Дорогие друзья!
Наверное, вы все в курсе, что в России происходит с экономикой, и, вероятно, читали, что лучше не станет.
И от того, что мы найдем виноватого и проклянем его, ничего не изменится.
Мы, все мы, с точки зрения истории, — маленькие люди. Наше отношение, наши эмоции, наши точки зрения и позиции ничего не меняют в мировой экономике.
Так есть и мы ничего с этим не поделаем.
Мы можем только приспособиться к новой ситуации. А ситуация теперь называется «кризис».
А в переводе с греческого, как многие знают, — «суд».
Сейчас мы все под судом. Нас всех испытывают: кто мы на самом деле. Что у нас на душе, что нам на самом деле дорого и важно, чем и ради чего мы можем жертвовать.
В одной книге герой высказывал предположение, что Страшный суд давно уже начался, и наши жизни есть просто следственный эксперимент, проверка — а как мы поступаем, когда нам кажется, что Господь нас не видит, как относимся друг ко другу, когда перспектива Встречи закрыта туманным временем.
И, вообще говоря, в этом и должен состоять Великий пост. Как сказал один священник, который нес тюремное служение и нахватался у своих духовных чад блатного жаргона, «каждый устраивает себе в душе великий шмон», то бишь обыск.
Раньше мы должны были испытывать себя сами. Теперь нас начинает испытывать сама жизнь.
И мне страшно. Я не очень боюсь бедности, но я боюсь собственного эгоизма. Я только однажды в жизни всерьез голодал, в 2004 году, когда наша группа заблудилась в тайге. Я хорошо помню мерзость, которая полезла из моей души тогда. И не испытываю иллюзий по поводу своего морального облика в экстремальный момент, длящийся более двух дней.
И сейчас, когда начался суд, я могу только попросить у Бога сил вести себя достойно. Не впадать в истерику и панику, не метаться, не погружаться в угрюмость и одиночество. Не обманывать, не наживаться за счет ближнего, не вспоминать сатанинскую заповедь «умри ты сегодня, а я завтра», не прикрывать грех заботой о ближнем и паче того — попечением о чем-то абстрактном.
Христос в Гефсиманском саду говорил: «Бодрствуйте и молитесь».
Именно это мы и будем делать Великим постом. Хранить трезвость, молиться и продолжать работу. Люди будут страдать только больше, наше дело будет только нужнее, а возможностей у нас будет только меньше.
И это не зависит от нас.
Уже 13 лет мы помогаем людям с разными паспортами — и продолжим делать так. Мы не спрашивали у нуждающихся, каковы их убеждения — и продолжим делать так. Бог посылает дождь и солнце равно на праведных и неправедных, и я не вижу, почему мы должны делать иначе.
Мне тревожно, но я надеюсь на Бога, и надеюсь, что даже если вы перестанете поддерживать нас от бедности или по иной причине — вы останетесь теми хорошими людьми, которых мы знали все эти годы.
Это важнее, чем даже выживание фонда.
Но если вы можете помочь и нам продолжить работу, то знайте, что именно сейчас и ближайшие месяцы ваша поддержка нужна особенно сильно. Сделать это можно здесь:
Если же вы находитесь не в России и хотите помочь — напишите нам, мы попробуем найти выход.
Спасибо, что были с нами так долго.
Володя Берхин и команда фонда «Предание» из Москвы, Подольска, Киева, Луганска, Ровеньков, Вашингтона, Санкт-Петербурга