Мы продолжаем великопостный цикл под названием «Сюжеты Великого поста в мировом искусстве». В нем культуролог, поэт, кандидат филологических наук Михаил Кукин раскрывает смысл, заложенный в ряде произведений изобразительного искусства на библейские сюжеты.
Среди множества великих произведений мировой живописи, связанных с событиями Страстной седмицы, стоит обратить внимание на картину «Снятие с креста» (ок. 1435–1440) Рогира ван дер Вейдена (1400–1464), представляющую собой центральную часть не сохранившегося алтаря для часовни в городе Лёвен (Лувен).
Этот алтарный образ изображает один из самых скорбных эпизодов евангельского повествования: после распятие мертвое тело Христа снимают с креста, чтобы положить в гроб. Все участники этой многофигурной композиции охвачены горем, их лица полны скорби, по щекам бегут слезы. И в то же время, несмотря на скорбь, сам этот образ настолько прекрасен, гармоничен и музыкален, что, стоя перед ним, зритель оказывается буквально загипнотизирован этой красотой.
Возникает сложная психологическая ситуация: с одной стороны, невозможно не разделять скорбь этого события с его участниками, смотря на мертвое тело Христа, и в то же время сложно не восхититься великолепным искусством мастера. Каждый, кто видел эту работу в музее Прадо, знает это чувство по себе.
Далее смотрите: