6 ноября Православная Церковь вспоминает икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Какой образ чудотворнее: петербургский или московский?
Икона прославилась в Москве в 1688 году, благодаря чудесному исцелению Евфимии Петровны Папиной — сестры патриарха Иоакима — от долго не заживавшей раны в боку. Евфимии явилась Пресвятая Богородица и обещала исцелить ее. После молебна перед иконой Божией Матери «Всех скорбящих радость» из храма Преображения Господня на Ордынке, позднее ставшего известным как Скорбященская церковь, женщина исцелилась.
Существует два образа, от которых могло произойти чудо: московский и петербургский. Дело в том, что в 1711 году сестра Петра I царевна Наталия Алексеевна, переезжая с двором в Санкт-Петербург, забрала из храма на Ордынке икону «Всех скорбящих Радость». По одной версии, она взяла оригинал, а вместо него оставила список. По другой, царевна забрала список, который также находился в храме. Вторая икона осталась в Москве. Оба образа одинаково почитались верующими и прославились чудесами.
Московский список хранился в храме Преображения на Ордынке, где в 1713 году для него был устроен придел. В 1930-е годы храм закрывали до 1948-го. Считается, что икона, которая сейчас находится в храме, — тот самый прославленный чудотворный образ. Но есть версия, что это его точная копия второй половины XVIII века, переданная в храм патриархом Алексием I.
Петербургский список Наталья Алексеевна поместила в домовом храме Воскресения Христова при своем дворце на Шпалерной улице за Литейным двором. Позже храм стал относиться к богадельне, был перестроен и переименован в церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». После закрытия храма в 1932 году судьба образа неизвестна. Чтимая икона Божией Матери, находящаяся сейчас в Спасо-Преображенском соборе Санкт-Петербурга, не является подлинным образом Натальи Алексеевны: она не соответствует сохранившимся фотографиям, описаниям и литографиям.
Существует чудотворный список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость с грошиками», прославившийся в Петербурге в 1888 году (память 5 августа).
Настоящая икона — с Младенцем на руках или с хлебом?
Известно множество списков и вариантов иконографии этого образа. Самое раннее письменное свидетельство об иконе с таким названием датируется 1683 годом. Этот образ был написан придворным живописцем И. А. Безминым.
В иконографии образа «Всех скорбящих Радость» заметно виляние западноевропейского искусства. Например, на петербургском списке Богоматерь стоит на полумесяце, у Нее и у Младенца Христа в руках четки, что характерно для западных икон.
На большинстве образов, в том числе на московском списке, Богородица изображена во весь рост в мандорле — сиянии славы — с Богомладенцем на руках или без Него, но с распростертыми над страждущими руками. На некоторых образах у Нее в руке хлеб. Внизу с надеждой на милосердие Божией Матери толпятся больные, голодные, страдающие от различных бед. Ангелы и святые указывают им на Пресвятую Деву. На лентах написаны благодеяния, которые совершает Богородица по молитвам к Ней. А сверху обычно изображается Новозаветная Троица или Господь Саваоф, потому что источник всех благ — Сам Бог.
Для чего мы обращаемся к Богородице?
Название иконы «Всех скорбящих Радость» взято из богородичной стихиры «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице». Мы приходим к Божией Матери во время печалей, трудностей, болезней, ждем от Нее милости, утешения, исцеления, разрешения сложных ситуаций. Богородица поддерживает нас в бедах и испытаниях, дает надежду.
Мы верим, что Господь Бог услышит Свою Матерь и Ее ходатайство за нас, как услышал Ее при Своем первом чуде — в Кане Галилейской. Именно Богородица указала тогда Сыну на отсутствие вина, и Иисус, хотя сначала сказал, что «не пришло еще время Мое», все-таки исполнил Ее просьбу.
Почему Богородица так почитается верующими?
Пресвятую Богородицу издавна почитают христиане во всем мире, особенно на Руси. Разнообразие Ее икон поражает. Многие образы прославились чудесами, с них делались списки, которые распространялись по всей стране. Почти у каждого православного христианина в домашнем иконостасе несколько икон Богородицы. Откуда взялось столько образов?
Дева Мария дала жизнь Богу в Его человеческом воплощении. Она единственный человек, вместивший Творца, через Нее пришло спасение всему человечеству. Богородица близка к Богу, как никто другой, даже великие праведники. Но не только поэтому Она почитается Царицей Небесной, выше ангелов и всех святых. Дева Мария, по свидетельству Евангелия, внимательно слушала слово Божие и исполняла его (Лк 2:19).
Образ Богородицы близок и понятен душе каждого верующего, независимо от его образования, опыта и возраста: ведь это Мама Бога. Перед иконой мы молимся, обращаясь к Первообразу. Глядя на нее, учимся основам веры. Через отношения Иисуса и Его Матери нам открываются отношения Бога и человека — отношения любви и доверия. В центре иконы Богородицы — Христос. И даже если Он не изображен, то подразумевается Его присутствие.
Молитва Богородице не заменяет молитвы Богу, но нам бывает легче обратиться к Ней, чтобы Она помолилась вместе с нами, разделила наши скорби и радости. Мы верим, что после Успения Богородица пребывает рядом со Своим Сыном и непрестанно молится за нас. «Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве. Святая Церковь, обращаясь с прошениями ко всем величайшим угодникам Божиим, ко всем ангелам и архангелам, говорит им: «молите Бога о нас»; к одной Богоматери она употребляет слова: «спаси нас», — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).