«Времена не выбирают…», — сказал поэт и был прав. Не суждено самому человеку выбирать эпоху. Но волей-неволей думаешь: как сложилась бы судьба, если бы время было другое? Почему выбор наших родителей и тех, кто был до них, определяет и нашу жизнь? Причинно-следственная связь тянется через поколения. Эта тема всегда волновала людей.
Поэтому мы любим длинные фильмы-судьбы. И в Советском Союзе их было немало. Тогда они не назывались сериалами, а были просто многосерийными художественными фильмами. Представим пять из них.
«Для полного счастья нужны две вещи: родина и любовь…»
Действие сериала охватывает период с 1939 по 1970 год. Литва — Германия — Сибирь. Любовь и жизнь.
Марта, дочь старосты, Артур — сын рыбака, их любовь — их жизнь. Встречи, расставания и снова встречи. Испытания и мужество преодоления. Остаться человеком — задача не из легких. Не потерять любовь — тем более.
Многое можно списать на страшное время. Особенно — на войну. Но не все. Рушит судьбы героев даже не эпоха, в которой им выпало жить, а недопонимание между ними. И неверные решения, которые они принимают из-за этого.
Отмечу музыку Раймонда Паулса. Она волшебна. Саксофон разговаривает с душой напрямую, без посредников.
Немного долгий кадр для нас, отвыкших от такой подачи. Но в неспешности своя прелесть.
«Да, жизнь — это как учебник алгебры. А на каждой странице десятки задач со многими неизвестными…»
Фильм снят по одноименному роману Анатолия Иванова. Время действия — с 1906 по 1961 год.
Три поколения сибиряков. А войны — четыре. От Русско-японской и Первой мировой через Гражданскую к Великой Отечественной. А еще революция, коллективизация, репрессии — «гвозди бы делать из этих людей…»
Семейная сага о русской жизни. И как же без традиционного: «Было у отца три сына…» Герои фильма — три брата: Антон, Федор и Иван. Выбор в начале жизни определил дорогу каждого из них.
Опять, как в русской сказке: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — жену найдешь, а прямо пойдешь — и себя, и коня потеряешь».
Но жизнь не сказка. Да если бы можно было вот так, раз — и на всю жизнь принять правильное решение и просто следовать выбранному пути.
Не фильм, а памятник, скорее даже — монумент эпохе.
Впечатляет игра актеров. Такое ощущение, что и не игра это вовсе, а их жизнь.
Идеологически выдержан в соответствии со временем, когда был снят. Но гораздо качественнее и честнее многих сегодняшних конъюнктурных подделок. Дух времени — главное, что есть в картине.
«Бытие человека загадочно, и эта загадочность весьма похожа на бессмыслие…»
По одноименному роману Максима Горького. Время действия — с 1877 по 1917 год. Москва — Санкт-Петербург — провинция — заграница.
Представители всех социальных классов, от высшей аристократии, предпринимателей и русской интеллигенции до революционеров, сектантов и просто деклассированных элементов. Широкими мазками, сочно и вкусно.
Вроде бы простой сюжет — жизнь главного героя, Клима Самгина, человека ничего из себя особо не представляющего, неискреннего и скучного.
Но параллельно — люди, с которыми он сталкивается по жизни. Вроде бы второй план. Но за этим-то и интересно наблюдать. Настоящая энциклопедия русской предреволюционной жизни. Яркий калейдоскоп характеров и мнений. Разноцветный бисер многочисленных персонажей, нанизанный на нитку судьбы Клима Самгина.
Особый интерес — женщины, которых встречает на своем пути герой. Какая-то фатальная нелюбовь во всех этих встречах. Даже если это всепоглощающая страсть. А все равно — нелюбовь.
Скажу больше, нелюбовь и есть главная героиня фильма. Нелюбовь к себе, к людям, к стране и к Богу. Итог — 1917 год, потеря всего и сразу.
Нам бы параллели провести…
«Как опять банкет? Клянусь честью, я не знал, что у вас так весело заниматься наукой!»
Фильм по роману Вениамина Каверина. Время действия — с 1917-го по середину 40-х годов.
Главная героиня — Таня Власенкова, девочка, волею случая решившая стать врачом в юности. Но она стала не просто врачом, а ученым-микробиологом с мировым именем.
Это реальная история. Прототип главной героини — Зинаида Ермольева. Под ее руководством в 1942 году был создан отечественный пенициллин. Налажен его промышленный выпуск. Лекарство спасло жизни сотен тысяч бойцов.
И опять фильм — судьба. Извечная дуэль таланта и бездарности, чести и бесчестия. Борьба за место под солнцем, которого на всех почему-то не хватает.
В фильме показан срез жизни научной интеллигенции в контексте своего времени. Не все здесь гладко. Зависть и доносы, недоверие коллег, трусость. Через многое прошла героиня фильма. И помогла ей в этом любовь. Любовь к жизни, любовь к человеку, к своему делу.
Очень хороша операторская работа — ощущение ожившей живописи на экране. И музыка Николая Мартынова, одновременно ранящая сердце и заживляющая его раны.
«Дальше Сибири не сошлют!»
Из госзаказа фильма о нефтяниках он превратился в поэму из «шести сказов». Добрался до Каннского кинофестиваля, где и получил Гран-при в 1979 году.
И опять в центре повествования конфликт — столкновение двух русских архетипов. Соломины — Устюжанины. Крепкие мужики-кулаки, на которых держится Россия-матушка, и вольнодумцы — бессребреники и романтики.
Три поколения. Время — от начала XX века до середины 70-х.
Здесь переплелось все — реализм и мистика, поэзия и проза, быль и вымысел. Все как в жизни или в мечте.
Необъятная ширь сибирских просторов, и где-то там затерялась маленькая деревушка Елань. По ней прокатится колесо истории. И докатится до нашего времени. И поставит многоточие, определив судьбу Елани на многие годы вперед — она станет нефтяной столицей Сибири.
Кто знает? Только Вечный Дед — таинственный житель тайги, не стареющий на протяжении всего фильма. А пока только 1907 год, и все только начинается…
Звездный актерский состав, талантливая режиссура, превосходный визуальный ряд.
И, конечно, волшебная музыка Эдуарда Артемьева. Проникает прямиком в мозговой компьютер, синхронизируя его с музыкой космоса.