Не давайте повода ищущим повода. Про церковные деньги и не только

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Многие люди, приходя в храм, первым делом направляются в церковную лавку. Свечки купить, записочки подать, иконку святого присмотреть. И мало кто задумывается, что он сейчас не покупает товар или оплачивает услугу, а делает пожертвование. Кто-то спросит: «В чем разница и зачем жертвовать на церковь? Она вон какая богатая — вся в золоте». Священник Николай Конюхов, клирик московского храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста, ответил на этот и другие «неудобные» вопросы в прямом эфире портала «Предание».

И вы, и я, и патриарх Кирилл — все мы Церковь

— Как получилось, что Церковь стала социальным институтом?

— Церковь, прежде всего, — это собрание людей, верующих в то, что Иисус Христос — наш Бог. Мы объединены этой верой, традициями, таинствами. И вы, и я, и патриарх Кирилл — все мы Церковь. Мы — община. Но в то же время Церковь — это социальный институт, который имеет централизованную иерархическую структуру, материальную базу и профессиональных служителей.

Когда все только начиналось, и апостолы несли весть о Христе в новые земли, они путешествовали из города в город. Кто-то должен был заниматься организационными вопросами на местах. Поэтому апостолы оставляли вместо себя старшего священника — епископа. В переводе с греческого слово «епископ» переводится как «надзиратель». Он разрешал конфликты между христианами, назначал священников в храмы, разбирал споры религиозного характера. И постепенно выстраивалась определенная организационная структура, церковная иерархия.

Но когда говорят, что Церковью управляют епископы, это в корне неверно. Главой Церкви мы считаем Иисуса Христа. Еще апостол Павел, великий церковный организатор, писал об этом: «И поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф 1:23).

Не заграждайте уста у вола молотящего

— На что существовали первые христианские общины?

— С древнейших времен Церковь существовала на пожертвования. Становясь священником, человек не мог заниматься своим обычным промыслом. Апостол Петр, например, был рыбаком. И ему как-то надо было кормить семью. У него были жена и дети, а еще — старенькая теща. Все это мы знаем из Библии. И тогда не считалось зазорным, что проповедующего человека и его семью содержали те, кому он проповедовал.

Апостол Павел писал: «Трудящийся достоин награды своей» (Тим 5:18). Он же вспоминает красивый образ на эту тему, данный еще в Книге Второзакония: «Не заграждайте рта вола молотящего» (Втор 25:4). То есть вол ходит, работает, и ему тоже нужно что-то есть. Ведь он живой.

Апостол Павел каждый раз благодарил церковь Коринфа за то, что люди принимали тех, кого он посылал. Ну а сам он старался не обременять никого. Говорил так: «Я вижу, что вы хотите меня содержать. Но я, чтобы вас не смущать, мастерю палатки и продаю их».

После Миланского эдикта Церковь вышла из катакомб, стала легальной. Появилось много храмов. И тогда понадобились деньги на их содержание. Для Евхаристии нужны были хлеб, вино. Для лампад — масло. Храм нужно было освещать — свечи служили тогда по прямому назначению, а не как декоративный элемент или символ молитвы.

Тогда же сложилась система, когда часть дохода христиане отдавали в свой приход. Появилась так называемая «десятина». Об этом мы читаем и в Деяниях святых апостолов, и в русских летописях времен князя Владимира.

В Европе до сих пор существует «налог на церковь». В Германии, например, гражданин платит 1% от своего дохода, выбирая конфессию по желанию.

Бюджет наших храмов сейчас также складывается из пожертвований прихожан.

Отдельно от государства, но вместе с ним

 — Государство как-то участвует в финансировании Церкви?

— По Конституции наше государство светское, оно отделено от Церкви. Поэтому в бюджете нет отдельной статьи на наши нужды. Но есть совместные проекты в социальной и культурной сферах. Вместе мы возрождаем древние обители, которые являются памятниками архитектуры. Государство помогает строить новые храмы. Чаще всего это программы софинансирования вместе со спонсорами и частными благотворителями.

 — Кому принадлежат здания храмов?

— В основном здания храмов тоже принадлежат государству, как и земля под ними. Они передаются Церкви в безвозмездное пользование.

Финансовая грамотность для священника

— На что тратит деньги самый обычный храм?

— Люди, далекие от Церкви, думают, что приходу ни за что платить не надо. И священники деньги лопатой гребут, наживаясь на свечках и требах. Но это миф, который появился еще в советские времена, когда сознательно создавался негативный, карикатурный образ Церкви.

А у нас серьезный расходный бюджет:

            •          Коммунальные платежи

Все как у всех — свет, вода, тепло. В нашем храме только на отопление ежемесячно уходит 100 тысяч рублей в холодный период. Льгот и скидок на коммунальные услуги у нас нет.

            •          Зарплата

Вторая большая статья расхода — зарплатный фонд. Кроме священников, в штате есть уборщица, продавец в свечной лавке, ответственный за социальное, молодежное, просветительское служение, работница трапезной. Всего в штате нашего храма 20 человек.

            •          Дела прихода

У нас есть гончарная мастерская для детей, здание воскресной школы. Все это тоже на нашем балансе. Мы сами покупаем оборудование, мебель, расходные материалы.

            •          Товары для богослужения

Следующая статья расходов — закупка товара на богослужение. Масло, вино, просфоры. Если раньше сами прихожане приносили все это, так как вели натуральное хозяйство. То сейчас — мы все покупаем.

            •          Благотворительность

Социальные проекты тоже ведем из денег, которые были пожертвованы прихожанами. Помогаем малоимущим. Сейчас вот для беженцев закупили товары.

            •          Отчисления в центральную структуру

У каждого храма есть такие отчисления. Для каждого прихода они свои и зависят от доходов.

 — А кто в храме занимается денежными вопросами?

— У нас есть казначей, ревизионная комиссия. Ведем строгий учет прихода и расходов. Ежегодно отчитываемся перед прихожанами.

Мы не продаем таинства — это грех

— В чем разница между услугой и пожертвованием?

— Мы не оказываем услугу — не продаем таинства и благодать Духа Святого. Это грех. Христос сказал апостолам: «Даром получили, даром давайте» (Мф 10:8).

Когда кто-то хочет, например, покрестить ребенка и задает вопрос: «Сколько это будет стоить?», мы объясняем человеку, что он не может купить «крещение». Но может сделать пожертвование, поблагодарить священника, дать денег на содержание храма.

 «Человеческий фактор» есть везде

— Может ли человек, у которого нет денег, заказать требу, покрестить ребенка?

Если у человека нет возможности сделать пожертвование, его не прогонят. Сделают все, что нужно. Я несколько раз крестил детей просто так. Одной женщине, которая была в особенно тяжелом положении, мы, наоборот, дали денег с собой.

— А как вы объясните, что отказы бывают? И что делать в этом случае?

— Если отказывают в таинствах или требах неимущему человеку, это очень грустно. Но в любой сфере бывают нарушения. Это называется «человеческий фактор».

Недавно попал в больницу — мне нужно было срочно вскрыть нарыв. Был поздний вечер. Все палаты заняты, меня разместили после операции в коридоре. Когда начал отходить наркоз, почувствовал сильную боль. Обратился к медсестре. Она долго не подходила, а потом бросила мне пластинку с анальгином. Даже воды не дала, чтобы запить.

Я не в осуждение это говорю. Она была одна на все отделение, ее тоже можно понять. Здесь сработал тот самый «человеческий фактор».

Но я же после этого случая не разуверился в нашей медицине. Не сказал, что больше никогда не буду лечиться! Я знаю замечательных докторов, по-настоящему героических людей. Так что, если вас неприветливо встретили в каком-то храме, это не повод разувериться в Церкви. Просто попробуйте пойти в другой храм.

Священники тоже люди и ипотеку платят

— Какая зарплата у священника?

— Это зависит от того, где и сколько он служит. В среднем 35–40 тысяч рублей. В Москве — 75–100 тысяч рублей. Зарплата и штатное расписание утверждаются на приходском собрании.

Многие священники подрабатывают. У меня помимо служения еще три работы. Я преподаю в школе и еще в одном месте, снимаюсь на телевидении. Плюс прихожане помогают. Так что мне грех жаловаться — на выплату ипотеки хватает.

Но не всякая работа совместима со служением. Актерство и бизнес, например, несовместимы. Чаще всего священники работают преподавателями, иногда врачами, могут заниматься научной деятельностью.

— А пенсии у священников есть?

Мы официально трудоустроены. С наших зарплат делаются отчисления в пенсионный фонд. Но обычно священники не заканчивают свое служение выходом на пенсию в 65 лет. Многие служат до 80–90 лет.

Если священнослужитель заболел, ему назначается помощь от прихода. Если умер — вдове выплачивается материальная помощь. Своих мы не бросаем.

— На что живут сельские приходы?

Сельским приходам тяжелее. Прихожане, конечно, своего батюшку прокормят и на коммуналку соберут. Но ремонт, восстановление храмов — задача неподъемная. Тут надежда больше на зажиточных жителей, которые готовы стать спонсорами. И таких немало. Епархии тоже поддерживают сельские приходы. Часть казны, которую они получают от городских храмов, распределяется между сельскими.

У сельского священника зарплата — пять тысяч. Часто бывает, что городской священник приезжает в сельский приход, чтобы служить Литургию, и все, что нужно — просфоры, масло, вино, — привозит с собой.

Хотя есть и благополучные приходы. Обычно в крупных поселках.

На наших крестах написано: «Образ буди верным…»

— Почему же так живуч миф про «попа на гелендвагене»?

Не бывает дыма без огня. Даже один из двенадцати апостолов, которые ходили со Христом, был сребролюбив и предпочел деньги своему Богу.Что ж удивляться, что среди духовенства есть кто-то с нечестивыми помыслами. Или тот, кто потерял веру.

Такие случаи, хоть они и очень редкие, сразу попадают в поле зрения прессы. Ведь людям гораздо интересней посмотреть или послушать репортаж о священнике, который пьяным на машине сбил кого-то. Или посмаковать историю про батюшку, который ушел от матушки.

Кому интересен многодетный священник, который перебивается на свои 30 тысяч? Служит на приходе каждый день, еще и старушкам помогает.

Падение праведника — очень сладкая история: «Уж если эти люди так себя ведут, нам и подавно можно расслабиться». Но это неправильная логика. С любым может случиться беда. Для меня это скорбь, и я молюсь о таких людях.И боюсь, как бы сам не пал. Потому что, когда ты осуждаешь другого человека, этот грех может случиться и с тобой.

На наших крестах написано: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим 4:12). Мы призваны быть примером своим прихожанам. И если священник произносит правильные речи, а сам не соответствует тому, к чему призывает, он нарушает заповедь Божию. По моей личной статистике, на тридцать идейных батюшек есть один разочаровавшийся. Или у него пастырский кризис. Мы молимся. И большая радость, если наш собрат переживет кризис и вернется на правильный путь. Но главное, мы думаем о себе, — чтобы самим быть достойными служителями Господа.

Меценаты — наши прихожане, и мы все про них знаем

— Бывает, что деньги, которые приносят меценаты, не совсем честные?

Меценатство в Церкви часто держится на личных отношениях. Человек знает батюшку, доверяет ему. Понимает, что деньги пойдут на благое дело. С другой стороны, и священник понимает, что пожертвование делается не «грязными» деньгами. Конечно, никто не скажет: «Знаете, батюшка, я тут поучаствовал в одной коррупционной схеме. Заработал и хочу немного душу спасти». Опять же — это вопрос доверия.

Со мной был случай, когда человек принес деньги, и я понимал, что они не совсем честные. Я отказался принять их. Сказал, что, если он хочет, может положить деньги в кружку для пожертвований или бедным раздать.

Наши меценаты, в основном, наши прихожане, которых мы исповедуем и все про них знаем.

Не давайте повода ищущим повода

— Может быть, сделать финансовые вопросы более прозрачными, чтобы не смущать людей?

Апостол Павел писал: «Не давайте повода ищущим повода» (2 Кор 11:12). Мы должны работать над нашим имиджем. Быть более открытыми.

С нашими прихожанами, например, мы придумали наглядную диаграмму доходов и расходов. Прямо по кругу написали, сколько заработали и куда потратили. Любой может ознакомиться — она находится у нас в свободном доступе. И это работает. Многие удивляются, когда узнают, что у храма есть свой бюджет. И для них становится естественным помогать, делать пожертвования. Люди понимают, куда пойдут их деньги.

Бывают сомнения в нашей жизни, смущения. Но если человек пришел в храм, чтобы встретить Христа, все остальное — вторично. Меньше обращайте внимание на информационный шум. Читайте Священное Писание, интересуйтесь вопросами духовной жизни. И тогда вы поймете, что главное, а что второстепенное.

А мы со своей стороны будем работать над улучшением общей атмосферы в наших приходах, открытостью, чтобы «не давать повод ищущим повода».

Священник Николай Конюхов — клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста (г. Москва), участвует в передачах на телеканалах «Спас» и «Союз», преподает в школе искусств и Сретенской духовной академии.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания