Православие – очень сложная религиозная система. Изначально она стоит на неоднозначных источниках. Например, у нас не одно Евангелие, а четыре, и в них не инструкции и лозунги, а притчи и истории, которые можно понять очень, очень по-разному. А значительная часть нашей веры исходит из Предания, границы которого вообще до конца не ясны.
И в то же время — очень просто понять, кто православный, а кто нет. Не нужны формальные признаки, канонические правила и исторические прецеденты — Истина очень проста. Истина — Крест Господень: две деревяшки, несколько гвоздей и Любовь, побеждающая смерть.
Сложная простота
Это косвенное свидетельство того, что вера истинна, потому что жизнь устроена точно также. Она сложна — и в тоже время очень проста. Жизнь более или менее логична и предсказуема – но никогда не предусмотришь всего. Происходящим событиям можно найти объяснения в каждый конкретный момент и в каждом конкретном месте – но непонятно, на чём вообще держится миропорядок. Невозможно охватить разумом жизнь полностью – и в то же время нет ничего проще, чем жить, это делают все. И все правильные вещи устроены точно также – они вроде бы ясные и простые, а в тоже время – загадочные и непредсказуемые. Например, дети.
Честертон так описывал человеческое тело: снаружи вроде симметрично – две руки, две ноги, два глаза, два уха, — но внутри симметрия не соблюдается — сердце одно.
Вот и Православие – одновременно удивительно сложно и удивительно просто. Мозгодробительное, сформулированное на мертвом языке богословие, тончайшие аскетические наблюдения, запутанное и утомительное богослужение, бесконечное пространство для софистики, толкований, рассуждений и споров. О том, как православному правильно жить, как правильно молиться, думать, верить, есть, пить, одеваться, любить ближнего, жениться и воспитывать детей написаны огромные библиотеки книг.
А основа веры очень проста. Это Крестная смерть и Воскресение. И именно по тому, умирает ли человек со Христом и радуется ли Воскресению, и становится понятно, верует человек или играет в большую ролевую игру «я тоже православный».
Главное в Законе
Сейчас идет Великий Пост. В интернете пишут (и я тоже писал) о том, как правильно поститься, где следовать какому Уставу, где не следовать никакому, когда какой авторитетный человек что по этому поводу говорил, писал и делал, и насколько это все применимо в наше время. Уставщики компонуют тексты, священники готовятся к повышенной нагрузке, хозяйки колдуют над наборами постных блюд.
И всё это — неважно. Хотя это всё – часть Православия, этого мало. Так были праведны фарисеи, которые искренне держались традиций веры, но «оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру». А «сие надлежало делать, и того не оставлять» — говорит Христос (Матф 23;23). А если наша праведность не превзойдет их праведности, то не стоило и начинать.
А самое важное в Православии – это Крест. И ради Креста можно потерпеть даже нечто нелогичное.
Зачем молиться Кресту?
Однажды много лет назад мы пили чай с о.Петром Коломийцевым и говорили на какие-то духовные темы. И я спросил о.Петра: «почему мы молимся Кресту? Он же не живой, молитв не слышит, волей не обладает — зачем к нему обращаться?»
Отец Петр немного подумал и сказал: «Знаешь, тут, наверное, можно дать только такой апофатический ответ. Ты во всем прав, и Крест не обладает волей и разумом, и молиться Кресту самому по себе немного странно. Но дело в том, что забвение Креста еще хуже. Это самое плохое, что может случиться с нашей верой — если мы забудем о Кресте».
Крест – это центр, основа, квинтэссенция Любви Бога к человеку. То главное, в чем человек может следовать за Христом. Задача человека на жизнь в Евангелии обозначена предельно ясно — взять Крест и последовать за Христом. Положить жизнь за ближних, умереть и воскреснуть с Богом.
Мы же, сотрудники портала «Предание», просто надеемся, что наш труд поможет в этом.
Именно для этого мы собираем медиатеку – чтобы неверующие задумались над предельными вопросами, а верующие не забывали о них за суетой.
Именно для этого мы размышляем над Писанием — потому что оно о Христе и Крестной Смерти.
И именно для этого мы создали благотворительный фонд. Чтобы всякий, кто хочет послужить ближнему, мог это сделать без сомнений и страхов.
А что такое пост для вас? Поделитесь вашим мнением в комментариях!
Кроме того, мы подобрали несколько проповедей и лекций выдающихся авторов: митрополита Антония Сурожского, протоиерея Дмитрия Смирнова, Алексея Ильича Осипова, священников Александра Меня и Дмитрия Смирнова.
Завершает подборку ряд сочинений святых отцов — для тех, кто хочет разобраться в теме более полно.
Нужна помощь
Шухрат Ходжаев, онкология
Надо признать: Шухрату не везет. Сначала ему не повезло заболеть — у него сложная раковая опухоль. Потом оказалось, что быть гражданином Таджикистана — это тоже невезение, потому что россиян лечат бесплатно, а таджиков — за деньги.
Когда папа стал ходить по благотворительным фондам, выяснилось, что быть смуглым подростком — тоже неудача: будь Шухрат 5-летней белокурой девочкой, ему бы быстро собрали нужную сумму. А таких, как Шухрат, жалеют меньше, и денги на лечение собрать тяжелей.
Однако мы по своем опыту знаем, что там, где есть любовь и вера, все это оказывается неважным. У Евгения Плешивцева тоже было мало шансов — но деньги для него волшебным образом поступают очень быстро. Мы уверены, что и с Шухратом все получится.
И мы очень надеемся на вашу помощь.