Вечность — нечто абстрактное, далекое, пугающее. Но в то же время таинственное и манящее. Туда возьмут не всех? Стоит ли стараться? Ведь планка так высока. Разбираемся вместе с протоиереем Андреем Ефановым, руководителем информационно-издательского отдела Кинешемской епархии Ивановской митрополии.
— Что же такое Вечность?
— Вечность — состояние, которое прежде всего присуще Богу. Бог существует вне времени. Он не имеет начала и конца. И Вечность свободна от времени.
Господь даровал человеку причастность Самому Себе. В этой же степени мы можем быть причастны и Вечности. Мы не вечны абсолютно. Имеем начало — рождаемся. Но не умираем в момент земной смерти. Душа наша жива. В Откровении Иоанна Богослова говорится, что наступит такой момент, когда люди перестанут жить во времени, полностью соединившись с Богом.
Вся наша жизнь — это постоянно меняющаяся реальность. Проснувшись утром, мы продолжаем день, который проходит в заботах и делах. И все связано со временем. Поэтому нам так сложно представить состояние, когда человек станет свободен от постоянного изменения.
Поэтому мы должны душой принять конец этого мира и Вечность, как самый великий дар Божий.
— А может быть Вечность без Бога?
— Существование в Вечности для человека неразрывно связано с жизнью с Богом во всей полноте. А вот та вечность, в которой нет Бога, — это и есть геенна огненная. Ей также присуща неизменяемость состояния в отсутствие времени. И это страшно для тех, кто не готов к жизни с Богом.
Но это свободный выбор человека. Насильно мил не будешь. Некоторые люди не любят Бога. И если бы их заставили жить в той Вечности, где присутствует Он, их бы это не обрадовало. У них нет такой потребности, навыка, привычки. Они не смогли ввести Бога в центр своей жизни. И Вечность для них — мучение.
— Что чувствует человек, пребывая в Вечности с Господом?
— Когда человек свою жизнь строит вокруг Господа, Вечность становится состоянием постоянного наслаждения. Можно назвать это счастьем, к которому мы все стремимся. Но без Бога оно недостижимо.
Ведь любое состояние, даже очень хорошее, рано или поздно надоест. Всякая привязанность — к людям, вещам, еде, к чему угодно — требует перерывов. Пока мы изменяемы, пока течет наша жизнь, такие перерывы — это норма. В состоянии изменчивости мы можем совершенствоваться. В отличие от неизменного состояния в Вечности.
Свидетели Иеговы (секта, запрещенная в России) представляют вечную жизнь как продолжение нынешней. Они считают, что останутся жить на земле — будут также ходить на работу, в театр, музей, иметь семью. И вот так вечно.
Рано или поздно любая работа надоест, фильмы наскучат, еду мы всю перепробуем. А дальше что? Получается, что только Тот, Кто является источником всякого блага, может даровать нам счастливую Вечность.
— Вечность и вечная жизнь — это синонимы?
— Мысля в привычных нам категориях, можно сказать, да, вечная жизнь и Вечность — синонимы.
Но если отнять такую переменную, как время, правильнее сказать, что Вечность — это состояние.
— В вечную жизнь возьмут не всех. Стоит ли стараться? Экзамен слишком сложный.
— Если Бог — только судья, никто не спасется. Тогда и бороться за вечную жизнь не имело бы смысла.
Но Господь — наш Небесный Отец. Когда дети ошибаются, мы стараемся делать все, чтобы они исправились. Потому что мы любим их. Но они сами должны захотеть исправиться. Мы не можем захотеть за них.
Так и Бог не может нас спасти без нас. У человека есть свободная воля. Без нее мы были бы роботами, которые работают по определенной программе. Существо, не имеющее свободы, не может быть счастливым. Оно не сможет во всей полноте принять тот Дар, который дает Господь.
И сейчас мы можем выбирать между спасением и погибелью. Но спастись сами мы не можем. Нас спасает Бог. Надо сделать правильный выбор и довериться Господу, дать Ему возможность нас спасти. Поэтому не надо отчаиваться, мы ничего не лишены.
— Как не потерять смысл жизни от осознания, что мы так ничтожны по сравнению с Вечностью?
— Это не так. Наши дела очень значимы. Каждый наш поступок, каждое дело, решение либо приближает нас к Богу, либо отдаляет. Даже если нам кажется, что мы делаем что-то малозначимое, Господь открывает нам в этом нечто. И малозначимое может сказаться на жизни целого сообщества.
Не случайно в Писании сказано, что человек ответит за каждое слово. Это не значит, что Бог будет карать за каждое необдуманное слово. Просто оно, также как и действие, имеет очень большое значение.
Поэтому, с одной стороны, нам надо быть ответственными. А с другой — не надо отчаиваться. Экзамен мы сдаем не просто какому-то преподавателю, но своему Отцу Небесному. Он, видя наше стремление, всегда может поставить оценку выше, чем мы заслужили.
— Так что же действительно важно для Вечности?
— Осознать, что мы вечны. Даже среди людей, посещающих храмы, много тех, кто не верит в загробную жизнь и в Воскресение Христово. Человеку очень сложно принять, что мы живем не только здесь и сейчас, но и во всей полноте Божия бытия. И все создано для нас — время, чтобы мы могли развиваться и совершенствоваться, Вселенная, чтобы мы могли в ней существовать.
Довериться Богу и жить так, чтобы вся наша жизнь проходила перед Его лицом. Принимать спасительный Божий промысел. Спасительный не в том понимании, чтобы спастись от страданий. А через страдания прийти к чему-то другому, что действительно дает человеку наслаждение, счастье. Тот момент, когда человек, сочетаясь с Богом, получает всю полноту своих благих устремлений. Когда человек счастлив, он всегда ищет себе что-то хорошее, позитивные эмоции. А они во всей полноте раскрываются именно в Вечности с Богом. И к этому надо стремиться.
— Почему людям так тяжело сфокусировать свое внимание на духовном (горнем)?
— Наша проблема в том, что мы стремимся к Богу не как к цели. А хотим найти Его, как некое средство. Мы зациклены на себе, эгоцентричны. И мысли наши тоже о себе. Даже сейчас, когда говорим о Вечности, все разговоры только о себе — как нам войти в Вечность, как нам обрести Ее, как спасти нашу душу.
Не о Боге! Бог должен быть нашей основной целью. У нас, по сути, две заповеди — любить Бога больше, чем самого себя, то есть больше всего на свете. И заповедь любви к ближнему.
Полюбить Господа так, как мы не любим ничего и никого на свете. И прежде всего, больше самих себя. Но мы не умеем любить кого-то больше самих себя. Иногда нам кажется, что так мы любим родителей, супругов, детей. Готовы жизнь за них положить.
Но если внимательно посмотрим в глубину своей души, увидим — даже такая любовь проходит через самого себя. Ты все равно думаешь о себе.
Настоящая духовная жизнь направлена именно на Бога. И мы должны жить ради Бога. Тогда наша жизнь обретает подлинный смысл.
— Первый шаг со стороны человека к этой любви — какой он?
— Если человек не умрет для этого мира, он не сможет жить для Вечности. Надо прежде всего понять, что смысл нашей жизни не направлен только на нас. Мы часть грандиозного Божественного замысла о спасении человечества. Сколько поколений людей жили на Земле, сколько людей еще родятся. Поменьше нужно думать о самих себе. Мы — лишь частичка всего этого.
Это не значит, что мы не важны. Каждый человек — огромная Вселенная. Ради каждого Бог создавал этот мир. Но вместе мы — полнота творения Божия. Даже Церковь Христова — собрание людей, идущих к спасению. Но мы спасаемся все вместе — мы составляем некое мистическое тело Христово. И глупо, если палец посчитает, что он важнее руки или глаза.
Осознать это и отбросить ту патологическую форму эгоцентричности, которая мешает нам думать о Вечности, о Боге, — это первый и самый важный шаг для любви и единения с Богом.
— А что можно сделать на практике, чтобы осознание не расходилось с делом?
— Сейчас наступило время, когда «иссякает любовь». Даже на примитивном, бытовом уровне. И надо ее в себе возрождать. Не в обществе, за которое мы не отвечаем, а именно в себе.
Нет мелочей на пути восхождения в любви. Уступить место в общественном транспорте, подвезти того, кто стоит на обочине, помочь пожилому человеку донести сумку. Оглянуться вокруг — посмотреть, кто нуждается в помощи и поддержке.
Иногда проще помогать и любить тех, кто далеко. А ты полюби тех, кто рядом: соседей, родственников. Даже если они причиняют неудобство, обижают, а порою и ненавидят. Христос об этом говорит — легко любить тех, кто вас любит. Надо научиться любить тех, кто вас ненавидит.
Это те шаги, которые мы можем делать каждый день, приобщаясь Вечности.
— Что важнее: добрые чувства или добрые дела?
— Если мы делаем доброе дело с плохим чувством, мы приносим добрые плоды. А вот для нашей души это не всегда полезно. Можно быть великим благотворителем, но всех ненавидеть. Но если работать над своей душой, постепенно, с Божией помощью, с чувством неприязни можно справиться.
Другая крайность — любовь ко всему человечеству и неспособность помочь нуждающемуся. Например, покормить голодного котенка. И тогда это никакая не любовь.
Душа и тело важны одинаково. Так же, как помыслы и действия. Целостность — основа полноты целомудрия. Но важно помнить: мы ничего не можем делать без Бога. А с Богом мы не можем делать что-то с ненавистью. Поэтому те дела, которые мы делаем с ненавистью, с неприязнью, с какими-то плохими эмоциями, не полезны прежде всего для нас самих.
— Если есть всего один день, от которого будет зависеть Вечность, как его провести?
— Надо быть готовым предстать перед Господом в любой момент жизни. Но если я вдруг узнаю, что у меня остались последние сутки жизни, я уделю это время анализу прошлого. Чтобы ничего в моем сердце не осталось такого, в чем я оправдывал бы свои поступки. Каждый свой грех, который я совершил в своей жизни, я бы постарался отвергнуть в своем сердце. Осудить в себе самом.
— Очень высока планка, как ей соответствовать?
— Ничего нечистого и скверного не входит в Царство Небесное. Господь Сам поднимает планку добродетельной христианской жизни на недосягаемую для человека высоту. И только Он может вознести нас на этот уровень.
Главное, во всем довериться Богу и дать Ему возможность управлять нами. Чтобы Он дышал в нас, чтобы царствовал в нашем сердце. И тогда все получится.
Протоиерей Андрей Ефанов — руководитель информационно-издательского отдела Кинешемской епархии Ивановской митрополии.