Доброе утро, Христос, или Зачем человеку старость

Ольга Лебединская

Внештатный сотрудник фонда «Предание», журналист, продюсер, организатор кинопроизводства.

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×

Печальное время, данное человечеству то ли в наказание, то ли в научение. Время, которое не хочется принимать. Но тут уж ничего не поделаешь: хочешь долго жить — прими и смирись, что будешь стареть. Мы поговорили на эту тему со священником Олегом Патрикеевым — настоятелем храма во имя Святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Ленинградской области. Он не согласен с унылым взглядом на «серебряный» период жизни человека. И даже предложил христианский «эликсир молодости».

Люди изменили первый договор с Богом и утратили свое бессмертие

Время земной жизни, отведенное человеку Господом, очень ценное. Но короткое. Нам надо успеть написать личное евангелие, летопись нашей земной жизни. И хочется замедлить время, остановить его. Но не получается. Дни, недели, годы летят, будто мгновения.

Сейчас уже известно, что есть «ген старения». Его пытаются заменить, отредактировать — пока безуспешно. Человечество всегда искало рецепт бессмертия, эликсир вечной молодости.

А все началось с первых людей, живших в раю. Они были бессмертны по благодати Божией. Но было одно условие — не вкушать плода с древа познания добра и зла. Люди его не выполнили. Сатана обещал, что «будут они, как боги, знающие добро и зло». Но вышло все наоборот. Люди изменили первый договор с Богом и утратили свое бессмертие. В их плоть вошел «ген смерти». А сами они вошли в эту матрицу — жизнь вне Бога, вне райского сада.

Программа с вирусом

Допотопный мир — мир, где не было дождя, присутствовал «парниковый эффект». На Земле росли гигантские деревья, по ней бродили огромные животные. И первые люди жили гораздо дольше, чем мы, — сотни лет. Об этом мы читаем в Библии. Возможно, это просто аллегория. Ведь время для Бога относительно. Тысяча лет, как одно мгновение. А может, первым людям нужно было долго жить, чтобы человечество могло выжить.

Есть разные версии происхождения слова «человек». Но мне ближе самая простая: разделим слово на две части. Получим «чело» и «век». То есть на лбу у меня написано: «живи сто лет».

Как бы там ни было, человек начал размножаться, передавая первородный грех дальше.

Прости, Господи, грехи юности нашей

Старость — сама по себе очень умная программа. Если бы мы доживали до 100 лет молодыми и сильными, это было бы безумие. Мир, в котором можно творить любой беспредел.

И сейчас-то человек творит всякое, даже зная, что может умереть. Грех идет с нами рука об руку с юности. Мы даже молимся: «Прости, Господи, грехи юности нашей. Потому что не ведали, что творили». И это правда: мы не знали, что грешим. Для нас все было ново и интересно. Без Бога мы не понимали смысла жизни. И могли дойти до крайнего состояния.

А немощи и болезни хоть как-то останавливают человека. Он перестает грешить. Но как только выздоравливает — опять появляются помыслы. И человек возвращается в матрицу греха.

Так что старость в этом смысле — благо. Она приходит незаметно. Приводит тишину, одиночество и немощи. Как писал апостол Павел: «Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор 12:9).

Немного из школьного курса физики

Помните формулу? Время прохождения пути равно расстоянию, поделенному на скорость. Представим, что расстояние от земли до неба — путь нашей жизни. И если скорость жизни увеличивается, то и время прохождения пути становится меньше. А сейчас мы несемся вперед с предельной скоростью.

Развитие технологий стремительно разделяет поколения. Молодежь сегодня имеет неограниченный доступ к информации и иллюзию, что этого достаточно для развития. И многие останавливаются на этом, не идут дальше — в духовность. А остановка — это впустую растраченное время жизни.

Надо смотреть на каждый свой день и мерить его с Евангелием. Откройте его на любой странице. Сравните. Есть хотя бы одно совпадение в сегодняшнем дне с тем, что там написано? И если какое-то слово, мысль, действие совпадет — этот день пойдет вам в зачет. Он прожит ради Христа, ради ближнего.

Два вида человечества

Мы знаем два пути, по которым можно прийти к Богу:

 — простота;

 — интеллектуальная работа.

Пастухи, которым явился Ангел, просто пошли и посмотрели. Увидели Младенца Иисуса и поклонились Ему.

А волхвы готовились к этому дню много лет. Читали книги, пророчества. Долго шли за звездой. И все-таки пришли, увидели и тоже поверили. Это образ людей, которые приходят к Богу через свой интеллект. Многие великие ученые доходили до того уровня знания, когда говорили: «Стоп. Дальше ничего нет — только Бог».

Стоп, игра — начинается новая жизнь

Бог оставил Адаму и Еве надежду на то, что они когда-то вернутся. Без надежды человечество не имело шансов. Не было бы желания стремиться к другой жизни. Люди перебили бы друг друга.

Но Бог сказал им: «Вы должны жить. От вашего семени родится тот, кто поразит главу змия». И поэтому люди жили в надежде, что придет Спаситель. Пророчества о Нем передавались из поколения в поколение. И весь Ветхий Завет наполнен этими ожиданиями.

И вот рождается Христос. Лежит в яслях, полностью доверившись человеку. Маме прежде всего, Которая спеленала Ему руки и ноги и положила в люльку. А следующий кадр — Христос в пелене во гробе. Он также полностью отдал Себя людям. Чтобы они жили вечно. Христос и есть эликсир молодости. И вечной жизни.

Наша Литургия — продолжение той Евхаристии, которую совершил Он на Тайной вечере. К ней мы «подключаемся» и садимся за тот же самый стол, совершаем те же самые действия. Получаем те же самое Тело и Кровь Христову. Причащаемся. Принимаем в себя Самого Христа воскресшего. Его Кровь и Тело — это и есть эликсир Вечности. И часики, которые у каждого свои, вдруг останавливаются. Время останавливается. Стоп, игра — начинается новая жизнь.

Мозг замолчал. Говорит душа. Говорит с Богом

Когда мы начинаем молиться, молитвенное состояние приходит не сразу. Утреннее и вечернее правила — разминка для души. Это еще не встреча со Христом. Даже не просьба исполнить желания, как у золотой рыбки — я сейчас попрошу, и тут же мне все будет.

Проводили интересный эксперимент. Пытались найти момент, когда наш мозг отдыхает. Все перепробовали — сон, музыку, медитацию. А мозг все равно работает. Профессор, под началом которого проводились эти исследования, по воле Божией повстречал своего знакомого священника. Рассказал ему о результатах эксперимента, вернее об их отсутствии. А тот спросил: «Молитву не пробовали?» И предложил себя в качестве подопытного. Посадили его в кресло, прикрепили лампочки и пимпочки. Он начал молиться. И в какой-то момент произошло чудо. Мозг замолчал.

У нас, у священников, есть такое состояние, особенно на Литургии, когда земля уходит из-под ног. Появляется чувство, которое не передать словами. Как будто ты умер. Как умер? Ведь ты же разговариваешь! Мозг замолчал. Говорит душа. Говорит с Богом. И в этот момент мы перестаем стареть.

Найти в себе образ Божий

А душа вообще не стареет. Она набирается опыта. Только Христос знает, зачем я здесь. Он дал мне эту жизнь. И я могу ее наполнить всем, чем захочу.

Мы имеем мощный потенциал, заложенный в нас. Ведь мы сотворены по образу и подобию Божию. Слово «образ» в переводе с греческого — «икона». Каждый из нас — образ Его. Мы с ним родились. Но надо его найти в себе, дать ему проявиться.

Очень сильно образ Божий проявляется в крещении. Взрослый человек ответственно принимает решение креститься. Он понимает, что образ Бога в нем нарушен, разграблен, прокурен и т. д. И в крещении он восстанавливается.

Ум человеческий и ум Господень

Наш мозг — флешка с бесконечным объемом памяти. Мы все подгружаем и подгружаем туда новые файлы. И умствуем, строя логические конструкции. Но это ум человеческий. А есть просвещенный ум. Ум, который просвещает Дух. «Ум Господень, — пишет апостол Павел, — ум Христов» (1 Кор 2:16). И его надо пустить в дело каким-то образом, двигаясь в поисках Бога. «Здравствуй, Христос! Я так давно Тебя ищу…» И это не протестантское отношение ко Христу, это поиск смысла жизни.

Этот поиск может длиться долго. Даже воцерковление у некоторых проходит десятилетиями. Бывает так, что человек знает теорию — книжки Святых Отцов прочитаны. Практику — куда свечи поставить, как записки подать, где какие просфоры лежат. Даже добрые дела делает. Но при этом он совершенно не духовный. Нет в нем того самого «молчания ума».

Религия — не игра, где должны быть бонусы в виде здоровья, благости, достатка. Чтобы познать Бога, надо познать себя, найти свое внутреннее «я». И тут мы опять обращаемся к образу, который в нас вложен, и ужасаемся! «Как же мне теперь все это чистить то, как реставрировать?» Осознание своей греховности — первый шаг к возвращению Образа, данного Господом. Но сами отмыться, отчиститься мы не сможем. Невозможно сказать: «Вот сейчас пойду душу помою. Что-то грязненькая она стала».

«Пью, курю, матом ругаюсь»

Покаяние — это не придуманная умом история. Оно происходит даже не от моего желания.

К священнику мы идем со своей болью. Но обычно рекомендации не выполняем, лечение не принимаем. Это не покаяние, это рассказ. «Пью, курю, матом ругаюсь». Поэтому уходим с той же болью, что и пришли.

Можно пойти к психологу. Он точно вычислит, что проблемы твои «из детства». Собака покусала или камень на голову упал — не важно. Главное — найти виноватого. Привязать к нему твои сегодняшние проблемы. И все, задачка решена. Но она не решена, и проблемы остались те же.

Ты находишься в матрице греха. Этот мир соткан из греха. Мы живем в нем, и здесь нечего стесняться. Но при этом мы этот мир изменяем. Мы, верующие люди, изнутри освещаем темный мир нашим светом. Ведь что такое тьма? Это просто отсутствие света. Так же как зло — это отсутствие добра.

До встречи со Христом я был стар

Мы опекаем несколько учреждений, где живут одинокие старики. А часто и не одинокие — у них есть дети. Я никого не осуждаю. Сейчас стало обыденным, что старикам нет места в семье. И они чувствуют эту брошенность. Так же, как дети. Старики и дети очень похожи в этом. Мы любим и жалеем своих подопечных. Но когда приходим, прячем эти чувства. Чтобы не ранить сравнением с нелюбовью их детей.

Человек остался один в старости. Это грустно. Он заводит собачку, находит себе друзей в парке или в клубе по интересам, делает добрые дела. А вечером возвращается в свою квартиру. И все равно он один. И так каждый день. Все годы, что ему остались.

Но есть выход из этого «дня сурка». Это Христос. Общение с Ним через молитву. Напишите свою личную молитву. Христос живой, и Он рядом с нами, с каждым из нас. Он ждет простых слов. Поговорите с Ним. Не надо читать непонятные старославянские слова, особенно если вы — человек невоцерковленный.

Скажите лучше: «Доброе утро, Христос! Спасибо, что дал мне еще один день пожить в этом мире, в этой прекрасной стране. С моими проблемами, болячками. Но я же живой, а это так здорово!» И тогда вы будете искать Христа дальше на протяжении своего дня. И находить Его. И вы изменитесь, начнете молодеть. Это 100 % — мой личный опыт. До встречи со Христом я был стар, а сейчас — немножко, но помолодел.

Какая должна быть старость

Чем старше человек, тем он должен быть мудрее, «вкуснее». Как коньяк, который с возрастом раскрывает свой вкус. В Библии старцы, мудрецы почитались. К их словам прислушивались.

И сейчас есть старцы — люди, которые перешли определенный временной порог. И одной ногой живут в духовном мире. А здесь остаются только для того, чтобы еще больше людей привлечь на светлую сторону. К нам приезжал старец Илий (Ноздрин). Вообще не понятно, как в этом маленьком, сухоньком человеке удерживается огромная сила духа. Вот такая должна быть старость.

Другое дело, что не все этого хотят. Был недавно в детском саду, задал детям вопрос, кто кем хочет стать. Были там будущие президенты, бизнесмены, актеры. Спрашиваю: а кто хочет стать святым? Удивленное молчание. Нет у нас культуры почитания святости. А ведь святость — это и есть нестарение. Человек двигается не в старость, а в Вечность, в свет. Свет не стареет. Свет — это Христос. И если мы двигаемся к Нему, мы освящаемся. И в постоянном движении к свету видно, что есть еще куда стремиться, над чем работать.

И тогда ты не думаешь о возрасте. Душа соединяется с духом. А тело — просто ослик, который двигается по направлению, которое выбрал дух. Ослик может сопротивляться, лениться, может захотеть поспать или поесть. Но дух зовет, он движет.

Старики спасут мир

В России при монастырях были богадельни. Люди туда шли не потому, что их некому было кормить. А потому, что понимали, время уже пришло. Старость — это время молитвы, время общения с Богом.

Самая лучшая помощь внукам и детям — это молитва. Сильнейшая энергия любви, которая восстанавливает все, запрещает нечистым духам приближаться к человеку. Наверное, такой молитвой вымолила меня моя бабушка из жизни, наполненной когда-то всеми удовольствиями современного мира.

Молитвы наших бабушек и дедушек сильнее, чем молитва священника. Мы ведь тоже часто молимся, как будто выпрашиваем у Бога. Вот опять чего-то не хватает — на купол, на огородик. А может, это просто наша выдумка? Ум придумывает нам задачи, чтобы только не заниматься самым главным.

И сейчас у наших пожилых людей есть шанс помочь миру. Когда вокруг все так странно. И мы все ждем каких-то изменений, внешних и внутренних. Наши бабушки и дедушки могут выключить телевизор, взять четки в руки и начать молиться. И слушать тишину. Уже пришло время.

Либо человек верит, либо с ума сходит

Смерть — успение, это очень правильная константа в нашей жизни. Мы рождаемся, чтобы умереть. И умираем, чтобы снова родиться. Но родиться не просто в этом мире, а во Христе.

И если человек хоть мимолетно встретился с Богом в своей жизни, посредством Евангелия или покаяния, причастия, — это одна история. Ему не так страшно.

Апостол Павел писал: «Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше» (Флп 1:23). Он ведь тоже был очень стареньким. И в свое обожение входил через страдания. В его жизни были всякие катаклизмы, побои, застенки. И когда он сказал, что готов пойти умереть за Христа, жаждет умереть за Христа — вот это высота!

А пока нет такой веры, надо спуститься вниз, в первый класс. Сказать: «Господи, не знаю, что делать. Каждую Пасху говорю — Христос Воскресе! Слышу в ответ — Воистину Воскресе! Целуюсь, радуюсь, подарками обмениваюсь — а Тебя не вижу. Воскресшего Тебя не вижу, Господи. Где Ты?»

Мы проходим мимо воскресшего Христа, заменяя Его обрядностью, фейерверками, накрытыми столами, даже постом. Мы делаем это все для себя, для своего эго. Но если я бегу не ко Христу, как я могу Его найти? Я не могу тогда сказать: «Христос Воскресе». И это другая история.

Я — священник. Я пришел к вере через Евангелие. Но даже я, отпевая своего близкого человека, плакал. И это была моя человечность. Это тяжело понять умом. Особенно, когда отпеваешь детей, воинов. Это побеждается только верой во Христа, в Его Воскресение. Варианта всего два: либо человек верит, либо с ума сходит.

Я часто приезжаю к людям перед смертью

Многие боятся священника. Входит такой, весь в черном. Значит, уже все… Это какое-то неправославное отношение, еще из советских времен идет. Должно время пройти, несколько поколений вырасти, чтобы ушли предрассудки и страхи.

Страх сидит внутри человека. Страх — это наше прошлое. Но человек не может расстаться с прошлым. Он живет этим прошлым. Вспоминает, как было хорошо, или наоборот — плохо. Даже когда с друзьями за столом сидим — говорим, что было с нами вчера, позавчера, кто где отдыхал. Мы живем воспоминаниями вместо того, чтобы жить сегодняшним днем, этой минутой. Не понимаем, что именно сейчас хорошо. Потому что между прошлым и будущим «есть только миг», «именно он — называется жизнь».

Давайте-ка ваш дневник, отец Олег

В жизни есть миллион способов познать Христа. Вспомните: может, вы уже с Ним встречались и просто не заметили в городской суете? Именно в этих моментах стоит раскаяться.

Был такой фильм-притча. Женщина ждала Христа. Ей так и сказали: «К тебе сегодня придет Христос». Она пирожков напекла, стол накрыла. Стук в дверь. На пороге нищий.

— Можно к вам?

— Нет, только не сегодня!

И так трех нуждающихся не пустила к себе в дом. А Христос не пришел.

Женщина расстроилась:

 — Господи, как же так? Ты же обещал ко мне сегодня прийти?

И услышала в ответ:

 — Я трижды к тебе приходил, но ты Меня не узнала.

Вот так мы пропускаем Христа в людях. Отворачиваемся от них. А может, это был наш Ангел. Может быть, это была наша судьба, которая пришла проверить нас. И мы опять сдали экзамен на двойку. Пока мы здесь, пересдача еще возможна. А там пересдачи не будет. Там скажут:

 — Давайте-ка ваш дневник, отец Олег. Посмотрим, что вы там написали за вашу жизнь. Та-а-ак, вот вы тут водичку кому-то дали, стакана воды не пожалели. «И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф 10:42). Проходите, пожалуйста.

Но это надо делать ради Христа. А не «я тебе стакан воды», а «ты мне хлебушек». От чистого сердца! Тогда это попадет в зачетку.

Священник Олег Патрикеев — настоятель храма во имя Святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Ленинградской области. Участник программ на радио «Град Петров», телеканалах «Спас» и «Союз». Автор программ на радио «Мария». Автор книги «Стихи. Проза. Размышления», вышедшей в 2022 году в издательстве «Реноме».

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания