Опыт каждого человека говорит о том, что мир, в котором мы живем, полон боли, страданий и зла. Одна за другой вспыхивают войны, откуда-то взявшийся вирус косит людей, как траву. Самый распространенный вопрос, который возникает у человека после осознания этого опыта, — а где во всем этом Бог? В чем Его действие в этой жизни, Его — Абсолютного Добра, Бога любви?
Философ Игорь Зайцев в нашем цикле «И где был ваш Бог?» знакомит с различными подходами к построению теодицеи — «оправданию Бога».
Что лучше: предотвратить зло или допустить его; любить или не любить; отпустить или удержать при себе? Ответы на эти вопросы не так очевидны, как может показаться.
Для дальнейших рассуждений рассмотрим понятие кеносиса.
Кеносис (ке́нозис) (греч. κένωσις — опустошение, истощение; κενός — пустота) — христианский богословский термин, означающий Божественное самоуничижение Христа через вочеловечение вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти.
«Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной» (Флп 2:7).
Человечность Христа — ключ к теодицее
Бог не творит зло, Он лишь попускает ему случаться. Так выглядит частое решение проблемы зла. За этим стоит весьма понятный ход мысли: отрицать существование зла в мире невозможно, вопрос лишь в том, кто творит зло. Явно не Бог (Он творит лишь благие вещи), следовательно, зло есть продукт естественных процессов и сотворенных Богом существ. Тем самым мы снимаем с Бога ответственность за происходящее зло.
Но не все мыслители признают обоснованным это рассуждение. Для них тезис «Бог не творит зло, Он лишь попускает ему случаться» не решение проблемы зла, а лишь правильная ее формулировка.
Наш герой сегодня — Томас Джей Орд (р. 1965), американский философ и богослов, профессор Northwind Theological Seminary. Как философа его относят к течению «открытого теизма». Конфессионально он принадлежит к одной из евангелических церквей — Церкви Назарета.
Постановка вопроса
Почему всеблагой и всесильный Бог допускает подлинному злу случаться?
Вслед за Кальвином эта традиция не видит существенной разницы между утверждениями: Бог имеет волю совершить зло и Бог допускает, попускает злу быть. В пояснение Орд предлагает нам простой мысленный эксперимент.
Представим ситуацию: соседский ребенок разрисовал ваши окна граффити. Отец этого ребенка утверждает: я не виноват, потому что:
- я этого не делал;
- я не заставлял ребенка это сделать;
- я даже не советовал ему это делать;
- я лишь допустил, чтобы он разрисовал ваши окна.
Удовлетворит ли вас позиция отца? Скорее всего, нет! Скорее всего, вы скажете нечто вроде: «вы, как любящий родитель, обязаны сделать все, чтобы не предотвратить зло, причиняемое вашим ребенком; и то, что вы не справились со своей задачей родителя — несомненно, ваша вина!»
Подлинное и необходимое зло
Хотя наличие подлинного зла не бесспорно, в этой школе признают его. Поясним, что такое «подлинное зло», в рассуждениях от противного.
Необходимое зло — это такое зло, которое удовлетворяет принципу большего блага у Августина. Назовем его условным злом. Чтобы причинить большое благо, надо совершить меньшее зло. Пример: стоматолог причиняет мне боль (зло), чтобы доставить большее благо — здоровые зубы.
С другой стороны, необходимое зло близко по смыслу природному злу по Августину. Природное зло актуализируется, чтобы поддерживать баланс в природе в целом (современные экологические теории хорошо резонируют с этой мыслью). Цветы вянут и гибнут, чтобы выросли новые.
Соответственно, подлинное зло — это такое зло, для которого мы не находим компенсирующего большего блага.
Почему некоторые не признают существование подлинного зла? Сторонники отрицания занимают «позицию Бога» и утверждают, что абсолютно все события в мире суть часть божественного плана. Кроме того, в глазах Бога нет подлинного зла, есть лишь условное и природное зло. Можно допустить, что с точки зрения Бога все так и есть, но в любом случае проблема зла останется, потому что мы-то не боги, а люди!
Пять аспектов решения проблемы
Для подлинного решения проблемы зла, для построения теодицеи профессор Орд предлагает учесть пять аспектов. Только все аспекты вместе, интегрально решают проблему зла, ни один из них не достаточен для теодицеи. Рассмотрим их последовательно.
Аспект сострадания
Бог сострадает всем страдающим. Эта точка зрения наследуется из богословия Юргена Мольтмана (см. его книгу «Распятый Бог»). Даже в Ветхом Завете мы находим большое число свидетельств того, что Бог взаимодействует с творением, и Он испытывает воздействие творения. Что, разумеется, противоречит традиции языческой культуры мыслить бога не вовлеченным в радость и страдания твари.
Человек, со своей стороны, жаждет сострадания. Жизнь Иисуса показывает нам, что Он подвержен тому же, что и мы. Более того, Он способен к состраданию больше, чем любой из людей.
Аспект назидания
Бог может использовать зло для осуществления блага в общем и в нашей личности в частности. Бог выжимает из зла все возможное благо. Этот аспект дает нам понимание, как и почему страдания могут делать нас лучше и сильнее.
Подобной точки зрения придерживался и Гете. Фауст спросил Мефистофеля: кто ты? «Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».
Важная оговорка: зло тем не менее не есть часть божественного замысла.
Аспект целительный
Бог прилагает все усилия к нашему исцелению (телесному и душевному), проблема лишь в том, что часть наших ран может быть уврачевана в будущей жизни.
Аспект стратегический
Бог признает нас к сотрудничеству в стратегической работе (личной, общественной, с окружающей средой, даже в космологическом смысле) против зла и по исправлении вреда после причинения зла. См. Рим 8:28:
Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу.
Аспект независимости/владычества
В этом ключевом для Орда аспекте имеется в виду независимость Бога. Бог не может отменить ужасное зло, так как в этом случае он изменит Самому Себе. Тут мы опять затрагиваем вопрос о том, как следует понимать бесконечность и всесилие Бога.
Всесилие Бога ограничено во многих аспектах: Он не может сделать мужчину и холостым и женатым одновременно; Он не может сотворить то, что логически невозможно; не может изменить прошлое; не может сотворить то, что само в себе не обладает возможностью.
Кроме того, Он не может делать то, что противоречит Его достоинству, Его божественному совершенству. Он не может лгать, не может устать и многое другое, по свидетельству Библии. Некоторые богословы утверждают, что Бог не может стать единым в 909 лицах вместо трех; не может грешить; не может сотворить другого бога. Все перечисленные ограничения не внешние Богу, но проистекают из Его внутренней природы.
Следовательно, нелепо верить в неограниченное владычество Бога.
Как это связано с проблемой зла? Что мешает Богу предотвратить изнасилование и убийство ребенка? Он не может отменить свободу человека! Именно божественная любовь как сущность Бога не позволяет Ему сделать это.
Сущностный кеносис
Христос не только по видимости умаляет Себя, но и по сущности — в служении человечеству.
Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной.
Отрывок из Послания к Филиппинцам 2:4–7 интерпретируется столько времени, сколько существует в Церкви. В первые века он служил ключом к пониманию того, как так возможно, что Иисус и Бог и человек.
В последние десятилетия кеносис понимают как описание того, каким образом проявляется божественная природа Христа. Кеносис Иисуса показывает нам, кто Бог есть и как Он действует. Божественная мощь в убедительности и ранимости, а не в явленных сверхмогуществе и отстраненности.
Кеносис — идеальный пример добровольного самоограничения Бога; и делает это Он, чтобы создать пространство для нашего действия, чтобы не Он, но мы причиняли благо и боролись со злом.
Маленький ребенок учится ходить постоянно падая. Любящий родитель имеет два пути.
Первый — надеть на ребенка шлейку, чтобы иметь возможность никогда не допускать зла — падения и боли ребенка.
Второй — разрешить ребенку падать и вставать, испытывать боль и страдания, но становиться самостоятельным прямоходящим существом.
Бог выбрал второй путь. Потому что Он любит свое творение. И желает нам быть подобными Ему: любящими, ответственными и самостоятельными.