Все чаще слышу мнение, в том числе и мнение уважаемых мною священников, что не стоит крестить ребенка в младенчестве. Человек должен самостоятельно подходить к вопросу выбора веры. Сам принять такое решение уже в осознанном возрасте. А вот не соглашусь, имея другой опыт.
Крестили меня в младенчестве, тайно. Время было атеистическое, конец шестидесятых. Вера и традиции поддерживались в семье бабушкой по отцовской линии. Бабушка Соня и стала моей крестной мамой. И о существовании Бога я узнала от нее, никаких детских Библий и мультиков на эту тему тогда еще не было. Бабушка рассказывала языком сказки о сложных вещах. О Боге, сотворившем небо и землю, о рае, об изгнанных из него Адаме и Еве, об ангелах, о Христе, Его земной жизни, смерти и воскресении. Это были во многом наивные рассказы. Но благодаря им вопроса о том, есть Бог или нет, для меня не существовало. Я просто знала, что Он есть. Это было так же естественно, как солнце, небо, воздух.
Когда я пошла в школу, бабушка предупредила — не надо никому рассказывать о Боге. «Если будет обсуждаться эта тема, просто молчи», — говорила она.
У меня было обычное советское детство: октябренок — пионер — комсомолка. И мне мои тайные знания никак не мешали социализироваться в условиях всеобщего атеистического воспитания. Никакого противоречия между существованием Бога и формально воспринимаемыми догмами марксизма-ленинизма не было в детской голове.
Не знаю, сколько было крещеных детей в нашем классе, думаю, немного. Мы про это не говорили. Были другие, детские, темы для разговоров.
Помню моменты в подростковом возрасте, когда я подтрунивала над бабушкой, специально задавая ей каверзные вопросы о вере. Вот сейчас, честно, не вспомню, какие конкретно. Такое подростковое отрицание — даже не Бога, а просто всех взрослых. Бабушка принимала все всерьез, сердилась, доказывая, что я не права.
Она же научила меня и первой молитве. Это была молитва «своими словами», которую я всегда мысленно произносила перед сном: «Господи, помилуй на всю ночь меня, моих папу и маму». Да, каждый вечер, все детство.
Школа закончилась. Потом институт. Тогда было вообще не до Бога. Но традиции соблюдала. Крестик уже можно было носить, не скрывая. А на Пасху — к бабушке, обязательно на голодный желудок, чтобы разговеться крашеным яйцом и отведать вкуснейших куличей.
Потом начались 90-е, время свободы духовного самовыражения. Появилась литература, начали открываться храмы, тема веры стала модной. В те времена много моих одноклассников покрестилось. Они были уже взрослыми, сами принимали такое решение. Но сомневаюсь, что делали это осознанно, а не на общей волне повального увлечения.
А у меня 90-е — бурный период проб и ошибок. Их было немало. И вот тут опять вспомнила о Боге.
В самые критические моменты обращалась с просьбой к Господу: «Защити!» Да, именно так — когда плохо, когда трудно и не знаешь, что делать. Вот так двигалась по пути духовного взросления интуитивно. Или вел Господь?
Много было обрядового в вере тех лет: свечки, записки, поездки по святым местам. Это как подготовительная группа в детском саду, надо было в ней побыть какое-то время, чтобы подрасти.
Вот думаю, а если бы была некрещеной, крестилась бы тогда? И как бы сложилась жизнь до этого? Не знаю. Слишком много было искушающих моментов. Могла и в секте оказаться, увлечься восточными практиками.
Для меня причастность к Православию в те годы была как охранная грамота, не давшая натворить много бед.
К осознанности в этих вопросах пришла гораздо позже. Путь мой к Богу был кривым и странным. Что это, стечение обстоятельств или милость Божия, полученная через Крещение?
Случайно оказалась волонтером в Феодоровском соборе Петербурга в мае 2018-го, случайно вспомнила об объявлении на входе о наборе на катехизацию, когда приятель спросил, где можно получить первичные знания. Пришла на катехизацию «за компанию», считая себя вполне сложившейся христианкой. С удивлением обнаружила, что знаю мало, но хочу разобраться. Появилась практика регулярных Литургий, чтения Библии, молитвы. Потом двухгодичные богословские курсы. И сейчас чувствую, что только в начале пути.
Повторюсь, для меня Крещение во младенчестве было благом. Но я получила хоть какое-то воспитание в традиции. Крещение без того раннего опыта христианской жизни, возможно, никак не повлияло бы на мою дальнейшую судьбу. Подводя итог, скажу: крестить детей надо, но при этом необходимо, чтобы они имели перед глазами христианский опыт жизни родителей. Воспитывались в православной традиции. Благо теперь для этого есть все возможности. И тогда останется уповать на милость Божию, что, когда дети подрастут, они утвердятся в вере и уже сознательно придут ко Христу.