Совсем скоро Господь придет в наш мир. На свет появится Младенец. Он пока ничего не может сам. Ему нужны забота и внимание. Мамы, которая обнимет, накормит. Папы, который защитит. Он доверился им. А мы умеем доверять Ему? Чего ждем от Господа, переступая порог храма? Благополучия, решения своих проблем, радости богообщения? Ждем всего и сразу. Но часто получаем что-то совсем другое. Почему? Разбираемся с Мариной Филоник — психологом, психотерапевтом, руководителем образовательного проекта «Психология для Церкви». А также узнаем, как не расплескать благодать и взбодрить себя, если ничего не хочется в преддверии праздников.
Мы редко взыскуем Бога как брата
Ну кто у нас от хорошей жизни что-то делает? Спортом, например, занимается? В основном люди начинают следить за собой, когда уже здоровье прижало. И так во всем. Мы ищем решение своих проблем и утешения в разных сферах, в том числе и в духовной. И это потребность даже не в Боге, а в высшей силе, в чуде исцеления, улучшения ситуации и т. д.
Что ж… Не здоровый имеет нужду во враче, но больной. И Господь нам отвечает: «Хорошо, я готов быть тебе врачом, если ты приходишь ко Мне как больной. Или учителем». Мы редко взыскуем Бога как брата, друга или как отца.
Я такой же, как и раньше
Придя в храм в нужде, человек думает, что дальше он сам и его жизнь должны радикально измениться. Если я был депрессивным — стану радостным. Был агрессивным и мрачным — буду солнышком и душкой. Но ничего не происходит. Я такой же, как и раньше. Тут легко разочароваться, обидеться и пойти искать чудеса в другом месте.
Либо может появиться опасная установка: «Пришел к Богу — должен быть радостным». А там, где я начинаю от себя что-то требовать, особенно каких-то эмоций, начинается религиозный невроз.
Бывает, конечно, когда Господь дает человеку свет, мир, благодать, радость. Но это происходит не потому, что я вдруг стал верующим. Религия — не таблетка. Хотя очень хочется таблетку, и это нормальное желание.
Давайте разделять — радость отдельно, а отношения с Богом отдельно
Радость — это такая приятная эмоция, реакция на реализацию чего-то важного для меня. Того, в чем я нуждаюсь прямо сейчас. И если я этого не получаю, я испытываю отрицательные эмоции. Здесь мы говорим не только про витальные потребности — поел, поспал, отдохнул. Это и про смыслы и ценности. И верующие в этом ничем не отличаются от неверующих. Эмоция — это результат получения или неполучения того, что для меня важно, в чем я нуждаюсь.
Когда мне хорошо, забываю о Боге
Есть модный миф: если я плохо молюсь или молюсь, только когда мне плохо, я сам притягиваю страдания. Господь попускает их, чтобы побудить меня прийти к Нему.
Этот миф вырастает из того самого опыта, про который мы уже говорили. Я молюсь только в нужде. А когда мне хорошо, забываю о Боге. По аналогии, когда разбил коленку, бегу к маме. А когда все хорошо, просто играю с детьми, а про маму и не вспоминаю.
Но ведь это не значит, что в этот момент моя любовь к маме или ее ко мне куда-то подевалась. Связь между нами осталась, когда я ушел играть во двор не с ней. Так же и с Богом. Связь с Ним не прерывается, даже если ты реже вспоминаешь о Нем.
Я хочу быть зажженной лампадой
Хорошо, ты хочешь чаще вспоминать о Боге. Поставь себе напоминалку на телефон два раза в день в любое время. И неважно, какое у тебя будет в тот момент настроение — радость или скорбь. Просто подумай о Боге. Это доступные нам вещи на уровне поведения. Но не на уровне состояния — нельзя приказать себе быть в молитвенном духе или радости.
Для этого и существует молитвенное правило, служебные циклы — от годового до недельного, суточный богослужебный круг. Чтобы человек вне зависимости от своего состояния пришел и встал на молитву.
Еще можно принести свои переживания Господу и сказать: «Забываю про Тебя, когда мне радостно. Перестаю молиться. Сделай что-нибудь. Разбуди мое сердце. Помоги чаще вспоминать о Тебе. Быть на связи с Тобой, когда мне хорошо и когда плохо».
А еще — молиться Духу Святому, как Духу мира, Духу дара жизни и радости: «Будь со мной, будь во мне. Я хочу быть зажженной лампадой».
Давайте различать феномен и его интерпретацию
Феномен: я молюсь, когда мне плохо, когда хорошо — не молюсь.
Интерпретация: это не значит, что я притягиваю к себе зло и Бог наказывает меня скорбями.
Радость — это психофизиология
Многое зависит от культурного контекста, традиций и от самих людей.
В религии потребности людей обслуживает ритуал. Дает на выходе положительные эмоции. Задействованы все наши органы чувств. Зрительное восприятие, слух, обоняние, цветовые впечатления. Но к Богу это не имеет прямого отношения.
Мы можем пойти в музей, в театр. И там испытать что-то похожее. Это психофизиология.
И мы не можем доказать, что радость, которую испытываем мы, находясь в храме, участвуя в Таинствах, принципиально отличается от того, что испытывают люди других религий. Или просто люди, получающие радость в результате встречи с каким-то творческим началом.
Время от времени проводятся подобные исследования. Но никто наверняка ничего не знает.
И здесь включается механизм веры
Лично я хочу думать и думаю, что подлинно духовный опыт, опыт встречи с Богом, имеет иную онтологию, чем все другие виды радости.
Но я против разделения на профанное и сакральное. Можно одухотворить всю свою жизнь. Понимая, что вся она — дар Бога. И тогда радость от встречи с друзьями, от прогулки, от работы, молитвы — все превращает в молитву. Сама жизнь становится молитвой. Я все считываю как проявление присутствия Бога.
Не расплескать радость от Причастия
Часто люди жалуются, что, получив радость от Таинств, от Причастия, не могут надолго ее сохранить.
У нас разная эмоциональная лабильность. На кого-то перышко упало, и это конец света. У другого шквал неприятностей, а он улыбается. Это природа и конституция. Но одновременно с этим каждый понимает, когда сделал что-то, от чего мрак в душе. Эти моменты мы можем отследить. Но тоже не всегда.
Так что, если Господь налил тебе благодати в тазик, а ты ее до дома не донес, не преувеличивай, не все в твоей власти.
И в этот момент нам еще больше нужен Бог. Пусть Он придет и поселится в нашем сердце, которым я не могу управлять. Потому что мне не донести этот тазик, не расплескав его.
Пришел без благодати и ушел без нее
Человек может и в депрессии в церковь прийти. Стоять на службе, участвовать в Таинствах и вообще ничего не чувствовать. В таком состоянии очень тяжело молиться, исповедоваться, причащаться. Пришел без ощущения благодати и ушел без него. И сейчас этого очень много. Тут может быть вызов для веры и верности — когда я как пень, сохранится ли моя вера? Или она зиждется больше на эмоциях?
Мы хотим улучшения своего состояния — это нормально. Так и раньше было. Почитайте Евангелие. За Христом всегда шли кривые, косые, немощные и больные.
И сейчас мы осознаем свое неблагополучие, свою болезнь и приходим в храм. И это хорошо, это нормально.
Не радуйся сильно, беду накличешь
Это миф не религиозный. Идея его такова: сейчас все хорошо, но потом, я знаю, будет плохо. Чтобы встретить будущие проблемы во всеоружии, расслабляться нельзя.
И опять феномен и его интерпретация
Феномен: жизнь — полосатая, как зебра. Готовься не готовься, все равно придет черная полоса. А потом опять белая. Такова реальность. И от этого никуда не деться.
Интерпретация: не хочу черную полосу. Чтобы сделать, чтобы ее не было? Или она была бы поменьше?
Рецепт: буду поменьше радоваться. Тогда черной полосы не будет
В этом есть некий смысл. Амплитуда моих эмоций будет невелика. Значит, эмоциональные качели от печали до радости — меньше. Такая средне-серая субдепрессия.
Но это никак не влияет на приход черной полосы. Она придет. Неожиданно. И ты все равно будешь к ней не готов.
Но если ты постоянно в ожидании «конца света» — получишь хронический стресс со всеми вытекающими.
Грех себя не радовать
Если мне что-то приносит радость, и я могу для себя сделать что-то приятное — это надо делать обязательно. Встречаться с хорошими людьми, гулять, танцевать, читать любимые книги. И не считать полученную от этого радость грехом. Грех этого не делать. «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком», — говорится в Евангелии от Иоанна.
Бывают и исключения
Есть, конечно, медицинские диагнозы. Биполярное расстройство, другие нездоровые состояния. У человека гипервозбуждение нервной системы. Он постоянно в приподнятом, радостном настроении. У него куча планов. Он открывает бизнес, берет кредиты. Заражает окружающих своими идеями. Потом все это лопается, как мыльный пузырь. Итог печален. Бизнеса нет, друзей нет. Остаются только кредиты. Но это все-таки эмоциональное расстройство. Мы сейчас говорим про другое.
Планы и итоги
Скоро праздники. Хорошо в преддверии Нового года подводить итоги и строить планы. Это развивает осознанность. Но здесь есть опасность провалиться в тяжелое чувство вины, что опять что-то не получилось. Я напланировал себе одно, а у меня случилось совершенно другое. И я начинаю себя ругать, что вот опять не смог, не сделал.
Людям, которые склонны к этому, лучше попробовать отказаться от всяких планов. И принимать то, что Бог дает сегодня. Учиться проживать здесь и сейчас. Или строить их на очень короткий период времени, например на день. Все получилось — хорошо. Не получилось — ну и ладно. Завтра будет еще что-то.
Червь сравнения
Еще один из источников непраздничного настроения — сравнение своей жизни с жизнью других людей. Мы смотрим соцсети, телевизор. Везде глянец, а у нас быт.
А в праздники разница между «ними» и мной кажется колоссальной. Еще в ноябре или марте мы как-то даже и неплохо жили. Но сейчас посмотрел, как у «них», и стало ясно, у меня так никогда не будет.
Выбери жизнь — перенастрой оптику
А увидеть хорошее в своей жизни, и тем более поблагодарить за это Господа и себя, мы часто не умеем.
Вот с грехами и невыполненными планами проблем нет. Мы их видим. И правильно — надо же страдать. А ты попробуй, перенастрой оптику, поменяй стратегию. Выбери жизнь. Если уж и подводить итоги года, то попробовать на хорошем сфокусироваться.
Как взбодриться, когда ничего не хочется
Когда человек говорит, что ничего не хочет, ему не «ничего не хочется». Ему не хочется того, что он должен. Чего от него ждут или он сам ждет от себя.
Не хочется накрывать стол, ставить елку, принимать гостей, ездить по родственникам. И это понятная история.
Представь, что к тебе пришел волшебник
Сейчас он исполнит твое желание. Что ты хочешь? Лежать на диване? Ложись. Не хочешь в гости, останься дома.
А еще что хочешь? Пойти в парк, в кафе с подружкой? Можно. Тебе можно. Иди.
Но мы застреваем в состоянии недовольства. Мы ничего себе не позволяем. Путь к изменениям лежит через принятие. Ты разрешаешь себе ничего не делать, тебе можно на диван. Ты перестаешь бороться с собой. Смиряешься. Позволяешь себе сегодня какие-то вещи, которые не позволял раньше.
И тогда происходит чудо. В течение нескольких дней или нескольких месяцев появляются силы, желания. Жизнь меняется к лучшему. Это физиология. Потому какая может быть радость, если ты истощен физически и психически.
Волшебный пинок
А иногда надо не рефлексировать и жалеть себя, а дать себе волшебный пинок.
Если мне не хочется что-то делать, но я знаю, что в результате будут реализованы мои потребности, надо себя пересилить и сделать. По плодам дастся потом и улучшение состояния.
Не хочется ехать к друзьям, но ты знаешь, что там будет классно. Надо ехать.
Не хочется идти в бассейн или на фитнес. А ведь потом настроение поднимется и будет чувство удовлетворения. И ты знаешь об этом. Надо идти.
Аппетит приходит во время еды.
И все-таки про Рождество!
Господь пришел в наш мир. Пока еще беззащитный Младенец, нуждающийся в помощи. Он доверился людям, которые рядом. Бог доверился нам!
Позволим и мы себе принять это чувство беззащитности, слабости, малости. Попробуем в эти дни отнестись к себе, как Мария относится к Нему. С такой же заботой и принятием.
Пусть это будет рождественским даром, рождественской молитвой: «Господи, Ты рождаешься прямо сейчас и пока ничего не можешь. И я ничего не могу. Я сдаюсь. Я хочу лечь рядом с Тобой и молиться. Хочу, чтобы Мария позаботилась о нас двоих».
И сдавшись, упав в эти любящие руки, я даю наконец-то возможность действовать Богу. Не в этом ли главный смысл Рождества? Сдаться и стать ближе к Нему.
Смотрите всю беседу Ольги Лебединской с Мариной Филоник здесь.
Марина Филоник — психолог, психотерапевт, руководитель проекта «Психология для Церкви»
https://vk.com/psyforchurch — канал образовательного проекта «Психология для Церкви» «ВКонтакте»
https://t.me/psyforchurch — канал образовательного проекта «Психология для Церкви» в Telegram
https://t.me/filonikm — канал психолога Марины Филоник в Telegram