В день памяти святой блаженной Ксении Петербургской каждый раз оказываешься рядом с тайной юродства, задумываешься и понимаешь, как мало знаешь еще об этом мире. В чем святость и величие этой женщины? Как она решилась выбрать свой путь и устояла на нем в течение сорока пяти лет? Что хотела сказать Ксения своей жизнью тем, кто был рядом с ней?
Привлекая внимание
Подвиг юродства состоит из многочисленных парадоксов и загадок. Человек, выбирающий этот путь, входит в конфликт с миром и отвергает его правила. Протестует не только против надуманных вещей, но и против естественных установлений. Юродивый будто бы презирает этот мир. Но, в отличие от монахов, не уходит из мира, а наоборот, сознательно занимает в нем активную и заметную позицию. Необычный внешний вид юродивых привлекает внимание окружающих.
Святой Василий Блаженный ходил совсем без одежды, святой Иоанн Большой Колпак кроме колпака носил на теле тяжелые вериги с медными крестами, железные кольца на запястьях и пальцах рук. Конечно, таких людей замечали и запоминали те, кто оказывался рядом.
Только представьте, какое внимание привлекала к себе Ксения, одевшись в зеленый мундир только что почившего мужа. Женщина в мужском костюме, изо дня в день бродящая по улицам, одетая не по погоде, говорящая загадками и притчами. Конечно, на Петербургской стороне ее узнавал каждый прохожий. Узнавал. Всматривался в поступки. Вслушивался в ее слова.
Особый почерк святой
У каждого юродивого свой способ разговора с этим миром, свой особый почерк. Замечено, что мужское и женское юродство имеют различия. В основе мужского юродства чаще всего лежит яркий протест. Юродивые мужчины обличают властителей, нарушают этические нормы, хулиганят, провоцируют окружающих и часто становятся жертвой агрессии. Тем временем образ жизни юродивых женщин хоть и имеет свои заметные странности, но более тихий и мирный.
Всматриваясь в историю Ксении Петербургской, замечаешь особую ее черту. Редкие документальные свидетельства о жизни блаженной и яркое житие, насыщенное свидетельствами о помощи ближним, дают нам представление о характерной для нее готовности заботиться о тех, кто рядом.
Это качество объединяет многие известные нам поступки святой Ксении.
В решении называть себя именем почившего супруга видится забота о вечном его поминании. Мы знаем лишь, что Андрей Федорович Петров был певчим придворного хора, имел высокий офицерский чин и скончался, прожив в браке три с половиной года. Но на протяжении столетий вместе со святой Ксенией христиане вспоминают и его. При жизни же святой подвижницы имя его народ поминал постоянно, называя ее не иначе как Андреем Федоровичем. Даже улица, на которой Ксения жила с супругом, согласно документам, была названа «Андрея Петрова улицей». Ныне это улица Лахтинская.
Еще одним примером заботы о ближнем является то, как Ксения распорядилась своим домом. После смерти Андрея Федоровича она отдала весь дом своей знакомой Параскеве Антоновой для устройства заведения, именуемого в старинных книгах «странноприимница». Сегодня мы назвали бы его приютом для бездомных. Человека, открывающего такой приют, не сложно представить — большое сердце, твердое понимание того, как тяжела жизнь нищего, как важно обеспечить человеку кров и еду. Конечно, Ксения была именно такой. Но здесь один из многих парадоксов, характерных для жизни юродивых. Понимая всю тяжесть такой жизни, она добровольно принимает решение стать бездомной и нищей.
После передачи дома блаженная скитается в поисках крова. По некоторым сведениям, Ксения жила в арзамасской Алексиевской женcкой общине, останавливалась на ночлег в разных домах или вовсе оставалась ночью на улице, чтобы молиться Богу. Интересно, что факт ночных молений был зафиксирован полицией, которая, обеспокоившись ночными исчезновениями блаженной, устроила за ней слежку.
Имея дворянское происхождение, будучи вдовой полковника (по некоторым сведениям, подполковника), молодая 26-летняя Ксения выбирает особый путь, лишает себя всего и просит на улицах милостыню. Тут есть еще одна загадка или даже притча. Всем в народе известно, что Ксения ни от кого не принимает монету больше одной копейки. Это означает, что деньги для Ксении не важны. Но также все знают, что если у кого-то в лавке блаженная возьмет пирожок или кусочек пряника, то торговец в этот день получает хорошую прибыль. Святая демонстрирует неважность денег, обходится одной копейкой, и при этом готова молиться Богу об успешном труде торговца, о его материальном благополучии.
Примеров заботы о близких в жизни святой Ксении много. Втайне от всех она поднимает по ночам кирпичи на леса строящейся церкви на Смоленском кладбище. Судя по тому, что строители заметили происходящее и принялись выслеживать, кто им помогает по ночам, можно догадаться, что кирпичей Ксения успевала за ночь поднимать довольно много. Здесь видно желание облегчить труд рабочих и стремление быть причастной к строительству храма.
И после перехода в иной мир Ксения особенно заботится о семьях. Вот она находит младенцу-сироте мать, указывая бездетной женщине, где именно находится новорожденный ребенок, оставшийся без родителей. Спасает невесту от жениха-обманщика, скрывающегося от полиции. Находит овдовевшему человеку хорошую супругу. Успокаивает женщину, говоря, что дом ее не сгорит от будущего пожара. Надворному советнику Думашеву предрекает, что царь простит ему большие долги прямо на Пасху. Об этом случае сохранилось документальное свидетельство — прошение на имя царя, в котором Думашев благодарит Павла I за прощение больших долгов и рассказывает о предсказании блаженной Ксении.
Примеры заботы Ксении о людях бесчисленны. Спустя три десятилетия после смерти святой с просьбами на ее могилку приходил уже весь Петербург. Землю на место ее захоронения неоднократно приходилось досыпать, так как благочестивые паломники уносили ее по горсточке домой. Положенную на могилку каменную плиту раздробили на камешки и также унесли по домам. В благодарность за помощь и заботу на народные пожертвования в 30-е годы XIX века была построена первая часовня, а в 1902 году над могилой возвели стоящую по ныне часовню в неорусском стиле.
В советское время часовня была закрыта властями, но люди продолжали посещать Ксенюшку. Помолиться внутри часовни было невозможно, и в народе родилась традиция трижды обходить часовню с молитвой.
По сей день в храм Смоленской иконы Божией Матери приходит большое количество писем с рассказами о помощи святой. Свидетельства эти собираются, печатаются в церковной газете и выкладываются в приходские социальные сети.
Безумцы, подающие нам пример
Подвиг юродства очень редкий. В Православной Церкви наибольшее распространение он получил именно на Руси. Были среди юродивых разные люди: и психически нездоровые, и притворщики, и хулиганы. Но были и настоящие подвижники, те, кто своей верой и делами действительно исповедовал Христа.
В 1988 году Русская Православная Церковь причислила Ксению к лику святых. Тем самым мы не только получили подтверждение, того что у блаженной можно просить молитвенной помощи в нуждах. Церковь указала нам, христианам, святую Ксению как пример для подражания.
Это снова выглядит как загадка. Как можем мы, обычные люди, подражать человеку, выбравшему один из самых сложных подвигов – юродство ради Христа? Мы ведь не решаемся ориентироваться на монахов, у них устав, долгие молитвы и строгий пост. А тут перед нами женщина, отвергшая правила и привычки этого мира, отвергшая свое имя, без дома, без денег, без теплой одежды и вкусной еды. Странно говорит. Молится ночами напролет. Нам ли на нее равняться!
Но, если присмотреться, то становится ясно, что жизнь Ксении — настоящий ориентир. В нашем мире прямо рядом с нами может жить человек, который готов:
стать бездомным, чтобы другие получили в пользование его дом;
не брать в руки больше копейки и молиться при этом, чтобы у торговцев был хороший доход;
не иметь семьи, но быть тем, к кому многие люди обращаются с просьбой помочь обрести счастье в браке;
не знать материнства, но усердно молиться Богу о даровании детей многим женщинам.
Подвиг святой Ксении — очень яркий и важный для нас пример того, как можно иметь свои нерушимые убеждения и одновременно заботиться о тех, кто думает совсем по-другому и хочет совершенно другого, нежели ты. Среди сотен людей, получивших помощь по молитвам святой Ксении, есть и те, кого, строго говоря, нельзя назвать христианами, есть, возможно, и те, чьи моральные качества невысоки. Но святая одарила их своей любовью. Для нас сегодняшних, привыкших презирать тех, чьи взгляды отличаются от наших, образ жизни или уровень образования не такой, как у нас, привыкших делить людей на ближних и дальних, святая Ксения — пример терпения и настоящей любви.
Использованы иллюстрации Александра Простева