Ислам: христианский взгляд

Подпишитесь
на наш Телеграм
 
   ×
Мечеть Имама. Исфахан, Иран, 1611–1641

Собрали для вас более 20 материалов, которые могут дать представление об осмыслении христианами ислама и взаимной полемике между на протяжении всей истории совместного существования этих религий.

Ален Либера. «Забытое наследие»

Предлагаемый очерк Алена Либеры входит в его «Средневековое мышление». «Забытым наследием» он называет арабо-мусульманскую мысль, которая на поверку оказывается вшитой в основу европейской культуры. Скажем, исходный для Запада «спор» веры и разума оказывается импортированным с Востока. Здесь же Либера доказывает, что «концепция двойственной истины» (жупел истории философии), «аверроизм» — плод кривочтения позднейших историографов, зато арабизм оказывается неотъемлемой частью европейской культуры. Либера расскажет о первых встречах христианской и мусульманской культур.

Особый интерес представляет рассуждения Либеры о современных отношениях ислама и Европы, о новой их встрече. Мусульманские «варвары» и «развитый» Запад: эта картинка странно рифмуется с той первой, забытой: блестящая мусульманская культура и европейские варвары. Забытое наследие арабизма, быть может, поможет нам всем — европейцам и мусульманам — выбраться из нынешней — не радужной отнюдь — эпохи.



«Мусульманский Иисус»

В этот поразительный сборник вошли рассказы, речения и притчи мусульманских авторов об Иисусе — «пророке Исе, сыне Марьям». Ислам появился спустя несколько веков после христианства и вобрал в себя множество христианских элементов (преимущественно через посредство восточных христиан). Так в исламе обнаруживается мощная евангельская составляющая.



Владимир Соловьев. «Магомет. Его жизнь и религиозное учение»

«Значение Мухаммеда и основанной им религии в общих судьбах человечества так важно, что писатель, занимающийся религиозной философией и философией истории, не нуждается в особом оправдании» — как пишет сам Соловьев, и действительно интерес к исламу, как вообще, так и христиан в частности, — вполне понятен.

«Голубой Коран». Вторая половина IX — середина X в. Образец исламской каллиграфии. Пергамент окрашен в голубой цвет, использованы золотые чернила

Но прежде всего, эта книжка носит научно-популярный характер и совсем небольшая по объему, то есть не требует каких-то особых познаний. Главное в ней — попытка серьезного разговора, лишенного всяких стереотипов. И больше того: это «лучшее на русском языке жизнеописание Мухаммада», по оценке ориенталиста В. Бартольда, а по мнению директора Эрмитажа М. Б. Пиотровского, назвавшего книгу «блестящей»: Соловьев «сумел, как мне представляется, глубже многих проникнуть во внутренний мир Мухаммада».

И последнее: Соловьев — один из крупнейших христианских философов, и его попытка осмыслить ислам с точки зрения философии и богословия, с точки зрения христианства, заслуживает, конечно, внимания.



Андрей Зубов**. Лекции об исламе

Часть знаменитых лекций профессора Зубова** по религиоведению, посвященная исламу.

Ислам — самая удивительная для христианина религиозная система. Удивительная, потому что ислам пришел не просто после христианства, но и потому что ислам распространился главным образом на землях православного Востока. Долгое время распространение это объяснялось очень просто — «огнем и мечом». Это неправда.

Рекомендуем также видеолекцию А. Зубова** «Христианство и ислам».



Протоиерей Иоанн Мейендорф. «Византийские представления
об исламе»

Статья выдающегося православного патролога. Здесь вкратце описаны первые встречи православия и ислама и православная реакция на ислам.

Между двумя религиями была пропасть, через которую нельзя было перекинуть мост ни пышной полемикой, ни диалектическими аргументами, ни дипломатическими усилиями. Непреодолимое на духовном и богословском уровне, это противостояние с самого начала приняло также форму грандиозной борьбы за господство в мире, так как обе религии претендовали на вселенскую миссию и обе империи — на мировое главенство. По самому своему религиозному замыслу ислам не мог провести различие между «политическим» и «духовным», но и Византия никогда не желала проводить различие между универсальностью Евангелия и имперской универсальностью христианского Рима. Это осложняло взаимопонимание и приводило обе стороны к тому, чтобы в конце концов рассматривать священную войну как нормальный вид отношений между двумя империями.



Шломо Пинес. «Иудаизм, христианство, ислам. Парадигмы взаимовлияния»

Собрание работ Шломо Пинеса — выдающегося исследователя философии (философий?) религий библейского корня. От Ветхого Завета до Ницше, через апостола Павла, Мелитона Сардийского, Иустина Мученика, мутазилитов, Маймонида, Аль-Фараби, Фому Аквината, Спинозу, Канта — ряд эссе Пинеса показывает жизнь культуры (культур?), рожденных из единого источника — Библии — от Лиссабона до Исламабада, от античности до современности.



Франко Кардини. «Европа и ислам. История непонимания»

Задача этой книги — кратко проследить путь, который прошла Европа, вступая в контакт с исламом: выявить причины, по которым это произошло, обозначить исторический процесс, в ходе которого развивались эти отношения, показать многообразие аспектов, концепций и форм предвзятого отношения, а порой и дезинформации, то есть всего того, что обусловило видение ислама европейцами.

«Третья волна» ислама [современная] не расширила границ дар ал-ислама. Однако исламскому миру следует прийти к соглашению с Европой, которая сейчас занимается трудным поиском самой себя, — с Европой сильной, но неустойчивой в социально-экономическом плане, испытывающей проблемы с собственной культурной идентичностью. «Ислам будет таким, каким сделают его мусульмане», — сказал в свое время египтянин Фуад Закария. Но и Европа тоже будет такой, какой сделают ее европейцы, — Европа, где число тех, кто следует закону Пророка, неуклонно растет.



Уильям Монтгомери Уотт. «Влияние ислама на средневековую Европу»

Популярный очерк истории влияния ислама на христианскую Европу, принадлежащий крупнейшему исламоведу Уильяму Уотту. Он, в частности, пишет:

Если внимательно рассмотреть различные стороны средневекового противопоставления христианства исламу, становится ясно, что влияние ислама на западное христианство было гораздо большим, чем это обычно представляют себе. Ислам не просто поделился с Западной Европой многими достижениями своей материальной культуры и техническими открытиями, он не только стимулировал развитие науки и философии в Европе, он подвел Европу к созданию нового представления о самой себе. Поскольку Европа выступала против ислама, она приуменьшала сарацинское влияние и преувеличивала собственную зависимость от греческого и римского наследия. Зато теперь нам, сегодняшним жителям Западной Европы, которая близится к эпохе единого мира, важно исправить это искажение и признать полностью наш долг арабскому мусульманскому миру.



Кристиан Тролль. «Вопросы мусульман — ответы христиан»

Замечательная книга крупного христианского исламоведа К. Тролля, рассматривающая основные пункты исламо-христианских дискуссий. Книга построена по катехизическому принципу: вопрос — мусульманская точка зрения — христианский ответ.

Мечеть Ибн Тулуна. Каир, Египет, IX в.

В 11 главах книги рассматриваются следующие вопросы: Священное Писание и Слово Божие; Божество Иисуса Христа и воплощение; крест, грех и искупление; Мухаммад — пророк и для христиан; Триединый Бог; Церковь, Евхаристия, молитва; служение Богу в безбрачии; духовное и мирское; множественность религий и религиозная свобода; смысл христианства.



Священник Георгий Максимов. «Религия Креста и религия Полумесяца»

Сборник статей православного религиоведа свящ. Г. Максимова об исламе и его отношениях с православием. Автор рассказывает об образе рая, понятиях греха и чуда в исламе и православии; о положении женщины в двух религиях, о православных святых, перешедших из ислама; о многом другом.



Диакон Андрей Кураев*. «Ислам: весть о Боге, не берущем Крест»

Нельзя ставить преграду любви, нельзя говорить, что вот за этот предел любовь никогда не посмеет перейти. Евангелие отношение Бога к человеку представляет так, что можно сказать, что Бог «обезумел» от любви к человеку. Распятый Творец — это поистине и «соблазн», и «безумие». Бог свободен в выборе Своих путей к человеку. Он может являться в громе и молнии. А может — в образе раба и странника».

«В заплатанном салопе», а не в окружении легионов Ангелов Бог посетил людей. «С видом чудака» и «пряча» Свою Божественность, Творец оказался Эммануилом («с-нами-Богом»). Бог действительно слишком отличен от человека — и потому и странен, и чуден. «Что ты спрашиваешь об имени Моем? оно чудно» (Быт 32:29; Суд 13:18). «И нарекут имя Ему: Чудный» (Ис 9:6).

Да, Божия любовь может подходить к человеку и к нашим грехам ближе, чем это кажется мусульманам, которые в заботе о строгости своего монотеизма стремятся как можно строже противопоставить Творца и мир.

Здесь диакон А. Кураев* говорит на богословском уровне. Публицистика Кураева*, касающаяся ислама, собрана в брошюре «Как относиться к исламу после Беслана?».



Хризостом Селахварзи. «Мы будем утешены!»

«Мы будем утешены! Исход от ислама к православию» Х. Селехварзи — мемуары особого рода: история обращения к православию. Иранец Селехварзи емко и поэтично описывает свое беспокойство в исламе, интерес к шиизму, обращение к пятидесятничеству, но и оно его не удовлетворило. Наконец Селехварзи находит православие…



Г. К. Честертон. «Перелетный кабак»

Этот гротескный роман, конечно, нельзя назвать романом об исламе. Скорее он о противоборстве бюрократии и «старой доброй» — христианской Англии.

«Перелетный кабак» Честертона — история об антиалкогольной кампании в Англии, а, точнее, о борьбе с ней: кабаки облагаются налогом ежедневно, поэтому почему бы не завести кабак, который не задерживается на месте больше чем на день?

Тем не менее запрет на «веселие пити» в «Кабаке» был принят под мусульманским влиянием, и вообще роман описывает мусульманское влияние на элиты Англии. Здесь, быть может, проглядывает один из возможных вариантов будущего.

Более серьезно Честертон писал об исламе в «Пяти смертях веры», главе «Вечного человека».



Ксавье Бовуа. «О людях и богах»

«О богах и людях», или «О людях и богах», «Люди и боги» (2010) — один из лучших фильмов последнего времени, отмеченный многими наградами. Основан на реальных событиях. Группа монахов, живущих в Алжире, принимает решение остаться в стране. Их убивают. Такова внешняя канва.

Кадр из фильма «О богах и людях», режиссер Ксавье Бовуа

Бесспорные художественные достоинства этого фильма, как и серьезнейшие вопросы, какие он ставит, его подлинно христианские смыслы — пусть оценит зритель. Эпиграфом к фильму поставлены слова из 81-го псалма: «Я сказал: вы — боги, и сыны Всевышнего — все вы; но вы умрете, как человеки, и падете, как всякий из князей».



Владимир Пашков. «Рождество Иисуса в исламе»

Лекция (видео и аудио). «Мир на земле людям Его благоволения» провозглашают ангелы при Рождестве Христовом, так как сам Младенец является миром, как считают христиане. Мусульмане же считают, что рождается замечательный пророк, причем чудесным образом. Какое значение они придают Рождеству?

Святые Отцы об исламе

Феодор Абу-Курра. «Диалоги с мусульманами»

Абу-Курра — ближневосточный православный богослов — действительно ввел диспуты с мусульманами в IX веке. Как к ним относятся предлагаемые тексты — вопрос: запись ли это по памяти, апологетические заметки или что-то другое — важно другое. «Диалоги» Абу-Курры отражают религиозную полемику тех лет. Темы собеседований: Троица, Евхаристия, Воплощение Бога, Мухаммад и пр.



Свт. Григорий Палама. «Письмо своей Церкви»

Я расскажу вашему милосердию то, что, по крайней мере, я понял в отношении Божественного Провидения, будучи уведен пленником в Азию и наблюдая, как христиане и турки живут и ходят вперемежку, управляют и находятся в подчинении. Мне кажется, в результате такого положения дел о деяниях Господа нашего Иисуса Христа, над всеми Бога, возвещается наибольшим варварам из всех варваров с тем, чтобы они не были безответны (Рим 1:20) во время грядущего Страшного суда, который близок уже. В силу этого и мы, как можно видеть из того, что произошло, были преданы в их руки. Вместе с тем это явилось также легким наказанием за наши многочисленные прегрешения перед Богом, так как страдающие ныне от зла предаются огню, но слабому, в то время как тех, кто причиняет зло, если они не раскаются в неверии и жестокости, ждет огонь неугасимый.

Похваляется же этот нечестивый, ненавистный Богу и преступный род, что возобладал над ромеями благодаря своей любви к Богу, не ведая того, что этот мир лежит во зле (1 Ин 5:19) и над его большей частью господствуют чаще всего злые люди, рабы преисподней, силой оружия одолевающие соседей. Вот почему весь период до Константина, который, царствуя, воистину руководствовался любовью к Богу, идолопоклонники владели почти всей экуменой, а после него снова в течение длительного времени ею правили люди, которые ничем или почти ничем не отличались от них.

Пусть Магомет, отправившись с Востока, прошел победителем до Запада, но побеждал он войной, мечом, грабежом, порабощением, избиением людей. Из этого ничто не может исходить от Бога, Который добр. Скорее же это обусловлено волей человека и диавола, от начала являющегося человекоубийцей (Ин 8:44). Что же, разве Александр, отправившись с Запада, не покорил весь Восток? Однако и многие другие в разные времена, предпринимая военные походы, нередко овладевали всей экуменой. Никому же из них никакой народ не вверял свои души, как вы Магомету. Впрочем, он, и силу используя, и наслаждения предлагая, не привлек на свою сторону даже одной целой части экумены. А учение Христа, хотя и отвергающее почти все удовольствия жизни, охватило все пределы экумены и господствует среди тех, кто воюет с ним, без всякого насилия и, скорее, торжествуя над насилием, которое всякий раз противопоставляется ему, так что в этом заключается победа, мир победившая (2 Ин 5:4).



Преподобный Максим Грек. «Ответы христиан против агарян»

— Правильно ли мы, христиане, исповедуем и именуем Иисуса Сыном Божиим?

— Вы еще говорите, что мы, христиане, исповедуя Отца и Сына и Святого Духа, вводим трех Богов. Не дай Господи! Этого быть не может!

— Еще вы поносите нас, говоря: «Если бы Христос ваш был Бог, то иудеи, будучи люди, никак не могли бы причинить Ему страданий и умертвить бесчестною смертью».



Св. Самон Газский. «Разговор с Ахмедом Сарацином»

«Разговор с Ахмедом» св. Самона Газского — небольшое, но богословски емкое сочинение, написанное в форме диалога христианина и мусульманина о Евхаристии.

Это оригинальное и глубокое сочинение, отличающееся подлинным духом терпимости к иноверцам, затрагивающее в фокусе главного таинства христианства (и, безусловно, самого непонятного) темы Триличного Бога, Христа, Богообщения, христианской жизни в контексте христиано-исламского диалога.



Свт. Симеон Солунский. «Послание в поддержку благочестия»

Возлюбленные во Христе, радуйтесь и веселитесь, будучи удостоенные великого дара и благодати единого в Троице Бога, потому что Вы есть наследие Его и святой народ, обитая в среде безбожнейших народов, и святое небесное наименование Христа, единого от Троицы, на себе самих носящие, будучи называемы христианами. Из–за этого именования претерпеваете в настоящее время тысячи скорбей от всех неверных, ненавидящих и гонящих вас, как предсказал о том Сам Господь: будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф 10:22), в веке же грядущем удостоитесь великой славы и царства Его, прежде восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе, как божественный проповедник Павел сказал, и так всегда с Господом будете (1 Фес 4:17).

Отныне вы, братия, радуйтесь, страдая и претерпевая гонения за Христа и, братия, видя, как мы притесняемы, не соблазняйтесь, но ещё более укрепляйтесь и других укрепляйте, когда кто-нибудь из благочестивых и праведных страдает. Поддерживайте гонимых силою голоса, словами о стойкости и делами милосердия, ради любви их ведите к надежде колеблющихся, чтобы и вам быть наследниками вместе с ними, как говорит апостол: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9). Нечестивых же жалейте, ибо надлежит и к ним быть милостивыми, и молиться Богу за них, борющихся против [нас], ибо таково есть дело благочестивых: молиться за гонящих и избивающих.



Преподобный Григорий Декаполит. «Видение сарацина»

В «Видении сарацина» рассказывается о пути знатного сарацина к вере — отметим две взаимоперекликающихся его вехи: видение Св. Даров как Закланного Младенца (Страсти Христовы) и мученичество сарацина (подражание Страстям).

*Андрей Кураев внесен в реестр иностранных агентов.

**Андрей Зубов внесен в реестр иностранных агентов.

Поделиться в соцсетях

Подписаться на свежие материалы Предания

Комментарии для сайта Cackle