимых ресурсов на это и дойти до нервного срыва или повредиться рассудком. Не нужно забывать: задача христианина не в том, чтобы слепо копировать чужой опыт, а в том, чтобы найти свой неповторимый путь к Богу, стать перед Ним собой настоящим.

Культ послушания

Культ идеи послушания логически вытекает из естественного и правильного стремления все сделать хорошо и правильно. Новообращенный христианин готов буквально отдать свою волю приходскому священнику и во всем испрашивать его благословения. Но ведь от него это не требуется! Полное послушание – удел монашествующих, а не мирян. Какая же это больная тема, сколько поломанных судеб по неопытности мирян и священников, а порой и по властолюбию последних!

До революции  не было тенденции советоваться с приходскими батюшками, а если человек хотел глубокой духовной жизни, то ехал в монастыри и окормлялся у черного духовенства (достаточно вспомнить старцев Оптиной пустыни). Поколение постсоветской Церкви кинулось к монашеским книгам, не имея актуальной традиции для мирян – адекватной аскетики, особого устава поста, молитвы и т. д. И многие обломали себе зубы об непосильные тяготы и бремена неудобоносимые.

Страх

Самая проблемная группа, на мой взгляд, – это обилие разнообразнейших страхов. Помните известные аналогии отношений с Богом – раб, наемник, сын? Некоторая категория верующих (часто неосознанно!) воспринимают Бога не как Отца, а как грозного, карающего судью, и ладно бы судью, часто Он у них превращается в какого-то тирана и деспота, который выдвигает нечеловеческие непосильные условия спасения. Еще порой Бог может превращаться в какой-то калькулятор, который подсчитывает грехи. В таком случае страшно сделать что-то «не то»: не так свечку поставить, неправильно перекреститься, не прочитать все молитвенное правило или забыть какой-то грех на исповеди.

Откройте Евангелие – разве Христос там такой? По сути, в таких случаях идет приписывание Господу человеческих качеств, причем далеко не лучших. Правильно отметил мудрый митрополит Антоний Сурожский, что такого Бога можно только бояться, но никак не любить…

Я очень люблю священническую молитву, которая читается во время Евхаристического канона (пения «Достойно есть»). Там есть совершенно удивительные слова: «Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на Небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее». То есть Господь-то для нас уже все сделал и даже на небо возвел Своей смертью и воскресением, осталось этот дар принять и правильно его использовать. Бог все сотворил, дал все нужное для спасения, осталось это только правильно принять, а мы считаем свои грехи и печалимся… Выше смотреть нужно! Интересно, что если концентрироваться на своих грехах, они будут увеличиваться. Это ведь закон психологии: на что обращаешь в себе внимание, то и растет. Не лучше ли приумножать добродетели?

Обрядовость и фарисейство

На мой взгляд, обрядовость и фарисейство связаны именно с таким представлением о строгом боге, которого  нужно как-то «задобрить». И в такой духовной жизни нет радости и любви — как пела “Агата Кристи”: «Там, где страх, места нет любви».

Да и сами люди в таком обрядоверии становятся какими-то фальшивыми, заботящимися о том, чтобы соблюсти букву закона, а не взрастить в себе любовь к Богу и ближнему. Так человек может стать не настоящим, а носить благочестивую маску, обманывать себя, Бога и ближнего. Разве не это прелесть, обман, лесть самому себе? В таком лицемерном самообмане трудно покаяться, измениться и по-настоящему встретиться с Богом…

Может, это все прозвучало очень грозно, но на самом деле такой человек глубоко несчастен. Он искренне старается делать все «как надо», но не чувствует живого присутствия Бога в своей жизни. У него нет плодов Духа («любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» – см. Гал 5:22-23) хотя бы в начатках, он мучается от самого себя и не видит выхода из тупика, бегая, как белка в колесе, по церковному кругу (выражение о. Алексея Уминского).

Страхи и ложные установки – «радоваться нельзя, никаких удовольствий, все грех, все надо отсечь» – часто так замутняют сознание, что человек не чувствует, где он настоящий, затыкая в себе голос разума или сердца, интуиции, которые могут хором кричать ему: «Беги с этого прихода, здесь тебя сломают!» Так он годами может ходить к одному священнику, который накладывает на него «бремена неудобоносимые», а сам порой и палец о палец не ударит, чтобы попытаться жить так, как учит. Но наш бедный прихожанин может искренне считать, что ему это «послушание» полезно и спасительно.

Путь к исцелению

Понимание своей болезни – путь к исцелению. Мои строки во многом продиктованы личной болью и горьким опытом. Хочется надеяться, что кому-то они будут полезными.

Все же не о печали я хочу писать, надежда есть всегда! И выход для христианина из любой ситуации один – искать Бога и Его царство. Тогда приложится и радость, и любовь, и мир, и кротость, и милосердие. Настоящая встреча с Богом – это иммунитет от расцерковления. Если вы хоть однажды почувствовали Его бесконечное принятие и милосердие, ощутили, что Церковь – это пространство Божьей любви и «хорошо нам здесь быть», то вы никуда не уйдете. Да и «к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин 6, 68).



Читайте по теме:
— Людмила Дунаева
«Исповедь будущей прихожанки»
— Дмитрий Матвеев «Воцерковление: саморазрушении или созидание жизни? Размышления о причинах расцерковления»

 

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle